Типы цивилизаций. Анализ ментальностей
РЕФЕРАТ "Поиск оснований взаимодействия ментальностей" Крупской Е.В. Июнь 2001 Содержание.
Введение. 1. Понятие ментальности. 2. Типы цивилизаций. Анализ ментальностей. Первичный тип цивилизаций. Протоцивилизация. Ранние цивилизации. Мировые цивилизации. Универсальные цивилизации. Цивилизации Востока. Западная цивилизация. Региональные цивилизации. 3. Диалог цивилизаций: Восток-Запад. VII конференция философов на Гавайях. I международный философский симпозиум в Москве. II международный философский симпозиум. III международный философский симпозиум. 4. Особенности Российской ментальности. 5. Предварительные выводы. Список используемой литературы. Введение. Г.Ф. Сунягин в статье "О некоторых предпосылках культуры возрождения" напоминает, что в эпоху Возрождения с возникновением городов происходит изменение отношения к человеку. Хозяйственная независимость городов, сборный состав их населения, не ведающий кастовых перегородок, объединение во влиятельные торгово-промышленные союзы-цехи и гильдии - все это способствовало возникновению и укреплению установки уважения "маленького" человека. Торговля и ремесло, которые раньше были связаны с предметами роскоши, теперь стали доступными для всех людей. Торговцы и ремесленники способствовали укреплению демократических принципов. Как правило, эти установки эпохи Возрождения противопоставляются установкам восточных обществ. Но нельзя предполагать, что гуманизм присущ только Европе. Так в статье Е.М. Примакова "Волна "исламского фундаментализма": проблемы и уроки" отмечается, что в странах, где сильны позиции ислама, большое внимание уделялось и уделяется мелким собственникам - торговцам и ремесленникам. Эта группа населения всегда имела сильное влияние на Востоке, что поддерживалось и исламскими принципами равенства людей общины. Эта группа ревностно поддерживает ислам, как гарантию их защиты от монополий и политического произвола. Таким образом, не смотря на определенные различия, можно найти и общие черты в разных культурах. Это дает возможность говорить о поиске оснований взаимодействия ментальностей.
Понятие ментальности. Понятие ментальности еще недостаточно разработано в отечественной Научной литературе. Ставится даже вопрос о правомерности его существования. Но как отмечает Е.М. Скворцова в книге "Теория и история культуры", понятие ментальности наиболее приемлемо при взгляде на культурное развитие человечества как процесс чередования цивилизаций. Она напоминает, что латинский термин "ментальность" означает: образ мышления, общая духовная настроенность человека, группы людей; также это понятие употребляют как синоним общественного сознания. В материалах "круглого стола" по теме "Российская ментальность" в "Вопросах философии" мы находим более точное определение ментальности. И.К. Пантин рассматривает ментальность "как выражение на уровне культуры народа исторических судеб страны, как некое единство характера исторических задач и способов их решения, закрепившихся в народном сознании, в культурных стереотипах."[4,с.30]. Используя термин "менталитет" и понимая его как синоним "ментальности", И.К. Панин дает еще одно интересное определение: "Менталитет, как мне представляется , это - своеобразная память народа о прошлом, психологическая детерминанта поведения миллионов людей, верных своему исторически сложившемуся "коду" в любых обстоятельствах, не исключая катастрофические". [4, с.30]. Таким образом, понятие ментальности, можно воспринимать как особый исторический код народа или цивилизации, выраженный в культуре. В книге "Теория и история культуры" упоминается также подход психоаналитической философии к культуре (3. Фрейд, К.Г. Юнг, Э. Фромм). Он заключается в том, что "культура символически кодирует реальность, создавая универсальные образы поведения и мышления, посредством которых осуществляется социализация человека." [3, с.78]. То есть историческая судьба народа порождает соответствующий код культуры, который затем передается следующим поколениям. Подводя итоги "круглого стола" [4,с.51] А.П. Огурцов говорит и о трудностях анализа ментальности. Он подчеркивает, что даже в статьях известного отечественного историка А.Я. Гуревича приводятся различные определения ментальности. Это или противоречивая целостность картины мира, или дорефлексивный слой сознания, или социокультурные автоматизмы сознания индивидов и групп, или глобальный, всеобъемлющий "эфир" культуры, в который погружены все члены общества. Таким образом, в поиске взаимодействия ментальностей мы должны рассматривать взаимодействие культур и принимаемых человеком (часто и бессознательно) образцов поведения и мышления. Типы цивилизаций. Анализ ментальностей. Цивилизация - это общность с особым типом культуры. Рассмотрев типы цивилизаций, мы сможем лучше понять их отличия и общие черты. В книге "Теория и история культуры" [3] приводятся наиболее часто встречающиеся квалификации типов цивилизационных сообществ.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (725)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |