Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования. Основы правового статуса г. Москвы как субъекта Российской Федерации



2015-12-04 1824 Обсуждений (0)
Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования. Основы правового статуса г. Москвы как субъекта Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок




В федеративном (государственном) устройстве Российской Федерации выделяются три однородные группы субъектов:

• республики в составе Российской Федерации;

• края, области, города федерального значения;

• автономная область, автономные округа.

Республика в составе Российской Федерации – это демократическое унитарное правовое государство, являющееся субъектом Федерации и строящее отношение c Российской Федерацией на основе Конституции, Федеративного договора и двусторонних договоров и соглашений.

Края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург являются государственно-территориальными образованиями.

Автономные область и округа выступают как форма национальной государственности народов, компактно проживающих на определенной территории.

Согласно ст. 66 Конституции статус республики определяется Конституцией Российской Федерации и конституцией республики, а статус края, области, автономной области, автономного округа – Конституцией Российской Федерации, их уставами. По представлению законодательных и исполнительных органов автономной области, автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области, автономном округе.

Следует согласиться c существующей в науке конституционного права точкой зрения о том, что существенных отличий между конституцией республики и уставами других субъектов Российской Федерации фактически нет, так как и конституция, и устав идентичны и по охвату сфер правового регулирования, и по своей юридической силе, и по способам правовой охраны.

Основываясь на данной точке зрения, представляется правильным рассмотреть единые для всех субъектов Российской Федерации признаки их конституционно-правового статуса.

1. Все субъекты Российской Федерации имеют свою территорию и обладают территориальным верховенством. Территория является пространственным пределом распространения государственной власти субъекта Российской Федерации. Она принадлежит народу субъекта Российской Федерации вместе c природными ресурсами. Субъект Российской Федерации обеспечивает свою территориальную целостность. Границы между субъектами Российской Федерации могут быть изменены только c их взаимного согласия.

2. Субъекты Российской Федерации имеют свои основные законы (конституции или уставы) и законодательные системы. Конституции и уставы самостоятельно разрабатываются субъектами Российской Федерации и принимаются или путем референдума, или высшим представительным законодательным органом. Федеративный характер России обусловливает необходимость соответствия конституций (уставов) и законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации Конституции Российской Федерации (ст. 72 Конституции).

3. Каждый субъект Российской Федерации наделен правом федеральной законодательной инициативы в Федеральном Собрании Российской Федерации (ст. 104 Конституции). По предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов издаются как федеральные законы, так и принимаемые в соответствии c ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 76 Конституции). Вне пределов ведения Российской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ субъекты Российской Федерации осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 76 Конституции). Законы и иные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Федерации и совместного ведения. В случае противоречия правового акта субъекта Российской Федерации федеральному закону, изданному по вопросам вне пределов ведения Федерации или совместного ведения Федерации и субъектов, действует нормативный правовой акт последнего (ч. 6 ст. 76 Конституции).

4. Органы законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации наделены правом обращения в Конституционный Суд Российской Федерации в случаях нарушения федеральными властями их полномочий. В свою очередь Конституционный Суд Российской Федерации рассматривает вопрос о соответствии Конституции Российской Федерации конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации (п. «б» ч. 2 ст. 125 Конституции).

5. Каждый субъект Российской Федерации самостоятельно определяет и формирует систему органов законодательной, исполнительной и судебной власти. Согласно ст. 77 Конституции эта система должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и общим принципам организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленных федеральным законом. В пределах ведения Федерации, совместного ведения Федерации и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации (ч. 2 ст. 77 Конституции).

6. Все субъекты Российской Федерации имеют прямое представительство в Федеральном Собрании. В Совет Федерации входят по два представителя от каждой республики: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

7. Субъекты Российской Федерации имеют элементы международной правосубъектности. Они могут быть самостоятельными участниками международных отношений, внешнеэкономических связей. Субъекты Российской Федерации заключают международные договоры и соглашения, имеют зарубежные представительства, могут быть членами региональных международных организаций. Общий порядок координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, а также правовые гарантии обеспечения прав и законных интересов субъектов Российской Федерации при установлении и развитии международных и внешнеэкономических связей определены в Федеральном законе от 4 января 1999 г. «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации».

Субъекты Российской Федерации в пределах своих полномочий обладают правом на осуществление международных и внешнеэкономических связей c субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также на участие в деятельности международных организаций в рамках органов, созданных специально для этой цели. Субъекты c согласия Правительства России могут осуществлять такие связи и c органами государственной власти иностранных государств.

Органы государственной власти субъекта Российской Федерации заблаговременно уведомляют соответствующие федеральные органы исполнительной власти о вступлении в переговоры о заключении соглашения об осуществлении международных и внешнеэкономических связей.

Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации возлагается на федеральные органы исполнительной власти.

8. Каждый субъект Российской Федерации имеет такой важный элемент государственности, как официальный государственный язык. В республиках, автономной области и автономном округе наряду c русским языком может устанавливаться свой государственный язык. Субъекты Российской Федерации признают и гарантируют равные права всех национальных языков на сохранение и развитие.

9. Все субъекты Российской Федерации имеют свою государственную символику: государственный герб, флаг, гимн и столицу. Их изображение, описание, статус закреплены в конституциях и иных актах, выражают самобытность и исторические, национальные традиции народов субъекта Российской Федерации.

Следует отметить, что помимо рассмотренных выше форм государственности (политического самоопределения) в Российской Федерации установлены и формы национально-культурного самоопределения, к которым следует отнести национально-культурные автономии. Их правовой статус определяется в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. «О национально-культурной автономии».

Федеральное законодательство также особо охраняет и защищает права коренных малочисленных народов. В соответствии c Федеральным законом от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» установлены особые условия образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации для ведения ими на этих территориях традиционного природопользования и традиционного образа жизни. Там же определены правовые основы общинной формы самоуправления и государственные гарантии его осуществления.

К числу элементов конституционно-правового статуса города Москвы как субъекта РФ можно отнести следующие:

1. Город Москва обладает собственной территорией.

Формирование современной границы города Москвы, в целом, было завершено к концу 1984 года принятием Постановления Совета Министров РСФСР от 29 декабря 1984 г. № 541 «Об установлении городской черты г. Москвы».

В настоящее время территориальное деление города Москвы и описание границ районов города осуществляется на основании Устава города и Закона города Москвы от 5 июля 1995 г. № 13-47 «О территориальном делении города Москвы» (ред. от 28.11.2007 г.). Территориальное деление Москвы – это взаимосвязанная система территориальных единиц, создаваемая в пределах границ города (ст. 1 Закона № 13047). Территориальными единицами города Москвы являются районы и административные округа, имеющие наименования и границы, закрепленные правовыми актами города Москвы (ч. 1 ст. 15 Устава города).

2. Наличие собственного Устава и законодательства.

Устав города Москвы был принят 28 июня 1995 года и затем неоднократно изменялся. Устав состоит из 13 глав и 85 статей. Уставом города Москвы регулируются вопросы определения территории города, установлены принципы народовластия, символика города, система правовых актов города, установлены полномочия города Москвы, административно-территориальное деление, отношения собственности и земельно-имущественные отношения, бюджетно-финансовая система города, местное самоуправление.

В Уставе закрепляются основы организации системы и правового положения органов государственной власти города Москвы. Отдельной главой регулируются основы судебной власти и правоохранительных органов города Москвы. Уставом города регулируются также формы непосредственной демократии в Москве.

Учитывая особый статус Москвы как столицы Российской Федерации, Устав содержит отдельную главу, посвященную осуществлению Москвой столичных функций. Москва как субъект Федерации является участником международных, внешнеэкономических и межрегиональных отношений, что закреплено в отдельной главе Устава. Уставом также регулируется порядок внесения поправок в Устав.

3. Город Москва образует свою систему органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

В соответствии с Уставом города, постоянно действующим высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума. Исполнительную власть в Москве осуществляют Мэр Москвы – высшее должностное лицо города; Правительство Москвы – высший постоянно действующий коллегиальный орган исполнительной власти города, обладающий собственной компетенцией и обеспечивающий согласованную деятельность других органов исполнительной власти города; отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города. Судебная система в городе Москве является составной частью судебной системы Российской Федерации и включает в себя Московский городской суд, районные суды, Арбитражный суд города Москвы, Уставный суд города Москвы, мировых судей, другие судебные органы, учрежденные в соответствии с федеральным законом.

4. Город Москва обладает компетенцией по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, а также по предметам собственного исключительного ведения.

5. Город Москва обладает государственной символикой.

В соответствии со ст. 8 Устава, город Москва имеет герб, флаг и гимн. Описание герба, флага и гимна города Москвы и порядок их использования регулируются Законами города Москвы от 11 июня 2003 г. № 38 «О флаге города Москвы», № 39 «О гербе города Москвы», а также Законом города Москвы от 14 июля 1995 г. № 15-51 «О гимне города Москвы».

6. На территории города Москвы в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Уставом города Москвы осуществляется местное самоуправление.

 




2015-12-04 1824 Обсуждений (0)
Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования. Основы правового статуса г. Москвы как субъекта Российской Федерации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Край, область, города федерального значения – государственно-территориальные образования. Основы правового статуса г. Москвы как субъекта Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1824)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)