Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основы правового статуса г. Москвы как столицы РФ (функции, полномочия)



2015-12-04 2127 Обсуждений (0)
Основы правового статуса г. Москвы как столицы РФ (функции, полномочия) 4.33 из 5.00 3 оценки




Согласно ч. 2 ст. 70 Конституции город Москва является столицей Российской Федерации.

Несмотря на свою многостатусность, Москва не является особой территориальной единицей, чей правовой статус отличался бы от статуса других публично-правовых образований, поскольку Конституцией установлен принцип равноправия всех субъектов Российской Федерации.

Между тем, в иных федеративных государствах, например, США, Мексике, Бразилии в структуре территориальной организации предусмотрены федеральные округа – административно-территориальные единицы с располагающимися на них столицами этих государств.

Следует иметь в виду, что созданные в России Указом Президента РФ от 13 мая 2000 г. № 849 федеральные округа не имеют ничего общего с округами – столицами в зарубежных федеративных государствах. Столица – это всегда в определенном смысле «вывеска», «лицо» государства, которому необходимо особое положение, особый имидж. В то же время столица – наиболее уязвимое с политической точки зрения место в стране.

Статус города Москвы как столицы РФ установлен Законом РФ от 15 апреля 1993 г. № 4802-1. Вопросы осуществления Москвой столичных функций регулируются также Уставом города (глава 11).

Статья 1 Закона РФ «О статусе столицы Российской Федерации» дает определение столицы Российской Федерации – это место нахождения федеральных органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы. Это определение расшифровывает широко используемое в законодательстве понятие «столичные функции», которые в наиболее общем виде сводятся к обеспечению функционирования высших органов государственной власти, созданию условий для взаимодействия между этими органами и важнейшими социальными институтами российского общества и обеспечению их контактов с представителями иностранных государств.

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными Законом РФ «О статусе столицы Российской Федерации» особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации (ст. 2 Закона).

Столичный статус придает городу федерального значения Москве как субъекту РФ определенные особенности.

В целях реализации столичных функций органы государственной власти города Москвы наделяются специальными полномочиями, которые закреплены одновременно в Законе РФ «О статусе столицы РФ» и Уставе города Москвы, причем в последнем указанные полномочия представлены более широко.

В соответствии со ст. 4 Закона РФ «О статусе столицы РФ», а также п. 1 ст. 70 Устава города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги.

Законом РФ «О статусе столицы РФ» (ст. 8) установлено, что здания, строения, сооружения, находящиеся на территории города Москвы, и помещения, в которых размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации находятся в федеральной собственности. Земельные участки, на которых расположены указанные здания, строения, сооружения, а также земельные участки, которые расположены на территории города Москвы и право собственности Российской Федерации на которые признано федеральными законами или возникло при разграничении государственной собственности на землю либо которые приобретены Российской Федерацией по предусмотренным гражданским законодательством основаниям, находятся в федеральной собственности.

Установлены особенности предоставления федеральным органам государственной власти Российской Федерации земельных участков, находящихся в собственности города Москвы (ст. 9 Закона РФ «О статусе столицы РФ»). Земельные участки предоставляются органами государственной власти города Москвы для размещения зданий, строений и сооружений, необходимых для выполнения полномочий федеральными органами государственной власти Российской Федерации, в соответствии с перечнем, формируемым Правительством Российской Федерации. Указанные земельные участки в установленном законом порядке приобретаются федеральными органами государственной власти Российской Федерации в федеральную собственность Российской Федерации или предоставляются им в аренду в соответствии с Генеральным планом развития города Москвы и программами развития отдельных городских территорий.

В соответствии со ст. 10 рассматриваемого Закона, здания, строения, сооружения и помещения, находящиеся в собственности города Москвы, предоставляются органами государственной власти города Москвы федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга в аренду в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В таком же порядке предоставляются в аренду находящиеся в собственности города Москвы здания, строения, сооружения и помещения дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации, если иное не установлено международными договорами Российской Федерации. В решении вопросов о предоставлении в аренду указанных зданий, строений, сооружений и помещений интересы дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации в отношениях с органами государственной власти города Москвы представляют органы, уполномоченные Правительством Российской Федерации.

На основании уже упоминавшихся выше ст. 4 Закона РФ «О статусе столицы РФ» и п. 1 ст. 70 Устава города Москвы и в рамках реализации столичных функций органы власти города Москвы обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий; участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы – столицы Российской Федерации; участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы; согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.

В юридической литературе отмечается, что не все положения Закона РФ «О статусе столицы РФ» исполняются на практике. Так, на протяжении многих лет федеральные органы государственной власти не обеспечивают в полном объеме оплату услуг города Москвы по непосредственному обеспечению деятельности органов государственной власти РФ, представительств, других столичных учреждений, в частности, не выплачивая арендную плату за предоставленные земельные участки, здания, другую недвижимость, не уплачивая земельный налог за находящиеся в собственности РФ земельные участки под зданиями высших органов государственной власти РФ.

Федеральные органы государственной власти не обеспечивают принятие, финансирование и реализацию целевых федеральных программ развития города Москвы, что вынуждает органы власти города Москвы полностью, включая обеспечение столичного уровня городской среды, осуществлять развитие города Москвы за счет средств городского бюджета и привлеченных средств инвесторов. При этом органы государственной власти города Москвы выполняют свои обязанности по непосредственному обеспечению деятельности федеральных органов государственной власти, представительств, других столичных учреждений практически в полном объеме.

В Уставе города (ст. 71) предусмотрен механизм компенсации затрат города в связи с осуществлением им функций столицы РФ. Установлено, что дополнительные расходы бюджета города Москвы на осуществление функций столицы Российской Федерации, возникшие в результате решений федеральных органов государственной власти, подлежат компенсации за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном федеральным законодательством. В соответствии с п. 2 ст. 70 Устава, органы власти города Москвы вносят в федеральные органы в установленном порядке предложения о возмещении потерь и затрат бюджета города Москвы за счет субвенций федерального бюджета в соответствии с федеральными законами.

Следует отметить, что последняя редакция Закона РФ «О статусе столицы РФ» не содержит правового регулирования возмещения затрат города Москвы на осуществление столичных функций. Ранее в Законе имелась ст. 6, которая предусматривала полную компенсацию указанных затрат за счет субвенций из республиканского бюджета Российской Федерации, за счет платежей за предоставляемые городом услуги, вносимых федеральными органами государственной власти Российской Федерации, представительствами республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическими представительствами иностранных государств в Российской Федерации. Субвенции из бюджета РФ должны были выделяться отдельной строкой в бюджете РФ в рублях и в валюте.

С 2004-го года положения ст. 6 указанного Закона утратили юридическую силу, хотя в литературе отмечается, что и прежде данные нормы выполнялись не всегда и не в полном объеме.

Затраты Москвы компенсировались лишь частично, причем не в форме субвенций, а путем, например, передачи в собственность города Москвы находящихся в федеральной собственности акций акционерных обществ. Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г.», в целях частичной компенсации расходов на осуществление функций столицы Российской Федерации в собственность Москвы в 2004 г. передавались акции на сумму до 3 300,0 млн. рублей по их рыночной стоимости.

Дополнительные услуги, связанные с обеспечением охраны и безопасности, использованием земельных участков, зданий, строений, сооружений и помещений, проведением в городе Москве общегосударственных и международных мероприятий, предоставляются органами исполнительной власти города Москвы на договорной основе.

На основании ст. 7 Закона РФ «О статусе столицы РФ» и ч. 4 ст. 70 Устава города Москвы, проект генерального плана развития города Москвы, разрабатываемый администрацией города Москвы, согласовывается с Правительством Российской Федерации в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации и вносится на утверждение представительного органа власти города Москвы. Споры, возникающие по вопросам перспективного планирования развития города Москвы, разрешаются согласительными комиссиями, создаваемыми заинтересованными органами государственной власти на паритетной основе.

Генеральный план города Москвы (основные направления градостроительного развития города Москвы) принят Законом города Москвы от 27 апреля 2005 г. № 14 (в ред. от 25 июня 2008 г.). В числе принципов градостроительного развития города в Законе названо обеспечение интересов Российской Федерации в создании градостроительных условий для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации. Главой 4 Закона регулируются особенности градостроительного развития города Москвы в части осуществления городом столичных функций.

К объектам градостроительной деятельности, обеспечивающим осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации, отнесены: 1) здания, строения, сооружения, занимаемые федеральными органами государственной власти; 2) здания, строения, сооружения, занимаемые представительствами субъектов Российской Федерации и дипломатическими представительствами иностранных государств в городе Москве; 3) здания, строения, сооружения жилого, общественного, культурно-бытового, коммунального и иного назначения, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации и дипломатических представительств иностранных государств в городе Москве; 4) здания, строения, сооружения, необходимые для проведения общегосударственных и международных мероприятий в городе Москве; 5) здания, строения, сооружения федеральных систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования, иных транспортных систем федерального значения на территории города Москвы. Урегулированы вопросы размещения указанных объектов, обеспечения развития объектов федеральных систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования, иных транспортных систем федерального значения, а также возможности установления для объектов, обеспечивающих осуществление городом Москвой функций столицы Российской Федерации, зон с особыми условиями использования территорий. Глава 4 Закона вступает в силу через 10 дней после принятия Правительством Российской Федерации решения о согласовании Генерального плана в части осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

В связи с размещением в Москве федеральных государственных органов, деятельность многих из которых вызывает повышенный общественный интерес, территория города представляется наиболее удобной для проведения массовых акций (митингов, шествий, пикетирований и т.д.), связанных с осуществлением гражданами права собираться мирно и без оружия (ст. 31 Конституции РФ), и в то же время здесь наиболее вероятно проявление факторов, угрожающих общественной безопасности, жизни и здоровью людей (таких, как деятельность экстремистских и террористических организаций, возникновение массовых беспорядков и др.). В этой связи особую актуальность приобретают проблемы обеспечения безопасности и охраны общественного порядка.

Порядок проведения митингов, демонстраций, шествий и пикетирований установлен Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ. На основании ст. 74 Устава города Москвы, в качестве дополнительных мер по обеспечению безопасности и общественного порядка в столице, обеспечению условий функционирования федеральных органов государственной власти, представительств субъектов Российской Федерации, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации правовыми актами города могут устанавливаться особенности проведения массовых акций, въезда в город Москву, учета и регистрации граждан, движения транспорта, санитарно-эпидемиологических мер.

 

 


Конституция России и федеральное законодательство об общих принципах организации системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Законодательная и исполнительная власть в городе Москве.

Согласно положениям ч. 1 ст. 77 Конституции субъекты Российской Федерации самостоятельно устанавливают систему органов государственной власти в соответствии c основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом.

Речь идет о Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

К числу таких принципов указанный закон относит:

• государственную и территориальную целостность Российской Федерации;

• распространение суверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;

• верховенство Конституции Российской Федерации и федеральных законов на всей территории Российской Федерации;

• единство системы государственной власти;

• разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целях обеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всех полномочий или большей их части в ведении одного органа государственной власти либо должностного лица;

• разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии c Конституцией Российской Федерации, Федеративным договором и иными договорами;

• самостоятельное осуществление органами государственной власти субъектов Российской Федерации принадлежащих им полномочий;

• самостоятельное осуществление своих полномочий органами местного самоуправления;

• обеспечение реализации прав граждан на участие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантий своевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодического проведения указанных выборов;

• содействие развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации;

• изменение полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации только путем внесения соответствующих поправок в Конституцию Российской Федерации и (или) пересмотра ее положений путем принятия новых федеральных законов, конституции (устава) и законов субъекта Российской Федерации;

• передачу федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по взаимному соглашению друг другу осуществления части своих полномочий.

В соответствии c указанным Федеральным законом систему органов государственной власти субъекта Российской Федерации составляют: законодательный (представительный) орган государственной власти; высший исполнительный орган государственной власти; иные органы государственной власти субъекта, образуемые в соответствии c его конституцией (уставом).

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти субъекта, призванным в соответствии c указанным Федеральным законом осуществлять следующие основные полномочия:

• принимать конституцию (устав) и поправки к ней;

• осуществлять законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения;

• утверждать бюджет субъекта и отчет о его исполнении;

• устанавливать основы своей организации и деятельности;

• устанавливать порядок проведения соответствующих выборов;

• утверждать программы социально-экономического развития субъекта;

• устанавливать налоги и сборы;

• устанавливать порядок управления и распоряжения собственностью субъекта;

• устанавливать порядок назначения и проведения референдума субъекта;

• устанавливать административно-территориальное устройство субъекта и порядок его изменения и др.

В качестве примера можно привести Московскую городскую Думу, которая согласно ст. 33 Устава города Москвы от 28 июня 1995 г. состоит из 35 депутатов, которые избираются жителями города Москвы на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании сроком на пять лет. При вступлении в должность депутат Московской городской Думы приносит присягу.

Порядок осуществления Московской городской Думой своих полномочий, правила и процедуры ее работы устанавливаются Регламентом. Законодательный орган государственной власти города Москвы осуществляет свои полномочия на заседаниях и правомочен принимать устав, законы, постановления, заявления, обращения, документы по организации своей работы.

Согласно ст. 38 Устава Московская городская Дума вправе осуществлять контрольные функции. В этих целях законодательный орган государственной власти Москвы наделяется полномочиями по:

• осуществлению контроля за соблюдением и исполнением законов города и своих постановлений, исполнением бюджета города, бюджета территориального государственного внебюджетного фонда, соблюдением установленного порядка распоряжения собственностью города;

• обращению в органы исполнительной власти города, органы местного самоуправления, иные организации, должностные лица которых обязаны в месячный срок предоставлять запрашиваемую информацию по вопросам, относящимся к ведению Московской городской Думы, а в случае указания на нарушение законодательства незамедлительно принимать меры для устранения нарушения и привлечения виновных к ответственности.

Полномочия Московской городской Думы могут быть прекращены досрочно в случае:

• принятия решения о самороспуске;

• ее роспуска Мэром Москвы;

• вступления в силу решения Московского городского суда о неправомочности данного состава депутатов Московской городской Думы;

• ее роспуска Президентом Российской Федерации по основаниям, предусмотренным федеральным законодательством.

Высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации согласно ст. 20 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» является постоянно действующим органом исполнительной власти и призван обеспечивать исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов России, конституции (устава), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации на его территории.

В соответствии со ст. 20 Федерального закона № 184-ФЗ и п. 1 ст. 44 Устава города Москвы, Правительство Москвы является высшим постоянно действующим коллегиальным органом исполнительной власти города Москвы, обладающим общей компетенцией и обеспечивающим согласованную деятельность других органов исполнительной власти города Москвы.

Согласно Уставу города (п. 2 ст. 44), Правительство возглавляет Мэр Москвы. В Законе № 65 в п. 1 ст. 5 сделано существенное уточнение в том плане, что Мэр не только возглавляет, но и формирует Правительство. Помимо Мэра, в Правительство Москвы входят заместители Мэра Москвы в Правительстве Москвы (в том числе первые, сейчас это один Ресин), руководитель Аппарата Мэра и Правительства Москвы в ранге заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы, министры Правительства Москвы, префекты административных округов в ранге министров Правительства Москвы (до нового мэра), которые назначаются на должность и освобождаются от должности Мэром Москвы на срок его полномочий. Распределение обязанностей между членами Правительства устанавливается также Мэром.(уточняла с сайтом Правительства Москвы)

Правительство Москвы состоит из 22 членов:

 

· Мэра Москвы

· Первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы

· 11 заместителей Мэра Москвы в Правительстве Москвы

· 9 министров Правительства Москвы, в том числе:

ü 5 министров подчиняются непосредственно Мэру Москвы

ü 4 министра подчиняются заместителям Мэра Москвы в Правительстве Москвы

13 из 22 членов правительства Москвы лично возглавляют органы исполнительной власти:

 

· 1 заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по должности является руководителем Аппарата Мэра и Правительства Москвы

· 2 заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы по должности являются руководителями департаментов

· 1 заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы по должности является председателем комиссии (на правах департамента)

· все 9 министров Правительства Москвы по должности являются руководителями департаментов

 

Система органов исполнительной власти города Москвы включает в себя 50 органов (в том числе 32 департамента, 8 комитетов, 2 главных управления, 4 управления и 4 государственных инспекции), не считая Аппарата Мэра и Правительства Москвы, префектур административных округов и управ районов.

Руководители департаментов (если не указано иное), председатели комитетов, начальники главных управлений, управлений и государственных инспекций не являются членами Правительства Москвы.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) наделяется полномочиями законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта по представлению Президента Российской Федерации на срок не более пяти лет.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:

• представляет его в отношениях c федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и при осуществлении внешнеэкономических связей, при этом вправе подписывать договоры и соглашения от имени субъекта Российской Федерации;

• обнародует законы, удостоверяя их обнародование путем подписания законов или издания специальных актов, либо отклоняет законы, принятые законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта;

• формирует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии c его законодательством и принимает решение об отставке высшего исполнительного органа государственной власти субъекта;

• вправе требовать созыва внеочередного заседания законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта, а также созывать вновь избранный такого рода орган государственной власти субъекта Российской Федерации на первое заседание;

• вправе участвовать в работе законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта c правом совещательного голоса;

• обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации c иными органами государственной власти субъекта, а также их взаимодействие c федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления и общественными объединениями.

Полномочия высшего должностного лица субъекта прекращаются досрочно в случае:

• его смерти;

• отрешения его от должности Президентом в связи c выражением ему недоверия законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации;

• его отставки по собственному желанию;

• отрешения его от должности Президентом в связи c утратой дове-рия главы Российского государства за ненадлежащее исполнение своих обязанностей;

• признания его судом недееспособным или ограниченно дееспособ-ным;

• признания его судом безвестно отсутствующим или объявления умершим;

• вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда;

• его выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

• утраты им гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства либо получения им вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.

В качестве примера закрепления основ правового положения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации можно привести положения ст. 40 Устава города Москвы от 28 июня 1995 г., в соответствии c которыми Мэр Москвы является высшим должностным лицом города и по вопросам своей компетенции издает обязательные для исполнения на всей территории города указы и распоряжения и осуществляет контроль за их исполнением. В случае временного отсутствия Мэра Москвы его полномочия передаются одному из заместителей.

В систему органов государственной власти субъектов Российской Федерации входят также конституционные (уставные) суды.

Согласно ст. 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» конституционный (уставный) суд субъекта может им создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта, органов местного самоуправления субъекта конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта производится за счет средств его бюджета. Решение конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрено иным судом.

В настоящее время в Российской Федерации идет сложный процесс формирования правовой базы для работы конституционных (уставных) судов, а также их формирование. В качестве примера можно привести Закон г. Москвы от 13 февраля 2002 г. № 10 «Об Уставном суде города Москвы», в соответствии c которым указанный суд состоит из пяти судей, которые замещают государственную должность города Москвы и назначаются на должность Московской городской Думой по представлению Мэра Москвы.

В связи новизной указанных процессов, а также отсутствием должной научной и правовой регламентации деятельности конституционных (уставных) судов Российской Федерации весьма актуальными и значимыми для науки конституционного права и практики государственного строительства представляются проблемы определения места и роли таких судов в системе органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Деятельность конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации представляется исключительно важной, прежде всего c точки зрения организации государственной власти в соответствии c конституционным принципом разделения властей, препятствующим узурпации власти. Нередкими в настоящее время являются случаи, когда органы исполнительной власти совместно c высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации стремятся к перераспределению полномочий в системе разделения властей, что особенно опасно на переходном этапе развития государства и общества.

Не меньшую значимость имеет проблема детальной правовой регламентации деятельности конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации по обеспечению ответственности органов государственной власти субъектов. По мнению Ж. И. Овсепян, региональное законодательство в данной области можно разделить на три группы:

• первая группа законов субъектов Российской Федерации закрепляет право конституционных (уставных) судов давать оценку конституционности актов только высшего должностного лица субъекта (Республика Бурятия, Республика Коми, Свердловская область и др.);

• вторая группа законов наделяет органы конституционного (уставного) контроля полномочиями по участию в процедуре ответственности не только главы субъекта Российской Федерации, но и иных высших должностных лиц субъектов (Республика Башкортостан);

• третья группа законов не признает за органами конституционной (уставной) юстиции контрольных полномочий в отношении высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

 




2015-12-04 2127 Обсуждений (0)
Основы правового статуса г. Москвы как столицы РФ (функции, полномочия) 4.33 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Основы правового статуса г. Москвы как столицы РФ (функции, полномочия)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2127)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.012 сек.)