Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации



2015-12-04 2430 Обсуждений (0)
Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации 4.67 из 5.00 3 оценки




В соответствии c Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» данный орган исполнительной власти определяется как единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации .

Из приведенного определения следует, что прокуратура может быть отнесена к числу органов, призванных осуществлять функции конституционного надзора. Однако, в отличие от других органов конституционного надзора, например Президента Российской Федерации, являющегося гарантом Конституции, прокуратура не наделяется правом обращаться в Конституционный Суд c запросом о конституционности нормативных правовых актов.

Кроме этого, из данного определения следует, что все органы прокуратуры от имени Российской Федерации призваны осуществлять надзор за исполнением законов и соблюдением Конституции в деятельности органов публичной власти.

В этой связи весьма актуальной представляется проблема формирования правового статуса прокурора, свободного от местных влияний, любого давления или вмешательства в его деятельность.

В указанном законе определяются следующие виды прокурорского надзора за:

• исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов;

• соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

• исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• исполнением законов судебными приставами;

• исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.

Кроме этого, закон возлагает на прокуратуру функции по:

• координации деятельности правоохранительных органов по борьбе c преступностью;

• участию в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовыванию противоречащих закону решений, приговоров, определений и постановлений судов;

• участию в правотворческой деятельности.

Прокуратура вправе также осуществлять уголовное преследование в соответствии c полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации .

Важно отметить, что Федеральный закон от 5 июня 2007 г. № 87-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон “О прокуратуре Российской Федерации” в целях разделения функций следствия и надзора отменил полномочия прокурора по осуществлению уголовного преследования в части:

• монопольного права принятия решения о возбуждении уголовного дела;

• осуществления процессуальных действий на стадии предварительного расследования;

• рассмотрения и проверки сообщений о преступлении;

• продления срока предварительного следствия;

• дачи согласия следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, продлении срока содержания под стражей, на производство обыска в жилище, иные действия .

Следует отметить, что в соответствии c указом Президента РФ от 1 августа 2007 г. № 1004 «Вопросы Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации» при Прокуратуре Российской Федерации образован Следственный комитет, на который возложены полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве .

Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» возлагает на органы прокуратуры специальные обязанности:

• осуществлять полномочия независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии c действующими на территории Российской Федерации законами;

• действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации об охране прав и свобод граждан, а также законодательства Российской Федерации о государственной и иной специально охраняемой законом тайне;

• информировать федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, а также население о состоянии законности .

Анализ соответствующих положений Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» позволяет говорить об особом правовом статусе прокурора, который выражается в наличии законных ограничений его служебной деятельности, а также правовых гарантий, направленных на обеспечение самостоятельности прокурора и исполнение его требований.

Гарантии обеспечения самостоятельности прокурора и исполнения его требований находят отражение в положениях указанного закона о том, что воздействие в какой-либо форме федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей, а также должностных лиц на прокурора или следователя c целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствование в какой-либо форме его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.

Неисполнение требований прокурора и следователя, вытекающих из их полномочий, а также уклонение от явки по их вызову влекут за собой установленную законом ответственность.

 

 




2015-12-04 2430 Обсуждений (0)
Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации 4.67 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Конституционные основы прокурорского надзора в Российской Федерации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2430)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.007 сек.)