Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления



2015-12-04 764 Обсуждений (0)
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




В соответствии со ст. 70 "Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления" Федерального закона 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": "Органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии с федеральными законами".

Под ответственностью органов и должностных лиц мсу следует понимать совокупность, закрепленных в нормах муниципального права неблагоприятных правовых последствий, которые могут наступать за противоправные решения или ненадлежащее осуществление ими полномочий (прав) по решению вопросов местного значения и реализации отдельных государственных полномочий.

Основания и порядок наступления ответственности указанных субъектов перед государством регламентируется в статьях 72 —74 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Ответственность возможна как при осуществлении органами местного самоуправления своих собственных полномочий по решению вопросов местного значения, так и делегированных государственных полномочий.

Законодатель отдельно закрепляет ответственность представительного органа муниципального образования перед государством (ст. 73), которая наступает в случае, если соответствующим судом установлено, что им принят нормативный правовой акт, противоречащий Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, а представительный орган муниципального образования в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не принял в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда, в том числе не отменил соответствующий нормативный правовой акт.

Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации) в течение одного месяца после вступления в силу решения суда, установившего факт неисполнения данного решения, вносит в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации проект закона субъекта Российской Федерации о роспуске представительного органа муниципального образования.

Кроме того, Законом (ст. 74) устанавливается ответственность главы муниципального образования и главы местной администрации перед государством, которая реализуется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в случае:

1) издания указанным должностным лицом местного самоуправления нормативного правового акта, противоречащего Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, уставу муниципального образования, если такие противоречия установлены соответствующим судом, а это должностное лицо в течение двух месяцев со дня вступления в силу решения суда либо в течение иного предусмотренного решением суда срока не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда;

2) совершения указанным должностным лицом местного самоуправления действий, в том числе издания им правового акта, не носящего нормативного характера, влекущих нарушение прав и свобод человека и гражданина, угрозу единству и территориальной целостности Российской Федерации, национальной безопасности Российской Федерации и ее обороноспособности, единству правового и экономического пространства Российской Федерации, нецелевое расходование субвенций из федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации, если это установлено соответствующим судом, а указанное должностное лицо не приняло в пределах своих полномочий мер по исполнению решения суда.

Срок, в течение которого высшее должностное лицо субъекта Российской федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) издает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, не может быть менее одного месяца со дня вступления в силу последнего решения суда, необходимого для издания указанного акта, и не может превышать шесть месяцев со дня вступления в силу этого решения суда.

Учитывая, что устав как основной нормативный правовой акт муниципального образования подлежит государственной регистрации и регулируемые им отношения связаны с осуществлением публично-правовой власти, государственный контроль за его соблюдением представляется правомерным и крайне необходимым. Как справедливо замечает по этому поводу М.А. Краснов: «...нельзя полагаться при контроле за соблюдением положений устава муниципального образования только на население, поскольку население может быть в отдельных случаях само заинтересовано в нарушении устава муниципального образования, если такое нарушение представляется жителям целесообразным»1.

На незаконное решение выборного органа муниципального образования прокурором должен вносится протест. Если протест прокурора не рассмотрен в установленный срок или отклонен, то прокурор вправе обратиться в суд.

В установленном законом порядке решения выборных органов местного самоуправления могут быть обжалованы в суд физическими и юридическими лицами. В случае установленных судом нарушений органами и должностными лицами местного самоуправления законодательства законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации может обратиться в соответствующий суд за заключением о признании несоответствия деятельности органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления Конституции и законам Российской Федерации, конституции, уставу и законам субъекта Федерации, уставу муниципального образования.

Заключение суда о признании несоответствия деятельности органа или должностного лица местного самоуправления указанным нормативным правовым актам является основанием для рассмотрения законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации вопроса о прекращении полномочий соответствующего выборного органа или выборного должностного лица местного самоуправления.

Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления перед физическими и юридическими лицами в соответствии со статьей 76 Федерального закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» наступает в порядке, установленном федеральными законами.

Органы и должностные лица в пределах своей компетенции обязаны принимать обращения граждан, юридических лиц, рассматривать их в сроки и порядке, установленных законом, давать на них мотивированные ответы, принимать меры по защите и восстановлению нарушенных нрав граждан, а также привлекать виновных в нарушении таких прав к дисциплинарной ответственности. В судебном порядке согласно статье 78 указанного Федерального закона могут быть обжалованы как решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, так и решения и действия (бездействие) органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления.

Согласно ст. 71 Закона от 6 октября 2003 г., население муниципального образования вправе отозвать депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления в соответствии с данным Законом.

Основания наступления ответственности депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления перед населением и порядок решения соответствующих вопросов определяются уставами муниципальных образований в соответствии с указанным Законом.

Отзыв — это процедура, позволяющая избирателям отстранять от должности ранее на нее избранных или назначенных должностных лиц. Институт отзыва занимает особое место в системе мер муниципально-правовой ответственности депутата представительного органа муниципального образования.

Анализ уставов муниципальных образований, свидетельствует, что во многих из них используется формулировка «утрата доверия» в качестве основания для отзыва депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления. Понятие «доверие» носит неправовой характер. Им обозначают уверенность в чьей-либо добросовестности, искренности, в правильности чьего-нибудь поведения.

 


Понятие территориального общественного самоуправления как самостоятельной формы системы местного самоуправления и основные принципы его организации и деятельности (территориальный принцип, общественная форма и самоуправленческая природа).

Территориальное общественное самоуправление является одной из важных форм участия населения в решении вопросов местного значения.

Под территориальным общественным самоуправлением понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установил, что территориальное общественное самоуправление осуществляется непосредственно населением в границах территории, определяемой представительным органом поселения по предложению граждан проживающих на этой территории. Это может быть подъезд многоквартирного жилого дома, многоквартирный жилой дом, группа жилых домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт (не являющийся поселением), иные территории проживания граждан.

Порядок организации и осуществления территориального общественного самоуправления, условия и порядок выделения необходимых для этого средств из местного бюджета определяются уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления

Участие населения в осуществлении территориального общественного самоуправления является добровольным.

Выделяются два направления осуществления территориального общественного самоуправления: а) проведение собраний и конференций граждан; б) создание органов территориального общественного самоуправления, которые избираются на собраниях или конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории.

Собрания проводятся по инициативе населения, представительного органа местного самоуправления, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления. Порядок назначения и проведения собрания граждан в целях осуществления территориального общественного самоуправления, а также компетенция собрания определяются уставом территориального общественного самоуправления. Собрание по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления правомочно при участии в нем не менее половины жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Полномочия собрания граждан могут осуществляться конференцией граждан (собранием делегатов) в случаях и в порядке, предусмотренных уставом муниципального образования, уставом территориального общественного самоуправления, нормативными правовыми актами представительного органа местного самоуправления. Конференция считается правомочной при участии в ней не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших возраста 16 лет.

Установленные Законом нормы представительства населения на собрании, конференции отражают стремление законодателя привлечь к осуществлению территориального общественного самоуправления большинство граждан, проживающих на соответствующей территории.

В современных условиях это создает и дополнительные трудности при проведении собраний и конференций, поскольку пока еще далеко не все жители готовы тратить свое свободное время на организацию территориального общественного самоуправления. Предстоит искать пути повышения инициативы и активности граждан в развитии самоуправленческих начал по месту своего проживания.

Собрание, конференция вправе принимать решения лишь по вопросам, отнесенным к их компетенции уставом территориального общественного самоуправления. Федеральный закон от 6 октября2003 г. № 131-ФЗ впервые выделил исключительные полномочия собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление:

• установление структуры органов территориального общественного самоуправления;

• принятие устава территориального общественного самоуправления, внесение в него изменений и дополнений;

• избрание органов территориального общественного самоуправления;

• определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;

• утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;

• рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Органы (советы, комитеты) территориального общественного самоуправления избираются на собраниях, конференциях граждан, проживающих на соответствующей территории. К ведению органов территориального общественного самоуправления относятся следующие вопросы:

- представительство интересов населения, проживающего на территории деятельности органа территориального общественного самоуправления;

- обеспечение исполнения решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;

- право осуществления хозяйственной деятельности по содержанию жилищного фонда, благоустройству территории, иной хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, проживающих на соответст-вующей территории, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления с использованием средств местного бюджета;

- право вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.

Федеральный закон 2003 г. не предусматривает возможность передачи отдельных полномочий органов местного самоуправления органам территориального общественного самоуправления. Однако и прямого запрета тоже нет. Следовательно, в рамках собственной инициативы органов местного самоуправления и с согласия органов территориального общественного самоуправления такое взаимодействие вполне возможно.

В предшествующие годы органы местного самоуправления на основе соглашений передавали органам территориального общественного самоуправления вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами часть своих функций, связанных с решением вопросов местного значения на территории их деятельности (благоустройство и озеленение территории, оборудование детских, в том числе спортивных, площадок, мест отдыха, поддержание в порядке тротуаров, колодцев, местных дорог, других объектов жилищно-коммунального хозяйства на данной территории, организация культурно-массовой, спортивной, воспитательной и другой работы с населением). Органы местного самоуправления могли оказывать и целевую финансовую помощь органам территориального общественного самоуправления для реализации конкретных программ развития данной территории. Такой опыт вполне может быть использован и в современных условиях.

Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации уполномоченным органом соответствующего поселения принятого на собрании, конференции устава территориального общественного самоуправления. Порядок такой регистрации определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.

В уставе территориального общественного самоуправления устанавливаются:

- территория, на которой оно осуществляется;

- цели, задачи, формы и основные направления деятельности;

- порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;

- порядок принятия решений;

- порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;

- порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.

Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

 




2015-12-04 764 Обсуждений (0)
Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (764)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)