Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Система местного самоуправления



2015-12-04 785 Обсуждений (0)
Система местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок




Система местного самоуправления в России - это совокупность организационных форм и способов решения населением самостоятельно и непосредственно, а также через органы местного самоуправления вопросов местного значения. Система включает в себя упорядоченные элементы, и применительно к определенному виду и уровню муниципального образования число этих элементов может отличаться.

В эту систему включаются:

1) формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления;

2) представительный орган муниципального образования;

3) глава муниципального образования;

4) глава местной администрации;

5) местная администрация;

6) территориальное общественное самоуправление;

7) межмуниципальное сотрудничество.

Естественно, все элементы данной системы нельзя найти на некоторых уровнях местного самоуправления.

Так, применительно к муниципальному образованию-поселению с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек следует отметить отсутствие представительного органа. Но зато в таких муниципальных образованиях серьезные права приобретает сход жителей, поскольку через эту форму непосредственной демократии реализуются полномочия представительного органа муниципального образования.

В зависимости от численности населения, территории, масштабов хозяйственной деятельности кардинально может отличаться и структура исполнительных и распорядительных органов муниципального образования. В поселении с несколькими сотнями жителей вся администрация может состоять из старосты, его помощника и счетовода. В большом муниципальном районе и тем более в мегаполисе - городском округе, имеющем несколько сотен тысяч или миллионов жителей, местная администрация состоит из десятков подразделений, которые включают большой штат муниципальных служащих.

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в местном самоуправлении

Они иначе еще называются формами непосредственной демократии и позволяют жителям реализовывать свое право на местное самоуправление, решать вопросы местного значения напрямую, без посредничества органов и должностных лиц местного самоуправления (конечно, многие организационные вопросы, связанные с проведением референдумов, решаются с их участием). Федеральный закон 2003 г. "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" разделяет формы непосредственной демократии на две категории:

а) те, посредством которых население принимает окончательное решение (референдум, выборы, голосование по отзыву, сход жителей) или предопределяет его принятие (в определенных случаях голосование по вопросу об изменении границ муниципального образования). В науке конституционного и муниципального права зачастую все подобные возможности иногда называют императивными формами непосредственной демократии;

б) которые позволяют органам и должностным лицам местного самоуправления выявить мнение населения по тому или иному вопросу муниципальной жизни, чтобы учесть такое мнение при выработке (доработке) своих решений - эти возможности называют консультативными формами непосредственной демократии (к их числу относятся публичные слушания, собрания и конференции, опросы граждан).

Федеральный закон 2003 г. значительно увеличил перечень форм непосредственной демократии и конкретизировал положения норм существовавших в Законе 1995 г. Ниже характеризуется суть каждой формы непосредственной демократии, а подробно эти вопросы рассмотрены в следующей главе учебника.

Референдум как форма осуществления местного самоуправления представляет собой голосование населения по наиболее важным вопросам жизнедеятельности муниципального образования. Референдум проводится с целью принятия решения по конкретному вопросу в пределах полномочий муниципального образования или принятия муниципального правового акта. Решение, принятое на референдуме, обязательно для исполнения всеми участниками правовых отношений на территории муниципального образования.

Муниципальные выборы - форма непосредственной демократии, которая через голосование жителей позволяет сформировать представительный орган муниципального образования, иные выборные органы, избрать кого-то на должности выборных лиц местного самоуправления. На муниципальном уровне выборы могут проводиться по одномандатным, многомандатным округам и по спискам. Федеральный закон 2003 г. допускает формирование представительного органа муниципального района посредством двухстепенных выборов. В этом случае главы городских и сельских поселений, а также отдельные депутаты представительных органов этих поселений делегируются в состав представительного органа района.

Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления как элемент императивного мандата позволяет поставить выборных лиц контроль избирателей. Отозванным выборное лицо считается в том случае, если за отзыв проголосовало не менее 50% избирателей, внесенных в списки для голосования в соответствующем избирательном округе или в муниципальном образовании.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования проводится с целью выявления мнения населения в связи с предстоящими реформами. Голосование по указанным вопросам похоже на референдум, да и проводится по соответствующим правилам. Но в отличие от собственно референдума голосование в данном случае не всегда влечет принятие императивного решения.

Сход граждан проводится в муниципальном образовании, где не формируется представительный орган. Это сельские поселения с числом жителей, обладающих избирательным правом, менее 100 человек. Следовательно, сход в таких муниципальных образованиях наделяется полномочиями представительного органа.

Правотворческая инициатива граждан в рамках муниципального образования может иметь место в случае, если, по мнению организаторов этого мероприятия, в системе муниципальных правовых актов существует пробел или есть необходимость изменить действующие нормы. В отличие от референдума, где правовой акт может быть принят жителями непосредственно и окончательно, суть правотворческой инициативы состоит в том, что орган или должностное лицо, в чьем ведении находится принятие инициированного населением правового акта, обязано рассмотреть его проект и решить его судьбу по своему усмотрению.

Публичные слушания - это обсуждение проектов муниципальных актов по самым важным вопросам муниципального образования.

Собрания граждан проводятся для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов и должностных лиц и осуществления территориального общественного самоуправления. Итоги собрания подлежат официальному опубликованию (обнародованию).

Конференция граждан (собрание делегатов) проводятся в тех случаях, когда в силу многочисленности жителей на территории, которой касается обсуждаемый вопрос, нет организационных возможностей для проведения собрания. По сути, конференция представляет собой вторую степень опосредования в непосредственной демократии, поскольку делегаты конференции избираются на собраниях из числа их участников.

Опрос граждан есть инструмент выявления мнения населения с последующим его учетом при вынесении решений органами и должностным лицами местного самоуправления и государственной власти.

Обращения граждан предполагают их право обращаться в органы и к должностным лицам местного самоуправления индивидуально и коллегиально по любым вопросам, входящим в компетенцию соответствующих органов, лиц и затрагивающим права и законные интересы населения в рамках муниципального образования. Этому праву жителей корреспондирует обязанность должностных лиц в течение месяца ответить заявителю в письменном виде по существу обращения.

Федеральный закон 2003 г. допускает и другие формы непосредственной демократии. В законодательстве субъектов РФ и в муниципальных правовых актах чаще всего закрепляются такие формы, как наказы, выражение недоверия.

Органы и должностные лица местного самоуправления

Представительный орган муниципального образования. Этот орган, как уже говорилось, создается во всех муниципальных образованиях, за исключением тех поселений, где число жителей, обладающих избирательным правом, составляет менее 100 человек. Представительный орган состоит из депутатов, избираемых в соответствии с принципами избирательного права. Срок полномочий представительного органа муниципального образования составляет от двух до пяти лет и определяется уставом муниципального образования.

Глава муниципального образования. Это высшее должностное лицо муниципального образования. Избирается либо на муниципальных выборах, либо представительным органом из числа депутатов. В последнем случае является председателем представительного органа и не может быть одновременно главой администрации. При избрании населением глава муниципального образования либо возглавляет местную администрацию, либо руководит представительным органом, но не может одновременно занимать эти две должности. Исключение сделано для муниципального образования с численностью населения менее 1000 человек. В муниципальных районах, где представительный орган формируется в порядке делегирования, глава муниципального образования является его председателем.

Глава местной администрации. Им может быть избираемый населением глава муниципального образования либо лицо, назначаемое по контракту по итогам прохождения конкурса, который проводится конкурсной комиссией в соответствии в порядком, устанавливаемым представительным органом муниципального образования. После прохождения конкурса претендент назначается на должность представительным органом муниципального образования. Контракт с главой местной администрации заключает глава муниципального образования.

Местная администрация. В соответствии с Федеральным законом 2003 г. (ст. 37) местная администрация - это исполнительно-распорядительный орган муниципального образования. Руководит местной администрацией ее глава на принципах единоначалия. Структуру местной администрации утверждает представительный орган муниципального образования по представлению ее главы. В состав местной администрации входят отраслевые, функциональные и территориальные органы. Местная администрация является юридическим лицом.

Территориальное общественное самоуправление (подробнее см. вопр. 96)

В гл. 5 Федерального закона 2003 г., закрепляющую формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления, включена ст. 27 "Территориальное общественное самоуправление" (ТОС).

Территориальное общественное самоуправление осуществляется на части муниципального образования - подъезд жилого дома, дом, группа домов, жилой микрорайон, сельский населенный пункт, не являющийся поселением, иные территории проживания граждан. ТОС имеет свой устав, может являться юридическим лицом. В рамках территориального общественного самоуправления населением или органами ТОС может решать часть вопросов муниципального образования в соответствующем масштабе.

Элементом публичной власти считается местное самоуправление в целом, т.е. его структуры на уровне непосредственно муниципальных образований. Территориальное общественное самоуправление не составляет отдельного уровня публичной власти. Но решая по поручению муниципального образования, отраженному в его уставе, отдельные вопросы жизни соответствующего микрорайона в городе, сельского населенного пункта, территориальное общественное самоуправление действует в пределах возложенных на него полномочий. Иначе говоря, обязательность решений и действий территориального общественного самоуправления обусловлена предоставлением ему права участвовать в реализации части задач соответствующего муниципального образования.

Понимая под территориальным общественным самоуправлением самоорганизация граждан по месту их жительства на части территории поселения для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения сближает в целом ТОС с местным самоуправлением, подчеркивает творческое начала как условие создания и деятельности ТОС.

Однако помимо инициативы населения для создания ТОС требуется решение представительного органа муниципального образования. Границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, устанавливаются представительным органом поселения по предложению населения, проживающего на данной территории. Территориальное общественное самоуправление считается учрежденным с момента регистрации устава ТОС уполномоченным органом местного самоуправления соответствующего поселения. Порядок регистрации устава ТОС определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования. Более того, ТОС в соответствии с его уставом может являться юридическим лицом и подлежит государственной регистрации в организационно-правовой форме некоммерческой организации (ст. 27).

Таким образом, ТОС следует считать подвидом власти местного самоуправления.

В уставе ТОС устанавливаются: 1) территория, на которой оно осуществляется; 2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности; 3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов ТОС; 4) порядок принятия решений; 5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами; 6) порядок прекращения деятельности. Дополнительные требования к уставу территориального общественного самоуправления органами местного самоуправления устанавливаться не могут.

Межмуниципальное сотрудничество

Межмуниципальное сотрудничество своей основной целью имеет взаимодействие и сотрудничество муниципальных образований с тем, чтобы повысить эффективность осуществления местного самоуправления. Кроме того, межмуниципальное сотрудничество укрепляет связи между муниципальными образованиями различных уровней и регионов страны.

В Федеральный закон 2003 г. включена специальная гл. 9 о межмуниципальном сотрудничестве. Закон предписывает обязательное создание совета муниципальных образований в каждом субъекте РФ. Надо полагать, такой совет призван обобщать и распространять передовой опыт муниципальной деятельности, а также содействовать отдельным муниципальным образованиям в лучшем достижении их задач и решении вопросов местного значения. Однако совет муниципальных образований субъекта РФ не вправе вмешиваться в деятельность муниципальных образований, ограничивать их деятельность.

Советы муниципальных образований субъектов РФ могут образовать единое общероссийское объединение муниципальных образований (ст. 67 Закона).

Представительные органы муниципальных образований для совместного решения вопросов местного значения могут принимать решения об учреждении межмуниципальных хозяйственных обществ в форме закрытых акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью. Указанные органы могут принимать решения о создании некоммерческих организаций в форме автономных некоммерческих организаций и фондов.

 


Структура, особенности правового положения, принципы организации и деятельности органов местного самоуправления. Органы местного самоуправления внутригородских муниципальных образований города Москвы. (я тут упор делала на Москву)

Важнейшим элементом организации местного самоуправления является определение и правовое закрепление структуры органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации содержит принципиальные положения о том, что органы местного самоуправления не входят с систему органов государственной власти (ст. 12), и что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно (ч.1 ст. 131). Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст.34) закрепил общие принципы формирования структуры органов местного самоуправления, в развитие ст. 131 Конституции РФ определил порядок проведения местного референдума по вопросу определения населением структуры органов местного самоуправления при образовании на межселенных территориях нового муниципального образования (вновь образованного) или при преобразовании существующего муниципального образования и установил, что под структурой органов местного самоуправления понимается перечень этих органов.

В соответствии со ст. 34 Закона структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются уставом муниципального образования.

В соответствии с Законом города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56 «Об организации местного самоуправления в городе Москве» (ст. 10) структуру органов местного самоуправления в городе Москве составляют:

1) представительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, законами города Москвы, уставом муниципального образования - муниципальное Собрание внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципальное Собрание);

2) глава муниципального образования - Руководитель внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - Руководитель муниципального образования);

3) исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления, образуемый в соответствии с федеральными законами, настоящим Законом, уставом муниципального образования - муниципалитет внутригородского муниципального образования в городе Москве (далее - муниципалитет).

4) другие органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Закон закрепил также, что наличие муниципального Собрания, муниципалитета и Руководителя муниципального образования в структуре органов местного самоуправления является обязательным.

Изменение структуры органов местного самоуправления осуществляется решением муниципального Собрания не иначе как путем внесения изменений в устав муниципального образования. Решение вступает в силу не ранее чем по истечении срока полномочий муниципального Собрания, принявшего указанное решение.

Образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государственной власти города Москвы и их должностными лицами не допускается, также, как не допускается осуществление местного самоуправления органами государственной власти города Москвы и их должностными лицами, за исключением случаев временного осуществления органами государственной власти города Москвы полномочий органов местного самоуправления в порядке и случаях, установленных федеральным законодательством.

Устав города Москвы (ст.57) закрепляет гарантии осуществления деятельности органов местного самоуправления:

правовые акты органов местного самоуправления, принятые на основе законодательства в пределах их полномочий, обязательны для исполнения должностными лицами и служащими органов местного самоуправления, а также находящимися на территории муниципального образования организациями, их должностными лицами, гражданами и органами территориального общественного самоуправления;

разногласия и споры между органами местного самоуправления и расположенными на территории муниципального образования подразделениями органов исполнительной власти города Москвы, другими организациями рассматриваются согласительной комиссией, а в случаях, установленных законом, - в суде или арбитражном суде;

обращения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти города Москвы, должностными лицами исполнительной власти города Москвы, к которым эти обращения направлены. Решения органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления могут быть отменены органами и должностными лицами, их принявшими, либо признаны недействительными по решению суда.

Представительному органу муниципального образования – муниципальному Собранию - принадлежит ведущая роль. Принимая решения от имени жителей всего муниципального образования, представительный орган учитывает их самые разнообразные запросы и нужды, обеспечивает поступательное социально-экономическое развитие территории муниципального образования, обеспечивает контроль за деятельностью иных органов местного самоуправления.

Муниципальное Собрание состоит из депутатов, избираемых на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Численность депутатов определяется уставом муниципального образования и не может быть менее 10 человек. Муниципальное Собрание может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.

Полномочия муниципального Собрания определяются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законодательством и законами города Москвы. В исключительной компетенции муниципального Собрания находятся:

1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений;

2) принятие нормативных правовых актов по вопросам местного значения, установленных настоящим Законом;

3) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;

4) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;

5) определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности;

6) определение порядка принятия решений о создании, реорганизации и ликвидации муниципальных предприятий и учреждений;

7) контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения;

8) определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления;

9) осуществление права законодательной инициативы в Московской городской Думе в порядке, установленном законом города Москвы;

10) принятие решения о проведении местного референдума;

11) принятие решения об участии муниципального образования в организациях межмуниципального сотрудничества;

12) внесение в соответствии с законом в уполномоченные органы исполнительной власти города Москвы, Комиссию по монументальному искусству предложений по вопросам местного значения;

13) образование комиссий муниципального Собрания;

14) согласование предложений, вносимых управой района в префектуру административного округа города Москвы в соответствии с п. 20 статьи 8 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56.

Организацию деятельности муниципального Собрания в соответствии с уставом муниципального образования осуществляет Руководитель муниципального образования, а в случае, если указанное должностное лицо является Руководителем муниципалитета, - Председатель муниципального Собрания, избираемый муниципальным Собранием из своего состава.

Правовое положение депутата определяется Законом города Москвы от 25 февраля 2004 г. № 9 «О статусе депутата муниципального Собрания внутригородского муниципального образования в городе Москве».

Муниципальное Собрание обладает правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Полномочия муниципального Собрания прекращаются со дня начала работы муниципального Собрания нового созыва (его первого заседания). Полномочия могут быть прекращены досрочно и по основаниям, предусмотренным ч. 15 ст. 12 Закона города Москвы от 6 ноября 2002 г. № 56. При этом досрочные муниципальные выборы депутатов проводятся не позднее чем через три месяца со дня вступления в силу решения о досрочном прекращении полномочий муниципального Собрания.

Руководитель муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с законом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Глава муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования:

1) избирается на муниципальных выборах либо муниципальным Собранием из своего состава;

2) в случае избрания на муниципальных выборах либо входит в состав муниципального Собрания с правом решающего голоса и является его председателем, либо возглавляет муниципалитет;

3) в случае избрания муниципальным Собранием является его Председателем;

4) не может быть одновременно Председателем муниципального Собрания и Руководителем муниципалитета.

В соответствии с законом и уставом муниципального образования Руководитель муниципального образования может осуществлять свои полномочия на постоянной основе. Он подконтролен и подотчетен населению и муниципальному Собранию.

Глава муниципального образования в пределах своих полномочий, установленных уставом муниципального образования и решениями представительного органа муниципального образования, издает постановления и распоряжения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования в случае, если он является председателем представительного органа муниципального образования, или постановления и распоряжения, в случае, если он является главой местной администрации.

Полномочия Руководителя муниципального образования прекращаются досрочно в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

Муниципалитет наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами города Москвы. Положение о муниципалитете утверждается муниципальным Собранием. По представлению Руководителя муниципалитета муниципальным Собранием утверждается структура муниципалитета.

Муниципалитетом руководит Руководитель муниципалитета на принципах единоначалия. В соответствии с уставом муниципального образования Руководителем муниципалитета является:

1) лицо, назначаемое на должность Руководителя муниципалитета по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования;

2) Руководитель муниципального образования в случае его избрания непосредственно на муниципальных выборах.

Руководитель муниципалитета не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Полномочия Руководителя муниципалитета, осуществляемые на основе контракта, прекращаются досрочно в случаях, установленных Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ.

Муниципалитет обладает правами юридического лица в соответствии с уставом муниципального образования.

Руководитель муниципалитета в пределах своих полномочий, установленных законами, уставом муниципального образования, нормативными правовыми актами представительного органа, издает постановления по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, а также распоряжения (приказы) по вопросам организации работы муниципалитета.

 




2015-12-04 785 Обсуждений (0)
Система местного самоуправления 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Система местного самоуправления

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (785)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)