Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Государственные гарантии осуществления местного самоуправления (правовые и организационные)



2015-12-04 2055 Обсуждений (0)
Государственные гарантии осуществления местного самоуправления (правовые и организационные) 0.00 из 5.00 0 оценок




Под гарантиями понимаются созданные государством и общест­вом необходимые условия и средства, обеспечивающие факти­ческую реализацию и всестороннюю охрану прав муниципальных образований, а также предпосылки для поступательного развития местного самоуправления.

Организационные гарантии:

К гарантиям, обеспечивающим организационную самостоятель­ность местного самоуправления, относятся закрепленные Консти­туцией Российской Федерации и законодательством о местном самоуправлении организационные основы местного самоуправле­ния, самостоятельно формируемые каждым муниципальным образованием органы местного самоуправления, не входящие в систему органов государственной власти, а также правовые принципы определения компетенции органов местного само­управления.

В числе гарантий организационной самостоятельности местного самоуправления можно выделить:

1) конституционные гарантии организационной обособленно­сти органов местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации (ст. 3), закрепляя меха­низм осуществления принадлежащей народу власти: самим наро­дом непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления, подчеркивает тем самым осо­бое значение органов местного самоуправления как отдельного, са­мостоятельного уровня в системе народовластия, как одну из основ конституционного строя Российской Федерации. Конституция Рос­сийской Федерации также содержит указания на то, что органы ме­стного самоуправления не входят в систему органов государствен­ной власти (ст. 12) и их структура определяется населением само­стоятельно (ст. 131).

Федеральный закон от 6 октября 2003 г. 131-ФЗ ограничива­ет случаи участия органов государственной власти и их должност­ных лиц в осуществлении исполнительно-распорядительных и кон­трольных полномочий, в формировании органов муниципальных образований, назначении и освобождении от должности должност­ных лиц местного самоуправления (ст. 5, 6, 34, 37, 75). Закон не допускает подчиненность органа или должностного лица одного му­ниципального образования органу или должностному лицу местно­го самоуправления другого муниципального образования (ст. 17).

2) гарантии самостоятельного определения населением структуры муниципальных органов.

В соответствии со статьей 131 Конституции Российской Феде­рации структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Никто не вправе навязать муниципаль­ным образованиям формирование тех или иных органов, наличие тех или иных выборных должностных лиц, кроме случаев, прямо указанных в законе. Население самостоятельно в выборе конкрет­ных организационных структур, обеспечивающих решение задач местного самоуправления.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 34 раскрывает содержание понятия «структура органов местного само­управления», подчеркивая при этом, что конкретный перечень ор­ганов и выборных должностных лиц местного самоуправления дол­жен быть предусмотрен в уставе муниципального образования. Все они наделяются собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

3) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления.

Организационная самостоятельность местного самоуправления, его обособление в системе управления обеспечиваются тем, что из­брание либо назначение должностных лиц местного самоуправле­ния, образование органов местного самоуправления, кадровая по­литика находятся в ведении муниципальных образований.

В той же статье 34 названный Федеральный закон в соответст­вии с положениями Конституции Российской Федерации устанав­ливает, что порядок формирования, полномочия, срок полномо­чий, подотчетность, подконтрольность органов местного само­управления, а также иные вопросы организации и деятельности этих органов определяются уставом муниципального образования.

4) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые через механизм наделения орга­нов местного самоуправления собственной компетенцией по реше­нию возлагаемых на них задач.

Для самостоятельного решения вопросов местного значения, а в установленных законом случаях и иных задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией. Федераль­ные законы, законы субъектов Федерации, регламентирующие во­просы, относящиеся к предметам ведения и полномочиям муници­пальных образований, затрагивающие иные вопросы местного самоуправления, не могут противоречить Конституции Российской Федерации, Федеральному закону 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ограничивать гарантированные ими права местного самоуправле­ния.

5) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые финансово-экономической само­стоятельностью местного самоуправления.

Организационная самостоятельность местного самоуправления реальна лишь при наличии у муниципальных образований матери­ально-финансовых ресурсов, соразмерных тем функциям и полномочиям, которые законодательство закрепляет за органами местного самоуправления.

Конституция Российской Федерации, признавая и гарантируя местное самоуправление, определяет экономические условия мест­ного самоуправления. Это находит свое отражение, прежде всего, в признании и равной правовой защите, наряду с другими формами собственности, также и муниципальной собственности, в праве ор­ганов местного самоуправления самостоятельно формировать, ут­верждать и исполнять местный бюджет, устанавливать местные на­логи и сборы (ст. 8, 132), требовать компенсации дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти (ст. 133).

6) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые властным, общеобязательным характером муниципальных правовых актов.

Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 43 на­ряду с закреплением системы муниципальных правовых актов устанавливает, что устав муниципального образования и оформленные в виде правовых актов решения, принятые на местном референдуме (сходе граждан), являются актами высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеют прямое действие и применяются на всей территории муниципального образования. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

7) гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления, обеспечиваемые правом муниципальных образо­ваний иметь собственные официальные символы.

В соответствии с федеральным законодательством и геральди­ческими правилами муниципальные образования вправе устанавли­вать собственные официальные символы (гербы, эмблемы, иные символы), отражающие исторические, культурные, социально-экономические, национальные и иные местные традиции.

Правовые гарантии:

Особое место в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, занимают конституционные га­рантии судебной защиты прав местного самоуправления (ст. 133 Конституции Российской Федерации).

Правовая, в том числе судебная, защита нарушенных прав орга­нов местного самоуправления и прав населения на осуществление местного самоуправления включает следующие гарантии.

1. Гарантии обеспечения исполнения муниципальных право­вых актов, принятых органами местного самоуправления. В соот­ветствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах ор­ганизации местного самоуправления в Российской Федерации» ре­шения органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции, обязательны для исполнения всеми расположенными на их территории предприятиями, учреждениями и организациями независимо от форм собственности, государственными органами, органами местного самоуправления, а также должностными лицами и гражданами.

2. Гарантии ответственности за ущерб, причиненный в результате неисполнения муниципальных правовых актов. Пред­приятия, учреждения, организации, общественные объединения, их должностные лица, граждане несут перед органами местного са­моуправления материальную ответственность, взыскиваемую в су­дебном порядке, за ущерб, причиненный муниципальному образованию, интересам населения в результате неисполнения решении органов местного самоуправления, принятых в пределах их полно­мочий.

3. Гарантии судебного обжалования законов и иных норма­тивных правовых актов федерального и регионального (субъектов Федерации) уровней по вопросам местного самоуправления. В со­ответствии с Федеральным законом 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 7), если орган местного самоуправления полагает, что феде­ральный закон или иной нормативный правовой акт Российской Федерации либо соответствующий акт субъекта Федерации по во­просам организации местного самоуправления и (или) установле­ния прав, обязанностей и ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления не соответствует Конституции Рос­сии, федеральным законам, договорам о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъек­тов Федерации, то этот вопрос разрешается соответствующим су­дом.

Особая роль в обеспечении и защите прав местного самоуправ­ления принадлежит Конституционному Суду Российской Федера­ции.

4. Гарантии судебного обжалования муниципальных правовых актов. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами и должностнымилицамиместного самоуправления, принявшими (издавшими) соот­ветствующий муниципальный правовой акт, а также судом. Иски о признании таких актов недействительными подаются в суд или ар­битражный суд и рассматриваются в порядке, предусмотренном по­ложениями главы 25 «Производство по делам об оспаривании ре­шений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» ГПК РФ.

5. Гарантии судебной защиты прав граждан и органов местно­го самоуправления при принятии устава муниципального образо­вания. Отказ в государственной регистрации устава муниципально­го образования, муниципального правового акта о внесении измене­ний и дополнений в устав муниципального образования, а также нарушение установленных сроков государственной регистрации ус­тава муниципального образования, муниципального правового акта о внесении изменений и дополнений в устав могут быть обжалова­ны гражданами и органами местного самоуправления в суде.

6. Гарантии судебной защиты прав и интересов муниципаль­ного образования при временном осуществлении органами госу­дарственной власти отдельных полномочий органов местного самоуправления. Федеральный закон 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает возможность обжалования в судебном порядке ре­шений органов государственной власти субъектов Российской Фе­дерации, принятых по вопросам временного осуществления отдель­ных полномочий органов местного самоуправления, в том числе пси вопросам введения временной финансовой администрации. Суд должен рассмотреть жалобу и принять решение не позднее чем через 10 дней со дня ее подачи.

7. Гарантии судебной защиты прав и законных интересов ор­ганов и должностных лиц местного самоуправления в случае наступления ответственности перед государством. Ответствен­ность органов и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, конституции (устава), законов субъекта Федерации, устава муни­ципального образования, а также в случае ненадлежащего исполне­ния указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий.

 




2015-12-04 2055 Обсуждений (0)
Государственные гарантии осуществления местного самоуправления (правовые и организационные) 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Государственные гарантии осуществления местного самоуправления (правовые и организационные)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2055)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)