Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Анализ речи детей в общении со взрослым и со сверстником



2015-12-04 1224 Обсуждений (0)
Анализ речи детей в общении со взрослым и со сверстником 0.00 из 5.00 0 оценок




Специальное сопоставление речевого общения дошкольников со взрослым и со сверстником показало, что речь детей в общении со сверстником более вариативна, богата и менее ситуативна, чем в общении со взрослым (А. Г. Рузская, А. Э. Рейнстейн, 1985).

В речи детей широко представлены существительные. Доля су­ществительных в речи дошкольников падает с возрастом в обеих сферах общения. Но в общении со сверстником это происходит стремительнее: у детей 3 лет существительные составляют 34,6% их речи в общении со сверстником, в 6—7 лет в тех же условиях— 13,2% (в общении со взрослым — соответственно 32 и 21%).

Наиболее представленная грамматическая единица в речи детей как со взрослым, так и со сверстником — глагол, но в общении со сверстником в 2 раза чаще встречаются модальные глаголы и в 1,5 раза — глаголы в повелительном наклонении (поставь, уйди, возьми и т. д.). Особой интенсивности эти различия достигают в 3 года и 5—6 лет. При общении со взрослым наиболее распростра­нены местоименные наречия, выступающие в функции указательного жеста (здесь, тут, там). Обстоятельственные наречия действия впер­вые встречаются и гораздо ярче представлены в сфере общения со сверстником. В общении со взрослым дети чаще используют опреде­лительные наречия (очень, сильно, чуть-чуть).

Прилагательные, передающие эмоциональное отношение к окру­жающим предметам (красивый, добрый, вредный), появляются у де- тей 3—4 лет только в общении со сверстниками. Дошкольники 134


втрое чаще используют подобные прилагательные, общаясь со сверстниками. В контактах со взрослым дети, как правило, упот­ребляют атрибутивные прилагательные. Преобладание обстоятель­ственных наречий действия и полных форм прилагательных в выска­зываниях, адресованных сверстнику, свидетельствует о большей выразительности этой речи и о богатстве смысловых оттенков, пере­даваемых сверстнику (см. табл. 21).

Употребляемые в речи детей местоимения интересны с точки зрения соотношения личных и указательных, как своего рода выра­жения обращенности ребенка либо на конкретную ситуацию (тот, этот), либо на личность человека (я, ты, мы). В сфере общения со сверстником личные местоимения встречается уже у детей 2,5—3 лет. В этом возрасте они составляют 32% всех используемых ими мес­тоимений. По мере взросления доля личных местоимений в обеих сферах общения растет, достигая своего пика (60—62% всех местоимений) к 5—6 годам. Личные местоимения у детей всех воз­растных групп больше представлены в общении со сверстником (однако эти различия не достигают статистической значимости).

Все варианты сложносочиненных и сложноподчиненных предло­жений первоначально (в 3—4 года) появлялись во второй сфере общения, а затем распространялись и на первую. Таким образом, связная, контекстная речь впервые возникает и более интенсивно развивается в речевом общении сверстников.

Экспериментальные данные А. Э. Рейнстейн (1982) показывают, что в общении со сверстником речь ребенка становится связнойи лексически более разнообразной. Аналогичные результаты получены другими исследователями (С. Н. Карпова, М. А. Степанова, 1984).

Таблица 21

Соотношение речевых средств общения, со взрослым и со сверстником у дошкольников в сумме по всему дошкольному возрасту (в %) (данные А. Э. Рейнстейн, 1982)

 

Части речи Взрослый Сверстник
Повелительное наклонение глагола 17,4 25,7
Модальные глаголы 3,0 5,3
Существительные 23,3 18,7
Прилагательные, выражающие отно-    
шение 1,7 4,8
Наречия места 18,0 24.3
Наречия образа действия 9,1 19,9
Наречия, усиливающие сказанное 33,7 22.7

Примечание. В таблице представлены показатели, имеющие статистически значимые различия в обеих сферах общения.


На основании имеющихся материалов можно высказать пред­положение о роли взрослого и сверстника в развитии речи у дошколь­ников. В общении со взрослым ребенок овладевает речевыми нормами, присваивает социальный опыт в соответствий' с содержа­нием своих коммуникативных потребностей. Однако все это может оставаться в пассиве и не актуализироваться в практике общения детей. Необходимые условия для перехода от пассивной речи к активной создаются прежде всего в общении со сверстником.

Имея дело со взрослыми, дошкольники меньше прилагают усилий для того, чтобы добиться понимания, чем вступая в контакт со сверстником. Именно взаимодействие со сверстником вынуждает дошкольника настойчиво стремиться быть понятым, ясно и связно выражать определенное содержание. Это влечет за собой повыше­ние вербального уровня контактов детей со сверстником, увели­чивает связность их речи.

Особая роль общения дошкольников для их развития подтверж­дается и некоторыми зарубежными исследователями (D. Spilton, С. Lee, 1977). Аналогичные результаты мы находим в работе К. Гарви и Р. Коган (С. Garvey, R. Hogan, 1973), в которой речь детей ана­лизировалась с точки зрения направленности на сверстника. Оказа­лось, что 3-летние дети проявляют высокую отзывчивость к рече­вым воздействиям сверстника лишь в тех случаях, когда эти воз­действия имеют адекватную речевую форму. Высокая корреляция между опытом общения со сверстником и способностью к речевому взаимодействию получена А. Либерман (A. F. Lieberman, 1975). Дети, не имеющие подобного опыта, испытывали значительные трудности в речевом общении с окружающими, несмотря на высокую i активность, выраженное стремление вступать в контакт.

Сверстник не только способствует актуализации речевых потен­ций, усвоенных в общении со взрослым, но создает необходимость в более разнообразных речевых средствах, что несомненно ведет к развитию регулирующей функции речи.

Если выделить в качестве двух важнейших функций речи инфор­мативную и регулятивную, то можно предположить, что в общении со взрослым развивается первая, а со сверстником — вторая. Основу для такого предположения дает анализ, коммуникативных задач в разных сферах общения. Если в сфере общения со взрослым происходит преимущественное решение познавательных задач, то в контактах со сверстником на первое место выступают проблемы, связанные с деятельностью и с управлением действиями партнера. Коммуникативными задачами в разных сферах общения обусловле­ны своеобразие речевых средств и специфические особенности речи детей.



2015-12-04 1224 Обсуждений (0)
Анализ речи детей в общении со взрослым и со сверстником 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Анализ речи детей в общении со взрослым и со сверстником

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1224)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)