Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Деятельности в дошкольном возрасте



2015-12-04 765 Обсуждений (0)
Деятельности в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок




Выделенность общения (понятие предложено М. И. Лисиной и означает соотношение коммуникативной и предметной деятельности) отражает меру включенности общения в предметно-практическую деятельность и выступает показателем сформированности коммуни­кативной деятельности, ее самостоятельного значения в жизни ребен­ка. По данным Л. Б. Митевой (1984), выделенность общения со взрослым значительно выше, чем со сверстником. Если коммуника­ции со взрослым достаточно часто происходят в форме чистого обще­ния, то взаимодействие со сверстником, как правило, включено в совместную игровую деятельность.

Однако соотношение игровой и коммуникативной деятельности сверстников на разных этапах дошкольного возраста не одинаково. Мы попытались рассмотреть развитие выделенности общения сверст- 142 ников от 2 до 7 лет. Основным методом нам служил сравнитель­ный анализ общения детей в разных ситуациях, одни из которых благоприятствовали предметно-практическому взаимодействию (на­личие игрушек, привлекательных предметов, специальная организа­ция ролевой игры), другие, напротив; затрудняли его «чистое общение», беседы в пустой, лишенной игрушек комнате. Результаты анализа отразили следующую возрастную динамику выделенности общения.

Для детей 2—3 лет наиболее благоприятной для коммуникации оказалась ситуация «чистого общения». Наличие предметов препят­ствовало их взаимодействию и переключало внимание со сверстника на предмет. Как уже отмечалось (см. третью главу), стремление к общению со сверстником в этих условиях вступало в конкурентные отношения с интересом к предметному манипулированию и в иерар­хии потребностей детей занимало третье место. При отсутствии предметов сверстник привлекал активное внимание ребенка, в ре­зультате чего возникало характерное для данного возраста эмоцио­нально-практическое взаимодействие (дети возились, бегали, смея­лись, кривлялись и т. п.). Исходя из сказанного, мы считаем, что на первом этапе общение детей не связано с предметными действиями и отделено от них. Основные средства общения у них — локомоции и экспрессивно-выразительные движения. Предметные манипуля­ции—ведущая деятельность на этом этапе развития — имеют инди­видуальный характер или происходят в ситуативно-деловом общении ребенка со взрослым. Предметные действия и речь еще не стали средством общения сверстников.

На следующем этапе (в 3—4 года) наблюдается уже иная кар­тина. Ситуация «чистого общения», без предметов, переносится деть­ми с трудом: они либо ведут себя очень скованно и напряженно, либо вступают в эмоционально-практическое взаимодействие, харак­терное для младших детей. Наличие предметов делает общение детей более интенсивным и продуктивным: они демонстируют сверстнику свои действия, интересуются предметными манипуляциями партнера, сравнивают свои достижения, начинают играть вместе и во всех случаях вступают в контакт по поводу предметов и действий с ними. Именно в этом возрасте общение включается в предметную деятельность детей и опосредуется практическими действиями. Характерно, что на этом же этапе общение сверстников начинает опосредоваться словом (80% контактов трехлетних детей происходит с участием речи). Однако речь пока всецело включена в практи­ческое взаимодействие и может выступать средством общения толь­ко при наличии зрительного контакта и предметных действий.

От 4 до 5 лет общение сверстников включено в их практическую, игровую деятельность и с трудом отделимо от нее. В. этом возрасте дети не вступают в ситуацию «чистого общения». При отсутствии игрушек они начинают играть с любыми предметами, находящимися в поле зрения (ботинки превращаются в машины, стулья становятся 143


лошадками и т. п.). Специально организованные задания, предпо­лагающие речевое общение детей (составить совместный рассказ по картинке/, не принимаются детьми — они предпочитают переклады­вать картинки, играть с ними.

В ситуациях с игрушками дети организовывали совместную игру, в которой происходило интенсивное взаимодействие. Боль­шинство контактов сверстников осуществлялось по поводу конкрет­ных действий в игре. Как показали наши наблюдения, дети разговаривали друг с другом только тогда, когда они что-то делали или пытались управлять действиями партнера.

Таким образом, от 3 до 5 лет общение ровесников включено в игровую деятельность, а практические действия и сопровождающие их ситуативно-деловые высказывания можно рассматривать как своеобразные комплексные средства общения/

В старшем дошкольном возрасте (5,5—7 лет) возникают и интен­сивно развиваются речевые контакты детей, не включенные в сов­местную игровую деятельность. В этот период становится возмож­ным «чистое общение» независимо от предметов и предметных действий: дети разговаривают о событиях из жизни, о своих предпоч­тениях и т. п. Возрастает относительное число внеситуативных высказываний детей. Взаимодействие с предметами у старших дош­кольников нередко сопровождается своеобразными паузами в игре, когда дети, отвлекаясь от конкретных действий, начинают разго­варивать на достаточно отвлеченные темы., Играя «во врача и больного», мальчик 6 лет стал рассказывать своему партнеру о том, что он хочет быть врачом и лечить зверей, а его партнер сообщил, что видит себя в будущем космонавтом или летчиком. После такой беседы дети опять возвращаются к совместной игре.

Для старших дошкольников характерно выделение общения из игровой, предметно-практической деятельности. Эпизоды «чистого общения» все чаще разрывают игровое сотрудничество и переносят центр взаимодействия в сферу личностных контактов детей. Речь автономизируется от предметных действий и становится внеситуатив­ной. Появляется возможность речевого общения без зрительного контакта и опоры на предметные действия. Интересно, что к концу дошкольного возраста снижается относительная роль экспрессивно-мимических средств общения. Основным и ведущим средством-, коммуникации детей становится речь, которая в наибольшей мере воплощает специфику человеческого общения.

Глава седьмая



2015-12-04 765 Обсуждений (0)
Деятельности в дошкольном возрасте 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Деятельности в дошкольном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (765)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)