Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика коммуникативных действий сверстников в дошкольном возрасте



2015-12-04 2474 Обсуждений (0)
Общая характеристика коммуникативных действий сверстников в дошкольном возрасте 5.00 из 5.00 3 оценки




Можно выделить, по крайней мере, четыре характеристики ком­муникативных действий сверстников, качественно отличающих общение ребенка со взрослыми от его взаимодействия со сверст­никами1. Первая и наиболее важная отличительная черта процесса общения дошкольника со сверстником состоит в большем разнооб­разии коммуникативных действий и в расширенном их диапазоне. Мы насчитали около 15 коммуникативных действий, достаточно часто наблюдаемых при общении сверстников и значительно реже встреча- ющихся в контактах ребенка со взрослым (спорит, навязывает свою волю, успокаивает, требует, обманывает, жалеет и т. д.). Имен­но в общении сверстников появляются такие сложные действия, как притворство (стремление сделать вид, желание выразить обиду, нарочито не отвечать партнеру), кокетство, фантазирование и пр.

Столь широкий диапазон коммуникативных действий в сфере общения со сверстником определяется богатым функциональным сос­тавом, большим разнообразием коммуникативных задач. Если взрослый до конца дошкольного возраста остается в основном источником оценки, новой информации и образцов действия, то по отношению к сверстнику уже с 3—4-летнего возраста ребенок решает иной, расширенный спектр коммуникативных задач: управление действиями партнера, контроль его проявлений, оценка конкретных поведенческих актов, совместная игровая деятельность, навязывание собственных образцов действия и постоянное сравнение с собой. Такое разнообразие коммуникативных задач требует все увеличиваю­щегося диапазона коммуникативных действий в сфере общения со сверстниками.

Второе яркое отличие коммуникативных действий сверстников заключается в их эмоциональной насыщенности. Эмоциональность

1 Эти данные получены при продолжительном наблюдении (в течение года) за общением одних и тех же детей 3—7 лет с ровесниками и со взрослыми, проведен­ном М. Г. Мамаджановой под руководством В. В. Ветровой.

и раскованность контактов дошкольников принципиально отличают их от взаимодействия со взрослыми. В среднем в общении свер­стников наблюдается, по нашим данным, в 9 раз больше экспрессив­но-мимических проявлений, выражающих самые различные эмоцио­нальные состояния — от активного негодования до бурной радости, от нежности до драки. Действия, адресованные сверстнику, харак­теризовались большей эффективной направленностью. В среднем дошкольники втрое чаще одобряли и поддерживали ровесника и в 9 раз чаще вступали с ним в конфликтные отношения.

Столь сильная эмоциональная насыщенность контактов до­школьников, по-видимому, связана с тем, что начиная с 4-летнего возраста сверстник становится для ребенка более предпочитаемым и привлекательным партнером по общению. Согласно данным Л. Б. Митевой и Е. О. Смирновой (1985), значимость общения, которая определяется как «мера устремления к партнеру», и отражает боль­шую степень напряженности потребности в общении со сверстником, нежели со взрослым. Показателями растущей значимости общения со сверстником выступают степень эмоциональной окрашенности кон­тактов дошкольников и удовлетворения ребенка от взаимодействия с партнером-сверстником.

Третья характеристика средств общения со сверстником заклю­чается в их нестандартности и нерегламентированности. Если в кон­тактах со взрослыми даже самые маленькие дети придерживаются определенных общепринятых норм поведения, то при взаимодействии с ровесниками дошкольники используют самые неожиданные и само­бытные средства. Уже у 3-летних детей (Л. Н. Галигузова, 1983) на­считывается 135 различных движений, выражающих инициативные обращения к сверстнику. Этим движениям свойственна особая раско­ванность, ненормированность и незаданность никакими образцами: малыши прыгают, кувыркаются, принимают причудливые позы, издают необычные возгласы, придумывают нестандартные сочетания звуков и т. п. Подобная свобода, нерегламентированность общения дошкольников позволили предположить, что сверстник помогает партнеру проявить самобытное начало в его формирующейся лич­ности. Если взрослый несет для ребенка культурно нормированные средства общения, то сверстник создает условия для индивидуаль­ных, ненормированных проявлений ребенка. Естественно, что с воз­растом Контакты сверстников все более опосредуются социальными нормами и правилами. Однако нерегламентированность и раскован­ность общения, использование самобытных, непредсказуемых средств — отличительная черта контактов ровесников до конца до-, школьного возраста.

Четвертая особенность коммуникаций дошкольников — преобла­дание инициативных действий над ответными. Особенно ярко это проявляется в неумении детей продолжить и развить диалог, который часто распадается из-за отсутствия встречной активности партнера. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или вы- 125

 

оказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддержвается (между тем инициативу взрослого дети принимают в 2 раза чаще). Гибкость отношения к партнеру, которая проявля­ется в чувствительности к его воздействиям и адекватности ответов, согласно данным Л. Б. Митевой и Е. О. Смирновой (1985), суще­ственно меньше в сфере общения ребенка со сверстником, чем со взрослым. Такая несогласованность коммуникативных действий де­тей часто порождает конфликты, протесты и т. п.

Очевидно, что' отмеченные характеристики коммуникативных • действий определяют специфические особенности как вербальных,, так и невербальных средств общения. При взаимодействии сверстни­ков подавляющее большинство их контактов происходит с участием речи. Однако соотношение вербальных и невербальных средств общения на разных этапах дошкольного возраста различно.



2015-12-04 2474 Обсуждений (0)
Общая характеристика коммуникативных действий сверстников в дошкольном возрасте 5.00 из 5.00 3 оценки









Обсуждение в статье: Общая характеристика коммуникативных действий сверстников в дошкольном возрасте

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2474)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)