Слова-наречия в местном говоре
Слова-наречия в местном говоре Автор: Миншаехова Ксения, МОУ «Гимназия», 11 класс А
Руководитель: Гостюхина Татьяна Александровна, МОУ «Гимназия», педагог дополнительного образования, руководитель школьного этнографического музея
Чернушка – 2007 Содержание
Введение3
Слова-наречия в местном говоре5 Глава 1. Наречие как часть речи 5
Глава 2. Разряды местных наречий по значению 6 2. 1. Определительные наречия 6 2. 1. 1. Наречия меры и степени 7 2. 1. 2. Наречия образа и способа действия 7 2. 2. Обстоятельственные наречия 7 2. 2. 1. Наречия места 7 2. 2. 2. Наречия времени 8 2. 2. 3. Наречия причины 9 2. 2. 4. Наречия цели 9
Глава 3. Типы диалектизмов среди наречий 11
Глава 4. Языковые явления в области диалектных наречий 14 4. 1. Многозначные наречия в пермских говорах 14 4. 2. Омонимия в области наречий 16 4. 3. Явления синонимии и антонимии 17
Глава 5. Диалектные наречия в произведениях фольклора 21
Заключение23 Литература25 Приложение.Словарь диалектных наречий (по материалам «Словаря пермских говоров» и «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров») 26
Введение «Все тонкости культуры народа отражаются в его языке, который специфичен и уникален, так как по-разному фиксируют себе мир и человека в нём. Язык – сокровищница культуры. Он хранит культурные ценности в лексике, грамматике, в формах устной и письменной речи. Именно язык формирует личность человека», – так определяет одно из многочисленных значений языка Л.Г. Вавилова [2, 37]. Эти слова в полной мере относятся и к народной речи, интерес к которой в последнее время постоянно растёт. Не зря Михаил Пришвин писал: «…Словесные богатства русского народа заключаются больше в устной словесности, чем в письменной… Интересно слово не то, которое в книгах, а то, которое услышал из уст народа» [15, 29]. Школьный этнографический музей гимназии г. Чернушки занимается собиранием и исследованием местных слов с 1994 года. Однако все работы были посвящены в основном изучению имён существительных. Курс «Русская речь Прикамья», который апробировался с помощью музея нашими учащимися одними из первых в крае по пробным учебникам, также рассматривает (в § 5 «Своеобразие лексики Прикамья») в основном лексику, представленную именами существительными [11, 41 – 58]. О диалектных наречиях, например, есть только такое упоминание: «Среди наречий расхождение с нормой встречается в пермской речи преимущественно в употреблении слов боле (более) и мене (менее)» [11, 79]. Однако в музейной картотеке чернушинских диалектных слов очень много наречий. В «Словаре пермских говоров» [13], который постоянно используется в музее, их также огромное количество. Поэтому не случайно возникла идея написания исследовательской работы, посвящённой местным наречиям. Отсутствие в школьном музее каких-либо научных трудов в этой области диалектного языка способствовало выдвижению следующей проблемы: Как представлены наречия в «Словаре пермских говоров» и в диалектной речи чернушан? Мы выдвигаем гипотезу, что диалектные наречия – это богатая и многообразная часть местной лексики. Тема – слова-наречия в местном говоре. Объект исследования – диалектная лексика пермских говоров. Предмет исследования – слова-наречия в местном говоре. Материалом для исследования явились наречия из «Словаря пермских говоров» [13] и из «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров» [5], работа над которыми ещё ведётся. Цель исследования – анализ диалектных наречий с точки зрения семантики и многообразных системных отношений. Задачи исследования: -изучить литературу по теме; -создать словарь диалектных наречий; -произвести их классификацию по значению; -проанализировать виды диалектизмов среди местных наречий; -проследить многозначность среди наречий; -выявить омонимию в области наречий; -рассмотреть явления синонимии и антонимии; -показать роль диалектных наречий как выразительного средства в местном фольклоре. Для решения данных задач были использованы следующие методы: -изучение литературы и источников; -наблюдение; -классификация; -анализ; -статистический подсчёт; -обобщение и выводы. Актуальность данной работы в том, что она вносит вклад в собирание и анализ диалектной лексики Пермского края и Чернушинского района. Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования педагогами, учащимися и даже учёными. Работа включает следующие части: 1) введение, где определяется научно-справочный материал; 2) пять глав, в которых исследуются местные наречия по разрядам, типам диалектизмов, с точки зрения таких языковых явлений, как многозначность, омонимия, синонимия и антонимия, а также с позиции использования пермских наречий в произведениях фольклора; 3) заключение, в котором делаются выводы; 4) список литературы, в котором представлены источники, проработанные и использованные в исследовании; 5) приложение «Словарь диалектных наречий», составленное по материалам «Словаря пермских говоров» и «Дополнительных материалов к «Словарю пермских говоров». Работа осуществлялась в два этапа: 1) весной и летом 2007 года изучалась литература, подбирались цитаты, составлялся словарь, выписывались произведения фольклора с диалектными наречиями, была разработана классификация местных наречий по значению; 2) в I полугодии 2007 – 2008 учебного года были проведены остальные исследования.
Слова-наречия в местном говоре Глава 1.
Популярное: Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (528)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |