Объем дисциплины / модуля в зачетных единицах с указанием академических часов по видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся0.00 из
5.000 оценок
Содержание дисциплины / модуля с указанием академических часов по видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся, соотношение тем и формируемых компетенций
Наименование
раздела
Аннотация раздела
Бюджет учебного времени, ч
Коды компе-
тенций
Проявления компетенции
Очная форма обучения
Заочная форма обучения
Л
ПЗ
ЛП
СРС
Л
ПЗ
ЛП
СРС
Раздел I. Методология и история социологии
Социология в системе общественных и гуманитарных наук. Функции социологии. Предмет социологии. Структура социологического знания. Логические и эмпирические методы, применяемые в социологии. Наблюдение в социологии. Документальный анализ как метод изучения общества. Социологические опросы: основы методологии. Фокус-группы. Социальные эксперименты.
Предпосылки возникновения социологии. Основные идеи классиков социологической мысли: О. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс, Г. Тард, Э. Дюркгейм, Ф. Теннис, М. Вебер, В. Парето.
-
ОК-2
Знать:
- историю формирования классической социологии и её основные идейные достижения;
- предмет, функции и структуру социологического знания.
Уметь:
- применять социологические методы для решения практических задач;
- формулировать методологическую программу социологического исследования;
- раскрывать логику социальных процессов, исходя из разработок современной теоретической социологии.
Владеть:
- категориальным аппаратом социологической науки;
- основами инструментария социологического исследования.
Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями
Содержание занятия: Возникновение социологии как науки. Позитивизм. Классики европейской социологической мысли. История русской социологии.
Задания:см. ОС[1] №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Методология и история социологии»
Перечень рекомендованной литературы для подготовки:
Основной: 1-3
Дополнительный: 1, 3, 10, 14
Задание для самостоятельной работы:
- проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы;
- подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, решение тестовых заданий, написание рефератов.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся:
Основной: 1-3
Дополнительный: 1, 3, 9, 10, 14, 19
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств):
1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Методология и история социологии»)
2. Проверка письменных работ(ОС №2 «Фонд тестовых заданий» к разделу «Методология и история социологии»; ОС №3 «Темы рефератов»)
Раздел II. Макросоциология
Общество как социальная система. Элементы и подсистемы общества. Социальные статусы и социальные роли. Социальные нормы и санкции. Социальные институты, их виды и функции. Механизмы возникновения и трансформации институтов. Семья как базовый социальный институт и малая группа. Социальные группы: понятие, признаки, классификации. Социальная стратификация. Причины стратификации. Исторические модели стратификации обществ. Социальная мобильность. Виды мобильности. Факторы мобильности и «социальные лифты». Социальное изменение: понятие и типологии. Социальные движения и социальные изменения. Культурные, политические и экономические причины социальных изменений. Социологические теории социальных изменений. Стадиальность общественного развития и идея общественного прогресса.
Глобализация и её влияние на современные общества.
ОК-2,
ОК-6
Знать:
- основные принципы системного подхода применительно к функционированию обществ;
- содержание понятий «социальный статус», «социальная роль», «социальная норма», «социальный институт» и «социальная группа»
- теоретические представления социологов о социальной стратификации, социальной мобильности и социальных изменениях;
- содержание процесса глобализации и её последствия для современного мира.
Уметь:
- оперировать теориями социальных институтов, ролей, стратификации и мобильности для объяснения закономерностей сферах экономики, политики и культуры;
- объяснять причины наблюдаемых социальных изменений.
Владеть:
- навыками социального прогнозирования;
- базовыми представлениями о механизмах, лежащих в основе социальных процессов, а также обеспечивающих социальную стабильность и преемственность;
- навыками интерпретации социальных явлений с системной и функциональной точек зрения.
Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями
Содержание занятия: Социальные институты. Стратификация и мобильность. Социальные изменения и общественный прогресс. Глобализация и мировая социальная система
Задания:см. ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Макросоциология»
Перечень рекомендованной литературы для подготовки:
Основной: 1-3
Дополнительный: 4, 6, 16, 18
Задание для самостоятельной работы:
- проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы;
- подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, решение тестовых заданий, написание рефератов.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся:
Основной: 1-3
Дополнительный: 4, 6, 11, 13, 16, 18
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств):
1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Макросоциология»)
2. Проверка письменных работ(ОС №2 «Фонд тестовых заданий» к разделу «Макросоциология»; ОС №3 «Темы рефератов»)
Раздел III. Микросоциология
Человек как член социума. Понятие личности в контексте социологического знания. Становление личности: механизмы, этапы и агенты социализации. Теории личности в социологии и социальной психологии. Социальное действие: понятие, структура, виды. Социальные взаимодействия и их теоретическое осмысление (концепция обмена Дж. Хоманса, символический интеракционизм Дж. Мида и Г. Блумера, фрейм-анализ И. Гоффмана и др.). Управление поведением. Социальный контроль и феномен конформизма. Девиантное (отклоняющееся) поведение: понятие, виды, причины. Теории девиантного поведения в современной социологии (концепции аномии, культурного переноса, стигматизации и социального конфликта).
ОК-2,
ОК-6
Знать:
- содержание наиболее влиятельных социологических и социально-политических теорий личности и социальных взаимодействий;
- основные механизмы и виды социального контроля;
- причины различных форм девиантного (отклоняющегося) поведения.
Уметь:
- аргументировано формулировать свое отношения к различным социальным феноменам с точки зрения их «нормальности» или девиантности;
- выявлять истоки асоциального и антисоциального поведения;
- определять соотношение биологического, социального (структурно обусловленного) и индивидуального в человеческой личности.
Владеть:
- представлениями о социально-историческом характере и национально-культурных особенностях нормативного и девиантного поведения, разнообразии типов личности и поведенческих моделей (габитусов).
Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями.
Содержание занятия: Личность в системе общественных отношений. Социальные взаимодействия как основа общественной жизни. Нормативное поведение, социальный контроль и социальная природа девиации.
Задания:см. ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Микросоциология»;
Основной: 1-3
Дополнительный: 2, 5, 8, 15
Задание для самостоятельной работы:
- проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы;
- подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, решение тестовых заданий, написание рефератов.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся:
Основной: 1-3
Дополнительный: 4, 5, 12, 15
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств):
1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Микросоциология»)
2. Проверка письменных работ (ОС №2 «Фонд тестовых заданий» к разделу «Микросоциология»; ОС №3 «Темы рефератов»)
Раздел IV. Современное российское общество
Рыночные и демократические реформы 1990-х гг. и социальные изменения в российском обществе. Характеристика современного российского общества. Стратификация, социальная структура и процессы социальной мобильности в России в 1990-2000-е гг. Формирование новых социальных групп. Классовая поляризация и социальные конфликты. Социальное неравенство в России конца XX – начала XXI веков: масштаб проблемы, основные причины, специфика в российских условиях. Социальная политика государства и ее роль в смягчении социального неравенства. Отклоняющееся (девиантное) поведение в современной России: рост преступности, наркомании, алкоголизма и др. девиаций. Причины и пути решения проблемы роста отклоняющегося поведения в российском обществе
-
ОК-2,
ОК-6
Знать:
- историю российских социальных трансформаций, их причины, факторы и среднесрочные последствия;
- социальную структуру и тенденции общественного развития в современной России;
- наиболее масштабные социальные проблемы российского общества.
Уметь:
- применять социологические методы для анализа и оценки состояния и перспектив развития российского социума в XXI веке;
- формулировать предложения по преодолению негативных социальных явлений с учетом специфики российского социума.
Владеть:
- методами диагностики дисфункций социальных институтов применительно к реалиям постсоветской России;
- научным инструментарием, необходимым для оценки качества социальной политики государства.
Вид практического занятия:Выступления с устными докладами и сообщениями.
Содержание занятия: Социальные трансформации и социальная структура постсоветской России. Социальные проблемы современной России и роль государства и гражданского общества в их разрешении.
Задания:см. ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Современное российское общество»
Перечень рекомендованной литературы для подготовки:
Основной: 1
Дополнительный: 7, 17
Задание для самостоятельной работы:
- проработка лекций включает чтение конспектов лекций, основной и дополнительной учебной и научной литературы;
- подготовка к практическим занятиям включает чтение основной и дополнительной учебной и научной литературы, изучение официальной статистики, решение тестовых заданий, написание рефератов.
Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся:
Основной: 1
Дополнительный: 6, 7, 17
Форма контроля (в соответствии с Фондом оценочных средств):
1. Оценка выступлений с устными докладами и сообщениями на практических занятиях (ОС №1 «Темы докладов, сообщений», раздел «Современное российское общество»)
Объем дисциплины / модуля в зачетных единицах с указанием академических часов по видам учебных занятий и самостоятельной работы обучающихся0.00 из
5.000 оценок