Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 3. Государство: понятие, типы, формы, функции



2015-12-04 585 Обсуждений (0)
Тема 3. Государство: понятие, типы, формы, функции 0.00 из 5.00 0 оценок




Понятие и признаки государства. Типология госу­дарств: история и современность. Формы государства. Государственный аппарат. Функции государства: понятие и виды. Основные черты правового государства.

Основные акценты в этой теме нужно сделать на сущности государства. В исторической и современной интерпретации нужно рассмотреть эволюцию государственного аппарата, раскрыть систему органов российского государства. Важно показать многообразие форм правления (монархии ограниченные и абсолютные, республики парламентарские и президентские), особенности унитарных и федеративных государств. Студенты должны четко различать государственный и политический режимы. Первые включают в свое содержание комплекс взаимосвязанных средств и методов осуществления государственной власти, в котором отражается внутренняя и внешняя политика любого государства. Под политическим же режимом необходимо понимать всю систему политических способов и методов воздействия на социум всех субъектов политической системы общества.

Любое государство осуществляет внутренние и внешние, основные и неосновные, постоянные и временные функции, которые в юридической науке обычно определяются в качестве относительно обособленных направлений предметной позитивной деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. В них отражается его сущность, социальное назначение, место и роль в обществе.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое государство?

2. Какие достоинства и недостатки характерны для формационного и цивилизационного подходов к типологии государств?

3. Что понимается под формой государства?

4. Какие признаки характерны для государственного органа?

5. Какие виды функций выполняет современное государство?

6. Какие признаки присущи правовому государству.

7. Какие виды государственных органов вам известны?

 

Литература:

1. Керимов А.Д. Современное государство. М., 2011.

2. Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001.

3. Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

4. Григонис Э.П. Формы государства в современном мире. СПб., 1999.

5. Дулич Л.М. Правовое государство: история и современна российская практика. СПб., 2007.

 

Тема 4. Место и роль государства в гражданском обществе

Понятие и основные элементы гражданского общества. Государство и экономическая система общества. Место и роль государства в политической системе общества. Социальная система и государство. Значение государства в духовной сфере гражданского общества.

Основное внимание нужно обратить на процесс формирования гражданского общества, его понятие и основные элементы, а также место и роль государства в экономической, политической, социальной, духовной и правовой системах общества.

Раскройте особенности классовых и бесклассовых, открытых и закрытых, светских и «священных», демократических и тоталитарных, информационных и иных обществ.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое гражданское общество и каковы его признаки?

2. Какова роль государства в становлении и развитии гражданского общества?

3. Покажите место государства в экономической, политической, социальной, духовной и правовой системах общества.

 

Литература:

1. Теория государства и права: учебник для бакалавров / под ред. В.К. Бабаева. М., 2013.

2. Гражданское общество: истоки и современность / науч. ред. И.И. Кальной, И.Н. Лопушанский. СПб., 2002.

3. Взаимодействие гражданского общества и государства в России: правовое измерение / под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов, 2013.

 

Тема 5. Правовая система общества: понятие, структуры, типы

Понятие и признаки правовой системы общества. Правовая система общества как полиструктурное образование. Основные элементы логической структуры правовой системы общества. Типы правовых систем. Функции правовой системы общества: определения понятия и классификации.

Необходимо, во-первых, выделить существенные признаки правовой системы основные черты логической, генетической, функциональной, временной, пространственной, стохастической и др. структур. Важно показать группировку тех или иных правовых систем по определенным основаниям и рассмотреть сущность и формы национальных, романо-германской, англосаксонской, традиционно-религиозных (мусульманской, индусской, иудейской и т.п.) общей и региональной международных правовых систем (семей).

Требуется раскрыть основные и неосновные, постоянные и временные, внутренние и внешние, явные и латентные, общесоциальные (экономическую, политическую, идеологическую и др.) и специально-юридические (интеграционную, правопреобразующую, контрольную, координационную, коммуникативную и пр.) функции правовой системы.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

1. Что такое правовая система и из каких элементов состоит ее логическая структура?

2. Что представляет собой романо-германская правовая семья?

3. Что представляет собой англосаксонская правовая семья?

4. Назовите основные источники права в мусульманской юридической семье.

5. Раскройте содержание интеграционной, контрольной, координационной, коммуникативной, правопреобразующей функций правовой системы.

 

Литература:

1. Давид Р., Жоффре-Спинозе К. Основные правовые системы современности: пер с фр. М., 2009.

2. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества: учебное пособие: в 2-х т. Ярославль, 2005-2006. Т. 1-2.

3. Леже Р. Великие правовые системы современности: сравнительно-правовой подход: пер. с фр. М., 2010.

4. Карташов В.Н. Теория правовой системы общества (инновационный подход к фундаментальной юриспруденции): научное издание. Ереван, 2014.

5. Сравнительное правоведение: методические рекомендации / сост. В.Н. Карташов, Н.В. Вантеева. Ярославль, 2012 (осн. библиограф. по теме).

 



2015-12-04 585 Обсуждений (0)
Тема 3. Государство: понятие, типы, формы, функции 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Тема 3. Государство: понятие, типы, формы, функции

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (585)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)