И Закона Санкт-Петербурга в части льгот по налогу с продаж
Таблица 10.1 (продолжение)
В целях взимания рассматриваемого нами налога к продажам за наличный расчет приравниваются продажи с проведением расчетов посредством кредитных и иных платежных карточек, по расчетным чекам банков, по перечислениям со счетов в банках по поручениям физических лиц, а также передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) населению в обмен на другие товары (работы, услуги). При определении налоговой базы стоимость товаров (работ, услуг) включает налог на добавленную стоимость и акцизы для подакцизных товаров. Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5 %. Например, в Санкт-Петербурге ставка налога с продаж составляет 5 %, а в Москве – 4 %. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате покупателю (заказчику). Таким образом, удельный вес налога с продаж в цене товара с учетом налога (при ставке налога 5 %) составит:
Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов РФ и в местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60 % и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения. Следует отметить, что на практике последнее требование, как правило, не выполняется, потому что средства от взимания налога, поступая в бюджет, расходуются обезличенно, не целевым образом. С введением налога с продаж отменяется такой региональный налог, как сбор на нужды образовательных учреждений, а также 16 неэффективных местных налогов и сборов, таких как за право торговли, сбор за парковку транспорта, налог на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы, некоторые другие налоги и сборы. Устанавливая налог с продаж, законодательные органы субъектов РФ определяют ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация которых освобождается от налога с продаж. Фискальное значение налога с продаж для бюджетов субъектов РФ велико. Так, удельный вес налога в общей сумме доходов бюджета Санкт-Петербурга на 2000 г. составляет 12%[4]. Практика взимания налога с продаж вызывает многочисленные проблемы и вопросы. Один из таких вопросов связан с определением объекта обложения в случае экспорта товаров (работ, услуг). Как показывает международная практика налогообложения, экспорт, как правило, освобожден от косвенных налогов. Данная практика продиктована стремлением «защитить» отечественных производителей на международном рынке. Освобождение от налогов при экспорте предусмотрено, например, в нашей стране по НДС, налогу на реализацию ГСМ, акцизам. Одновременно взимаются акцизы и экспортные пошлины на нефть и некоторые другие сырьевые ресурсы, что определяется фискальными интересами государства. Следует отметить, что в проблеме налога с продаж при экспорте существуют правовая и экономическая стороны. С экономической точки зрения введение льготы по экспорту приведет к сокращению доходов бюджетов. Как отразится отмена налога на финансовых показателях деятельности организаций, связанных с наличным денежным обращением в сфере внешнеэкономической деятельности (к примеру, организаций, занимающихся продажей пассажирских билетов)? Снижение налоговой нагрузки на них не будет существенным, так как 5 %-ный налог не является определяющим в ценовой политике и тарифной конкуренции. С правовых позиций проблема может быть решена, если в федеральном законе (так как именно этот документ устанавливает общие правила налогообложения) появится льгота по экспорту. Однако в проекте специальной части Налогового кодекса РФ, записано, что от налога с продаж освобождается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых за пределы территории РФ, перечень которых предусмотрен в законодательстве об НДС. Таким образом, в налоге с продаж определяется льгота по экспорту, а значит, устанавливается связь между отдельными налоговыми законами, что позволяет говорить о единообразии налогообложения. Пресс налога с продаж оказался наиболее существенным для физических лиц-предпринимателей. Во-первых, они являются плательщиками налога с продаж, в том числе и те из них, кто перешел на упрощенную систему налогообложения [2]. Упрощенная система налогообложения (УСН) освободила предпринимателей от уплаты подоходного налога с физических лиц, ограничив их обязанности уплатой стоимости патента, но по другим налогам освобождения не предусмотрены. Данное положение неоднократно разъяснялось представителями МНС и МФ РФ. Тем не менее, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в своем Постановлении от 15.03.2000 г. по делу № А 56-28671/99 указал, что УСН представляет собой специальный налоговой режим (статья 18 Налогового кодекса РФ) [7]. Специальный налоговый режим заменяет общую систему налогов, и, следовательно, с момента перехода предпринимателя на УСН на него не распространяется общая система, в том числе – налог с продаж. Во-вторых, учитывая норму закона о том, что к наличным расчетам в целях взимания налога с продаж приравниваются перечисления со счетов в банках по поручениям физических лиц в уплату товаров (работ, услуг), предприниматели практически всегда обязаны уплачивать налог с продаж при приобретении товаров (работ, услуг), даже если они предназначены для производственных целей и оплачиваются через банк. Такой подход противоречит статье 3 Налогового кодекса РФ, которая гласит, что налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер (когда различия в начислении связаны с использованием социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев). Поэтому в Санкт-Петербурге, например, применяется следующий подход. Поступления денежных средств со счетов предпринимателей в уплату товаров (работ, услуг) налогом с продаж не облагаются. Вносимые же предпринимателем в банк или Сбербанк наличные денежные средства для последующего зачисления на расчетные счета организаций в уплату товаров (работ, услуг) облагаются налогом с продаж, поскольку рассматриваются как наличная форма оплаты [6]. В проекте специальной части Налогового кодекса РФ предусмотрено, что в налоговую базу не включается стоимость товаров (работ, услуг), реализуемых индивидуальным предпринимателям в безналичном порядке. В заключение рассмотрим перспективы налога с продаж. Если в 1999 г. предполагалось, что этот налог будет носить временный характер, то анализ практики его взимания позволяет сделать выводы о высокой фискальной эффективности налога с продаж. Таким образом, субъекты федерации весьма заинтересованы в сохранении данного налога. Проект специальной части Налогового кодекса РФ и уточнение к нему предусматривают дальнейшее взимание налога с продаж при внесении некоторых коррективов в налогообложение, например вводится льгота по экспорту; уточнено, что реализация товаров (работ, услуг) за наличный расчет подлежит обложению этим налогом; рассмотрен перечень товаров и услуг, реализация которых освобождена от налогообложения (приведено в соответствие с перечнем товаров, облагаемых по пониженной ставке НДС). Важной новацией в уточненном проекте НК является освобождение от этого налога стоимости товаров (работ, услуг), реализуемых индивидуальными предпринимателями для целей предпринимательской деятельности, оплата за которые преоизведена в безналичном порядке (см. также п. 3 гл. 26). С теоретических позиций одновременное применение НДС и налога с продаж не выдерживает никакой критики. Подобное решение имеет место только в налоговой системе Канады.
Контрольные вопросы
1. На основании какого нормативного документа вводится налог с продаж? 2. Какие товары не облагаются налогом с продаж? 3. Современный порядок обложения налогом с продаж экспортных операций. Предполагается ли в дальнейшем изменение действующего порядка? 4. Какие налоги отменяются с введением налога с продаж? 5. Следует ли исчислять налог с продаж, если расчеты за товары осуществляются с использованием кредитных карт? Список литературы
1. 100 вопросов по налогу с продаж. Ассоциация бухгалтеров Санкт-Петербурга, Институт профессиональных бухгалтеров Санкт-Петербурга, фирма «Кадис». Составители: М. П. Орлов, Е. В. Крейнипа. http://www.kadis.spb.ru/article/100quests.htm. 2. Закон РФ от 29.12.95 г. № 222-ФЗ «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства». 3. Закон Санкт-Петербурга от 07.12.98 г. № 248-57 «О налоге с продаж». 4. Закон Санкт-Петербурга от 29.12.99 г. № 267-33 «О бюджете Санкт-Петербурга на 2000 год». 5. Информация Управления МНС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области «О принятии па территории субъектов РФ законов о налоге с продаж» (по состоянию па 01.10.99 г.) // Налоги. СПб. № 20. Октябрь 1999 года. 6. Письмо Управления МНС РФ по Санкт-Петербургу от 24.12.99 г. № 06-12/18421. 7. «Предприниматель Петербурга». № 14. Апрель 2000. С. 8. 8. Федеральный Закон от 31.07.98 г. № 150-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ "Об основах налоговой системы РФ"».
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (517)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |