I этап. Осознание цели, задач и ориентировка в условиях методической деятельности
1. Ориентировка в предметном содержании урока: — Что именно предстоит изучать? Зачем? Какова роль этого материала в курсе? — Что я сам(а) об этом материале знаю? — С какими другими математическими, лингвистическими или иными понятиями связано изучаемое: с какими стоит в одном ряду; на какие опирается; для каких служит базой? — Почему это понятие вводится именно в данный момент обучения? 2. Ориентировка в конкретных условиях обучения: — Что младшие школьники знают об этом понятии, что узнают в будущем? — Что должны узнать, отработать на данном занятии, в какой степени, до какого уровня? — Какие признаки понятия должны быть в центре внимания? — На какие смежные знания и умения в ходе работы следует опереться? — Какие учебные действия необходимы для освоения материала? — Какие конкретные трудности должны быть преодолены? — Каковы возможные ошибки учащихся, еще не овладевших всеми признаками понятия? 3. Ориентировка в методическом арсенале способов и средств обучения: — Какие способы организации учебно-игровой работы, виды заданий, средства обучения, отвечающие замыслу, я знаю как учитель? — Какой материал предлагает методическое пособие? — Какова цель каждого из предложенных заданий, логика их расположения? — Как, по каким критериям оценить, освоили ли младшие школьники понятие, способ действия? Результат данного этапа для учителя: — уяснение темы урока и его места в ряду других; — актуализация собственных лингвистических или математических, методических знаний в рамках темы; — примерное определение основной направленности работы (главных акцентов) и возможных содержательных границ. II этап. Составление плана (модели) будущего урока 1) — Какова цель урока, т.е. каким должен быть «конечный» результат? — Какое понятие вводится? — Какие его признаки помогут младшим школьникам принять данное понятие, осознать, «открыть»? — Какие действия они должны освоить? 2) — Как прийти к достижению цели урока? — Через решение каких промежуточных задач? 3) — Какие дополнительные задачи обучения из других областей знаний предполагается реализовать на этом уроке? Почему? 4) Как организовать урок: — Как смоделировать проблемную ситуацию или поставить перед младшими школьниками «учебную» задачу, а затем включить их в активную деятельность по принятию задачи, решению учебной проблемы? — Что нужно сделать, чтобы учащиеся обнаружили, что какого-то знания или умения им недостает? — Как сделать так, чтобы это знание или умение оказалось им «нужным», чтобы возникло желание узнать, научиться, преодолеть «барьер»? — Как обеспечить усвоение на занятии необходимой информации? — Можно ли организовать занятие так, чтобы дети сами «открыли» нужный признак, закон, способ действия? Если да, то как этого добиться; если нет, то как поступить: сообщить все в готовом виде или организовать совместный поиск окончательного ответа и т.п.? — Как добиться освоения учащимися необходимых действий и в целом осознанного овладения материалом? — Какой демонстрационный и раздаточный материал необходим для реализации цели занятия? — В какой степени реализуются здоровьесберегающие технологии: смена деятельности учащихся в течение занятия, организация динамических пауз или физминуток? Таким образом, на этом этапе планирования учитель должен решить следующие три задачи: 1) поставить основную цель, промежуточные задачи и определить последовательность их решения; 2) определить основные виды деятельности младших школьников на каждом этапе урока; 3) выбрать средства и способы организации деятельности младших школьников. Очень важно, чтобы все решения, которые будут приниматься учителем, были для него достаточно обоснованными. Это важнейшее условие подготовки к уроку. Учитель должен быть в состоянии объяснить, в первую очередь самому себе, каждый из пунктов плана урока. Оценка плана урока: 1) все ли лингвистически (математически) грамотно в плане занятия; правильно ли отражена сущность изучаемого явления? 2) удалось ли органично соединить обучение детей с развитием у них личностных качеств? 3) получилось ли занятие целостным, завершенным; ясна ли логика движения мысли ребенка, логика его действий? 4) удалось ли отвести себе как учителю, воспитателю на занятии роль активного участника в коллективном познавательном процессе; интересно ли будет детям на занятии? III этап. Реализация на практике намеченного плана (проведение занятия) Для этого учитель должен уметь: — организовать деятельность учащихся на каждом из этапов урока (от моделирования проблемной ситуации до получения задуманного результата); — грамотно пользоваться способами обучения, выбранными для достижения целей; — общаться с младшими школьниками, обеспечивая желаемую атмосферу урока; — контролировать ход работы, т.е. сопоставлять замысел с его реализацией и при необходимости по ходу урока вносить необходимые коррективы.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1186)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |