Сравнительная эффективность фирмы
В основе оценки сравнительной эффективности производства лежит сопоставление фактического изменения показателей за отчётный и базовый периоды. При этом объёмы роста производства продукции по годам в стоимостном выражении определяются в сопоставимых ценах. К показателям сравнительной эффективности труда относятся: а) темп роста и прироста производительности труда (Тр, ∆Тр):
где Во, Вб – выработка продукции (производительность труда) в отчётном и базисном периоде б) доля прироста продукции за счёт повышения производительности труда (∆Тп.пр.): , где ∆Ч – темп прироста численности работников за определённый период,%; ∆Тп – темп прироста производства продукции за этот же период,%. Аналогичным образом определяется доля прироста продукции за счёт экономии материальных ресурсов, снижения фондоёмкости. Эти показатели характеризуют уровень интенсификации производства, т.е. путём сопоставления темпов прироста затрат и ресурсов с темпами прироста продукции. При выборе наилучшего варианта показателем сравнительной эффективности использования капитальных вложений (инвестиций) является минимум приведенных затрат (З): , где З– приведенные затраты на единицу продукции, руб. С – технологическая себестоимость единицы продукции (работы) по варианту, руб.; Иуд – удельные капитальные вложения по тому же варианту, руб.; Ен– нормативный коэффициент эффективности капитальных вложений; На основе сопоставления этого показателя по двум и более вариантам решения любых технических, производственных или организационных задач производится выбор оптимального (лучшего). Этот показатель использовался ранее до перехода к показателю ЧПД (чистого приведенного дохода) при выборе инвестиционных проектов. Длительное время в среде экономистов велась дискуссия о том, с помощью какого показателя можно наиболее объективно определять эффективность производства. Предлагались различные формулы, но каждая из них имела свои положительные и отрицательные стороны, достоинства и недостатки. И поскольку ни один из предлагаемых показателей не может выступать в качестве универсального, для оценки эффективности производства была введена система показателей, в которой показатели оценки и планирования повышения экономической деятельности были объединены в четыре группы (и, таким образом, экономическая эффективность рассматривается как многомерное явление): 1. Обобщающие показатели экономической эффективности производства; 2. Показатели эффективности использования труда; 3. Показатели эффективности использования основных фондов, оборотных средств и капитальных вложений; 4. Показатели эффективности использования материальных ресурсов.
Вопросы для самоконтроля. 1. Перечислите теории фирм. 2. Какой вклад внёс Коузв экономическую теорию? 3. В чём заключается проблема взаимоотношений принципала – агента. 4. Какие вы знаете пути решения проблем взаимоотношений принципала – агента. 5. Раскройте внутрифирменную структуру. 6. Перечислите плюсы и минусы частнопредпринимательской фирмы. 7. Какой способ предотвращения оппортунизма в некоммерческой организации вы знаете. 8. Перечислите показатели сравнительной эффективности труда. 9. Опишите формулу доля прироста продукции за счёт повышения производительности труда (∆Тп.пр.) 10. Перечислите 4 группы системы показателей оценки эффективности. 11. Какие причины возникновения фирмы выделял Коуз 12. Внешние и внутренние издержки. Связь с размерами фирмы 13.Неклассический подход к пониманию фирмы 14. Институциональный подход к пониманию фирмы
Популярное: Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (563)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |