Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Вопрос. История становления ландшафтоведения как науки, основные научные школы в ландшафтоведении



2015-12-04 2922 Обсуждений (0)
Вопрос. История становления ландшафтоведения как науки, основные научные школы в ландшафтоведении 4.75 из 5.00 4 оценки




Объект и предмет исследования в ландшафтоведении. Место ландшафтоведения в системе наук.

 

Ландшафтоведение - раздел физической географии, изучающий природно-территориальные комплексы (геосистемы) - т.е. относительно однородные участки географической оболочки, отличающиеся закономерным сочетанием компонентов и более низких территориальных единиц.

Объект изучения ландшафтоведения ‐ географическая оболочка; предмет – ландшафтная сфера, состоящая из геосистем разных уровней.

Географическая оболочка - целостная и непрерывная оболочка Земли, включающая в себя лито, био, гидро и нижнюю часть атмосферы. Она делится на отдельные ПК, ей свойственны закономерности: целостность, ритмичность развития, зональность, высотная поясность. Геосистема - обобщающее понятие, включающее в себя системы всех 3 уровней, планетарные, региональные и локальные.

Ландшафтная сфера включает в себя:

1) природно ‐территориальные комплексы или геосистемы разных уровней;

2) морфологическую структуру ландшафтов и их организацию;

3) региональное ландшафтоведение и районирование;

4) динамику ландшафтов;

5) эволюцию ландшафтов;

6) закономерности антропогенной трансформации закономерности антропогенной трансформации, эволюции и формирования природно‐антропогенных и культурных ландшафтов;

7) оптимизацию природопользования на основе ландшафтного подхода.

Место ландшафтоведения среди наук о земле.Ландшафтоведение, как часть физической географии входит в систему физико-географических наук, и составляет ядро этой системы. Существуют тесные связи Л. с различными географическими науками, изучающими различные компоненты геосистем - геоморфологией, климатологией, гидрологией, почвоведением, биогеографией, геохимией, геологией, геофизикой, экологией, и.т.д. каждая из геогр. наук внесла определенный вклад в развитие ландшафтоведения. Ландшафтный подход - требующий изучать геокомпонеты (климат, почвы и.т.д), как структурные части природного комплекса, является объединяющим фактором среди географических наук. Для познания геосистем огромное значение имеет представление о движении, как о форме существования материи. Это представление не допускает статического подхода к объектам, изучаемым ландшафтоведением, и заставляет нас рассматривать их в движении, в развитии. Ландшафтоведение напрямую связано с потребностями общества - т.к. от благополучия ландшафтов зависит воспроизводство таких жизненных ресурсов, как кислород, вода, почвенное плодородие и биомасса. Традиционные отрасли л-ведения - агропроизводственное, лесохозяйственное, мелиоративное и.т.д., дополнились градостроительными, рекреационными, инженерными и.т.д.

 

 

Вопрос. Основные научные и социальные предпосылки и этапы развития ландшафтоведения.

Этап.

Накопление знаний и фактов об особенностях природы разных территорий, размещении природных объектов и явлений на земной поверхности и простых взаимосвязях в природе Земли III в. до н.э.— XVIII в. н.э.

Предпосылки развития физической географии и зарождения представлений о взаимосвязях в природной среде:

• естественные предпосылки (наблюдения и накопление знаний о пространственной изменчивости лика Земли, круговоротах воды, землеописаниях);

• социальные предпосылки (требования практики — освоение и завоевание новых земель, торговля).

Наиболее заметные исследования, результаты. Натурфилософские обобщения Аристотеля о процессах и взаимосвязях в природе Земли, его труд «Метеорологика». Великие географические открытия XV—XVII вв., позволившие увидеть связи между различными свойствами природы открываемых территорий, выделение относительно однородных в природном и хозяйственном планах регионов (районирование).

Этап.

Анализ накопленных фактов и знаний, их сравнение и сопоставление, оценка, поиски и выявление простых территориальных связей между свойствами разных природных компонентов - XVIII-XIX вв.

Предпосылки развития физической географии на данном этапе:

• естественные предпосылки (открытие новых закономерностей, фактов, методов исследований в смежных науках — биологии, геологии и др.);

• социально-экономические предпосылки (заказы государства на природно-хозяйственное районирование территории России для лучшего управления и хозяйственного освоения отдаленных районов).

Наиболее заметные исследования, результаты. Научные экспедиции Российской академии наук (1768—1784); А.Гумбольдт, его идеи о взаимосвязях природных явлений на Земле, в частности в живой и неживой природе, научный труд «Космос»; Ч.Дарвин и его эволюционное учение; труд проф. Казанского университета Э.А.Эверсмана «Естественная история Оренбургского края»; эколого-географические обобщения проф. Н.А.Северцова (1855) по Воронежской губернии, природно-хозяйственное районирование, или «естественное деление земной поверхности на относительно однородные в природном плане участки; сведения о широтной и высотной поясности на Земле».

Этап.

Обобщение накопленных знаний и фактов, их синтез, группировка. Выделение самого ландшафтоведения как науки, формирование его научных школ и направлений, построение моно- и полисистемных моделей ландшафтов. Разработка теорий — середина XIX-XX вв.

Моносистемная модель ПТК. Природные территориальные комплексы состоят из взаимосвязанной территориально устойчивой совокупности природных компонентов, свойства которых обладают взаимной пространственно-временной обусловленностью (рис. 1.2, а).

Полисистемная модель ПТК. Природные территориальные комплексы состоят из определенным образом взаимосвязанной и взаимообусловленной территориально устойчивой совокупности природных комплексов более мелких рангов, функционирующих как единое целое. ПТК любой территории образуют сложную иерархическую ландшафтную или физико-географическую систему (рис. 1.2, б).

Естественнонаучные предпосылки развития и основные результаты. Разработка эволюционного учения, выделение и развитие экологии как науки о всеобщих связях в живой и неживой природе; разработка идей проф. В.В.Докучаева (1846—1903) о почве как продукте длительного совместного развития компонентов живой и неживой природы, «почва — зеркало ландшафта»; научно-практическая школа В. В.Докучаева — это физико-географическое обобщение, синтез и развитие идеи о новой географической науке, которая призвана заниматься изучением взаимосвязей и соотношений между всеми природными компонентами — «учение о ландшафте. Формулирование и развитие В.В.Докучаевым учения о природных, или естественно-исторических зонах природы: «зональность — мировой закон» (1898— 1900).

Социальные предпосылки: становление и развитие капитализма, сопровождающееся территориальным разделением труда и заказами на природное районирование территорий в целях более рационального использования их природных ресурсов; экспедиции Академии наук в черноземные области в целях разработки методов борьбы с засухами и другими неблагоприятными природными явлениями, а также изучения возможностей лесоразведения в степной зоне.

Этап.

Включение теории ландшафтоведения в общую теорию и методологию науки — вторая половина XX в.

Естественно-научные предпосылки развития: использование физико-математических, геохимических, биофизических и биохимических, балансовых, системных методов и моделей при исследовании ландшафтов, развитие системных представлений о ландшафтах; формирование научной школы структурно-динамического геосистемного исследования ландшафтов (Иркутск, руководитель акад. В. Б.Сочава). Развитие представлений о ландшафтных комплексах как геосистемах различного типа. Развитие ландшафтно-экологических исследований и представлений о ландшафтах как геоэкосистемных образованиях, компьютеризация процессов сбора, хранения, обработки и обобщения ландшафтной информации. В 1963 г. В. Б.Сочава предложил именовать объекты ландшафтных исследований геосистемами. Это понятие более широкое, чем ПТК, поэтому оно, подчеркивая системную организацию природы в целом, лучше вписывается в общую методологию науки. Выделяют три основных уровня организации геосистем: планетарный, региональный и локальный (топологический); вводят понятия структуры, состояния и организации геосистем, их динамики как смены состояний, устойчивости. Ученые, внесшие наиболее существенный вклад в развитие ландшафтной теории на этом этапе: Д.Л. и А.Д.Арманд, В.Б.Сочава, М.А. Глазовская, А.И.Перельман, А.Г.Исаченко, В.А.Николаев, А.А.Крауклис.

Социальные предпосылки: совершенствование научно-технической базы ландшафтных исследований, заказы на ландшафтно-экологические и физико-географические оценки и обоснование разномасштабных проектов хозяйственного освоения территорий и размещения промышленных объектов в регионах (в целях освоения целинных земель, перераспределения стока северных рек, мелиорации сельскохозяйственных угодий, размещения объектов энергетики, металлургии), отраслевое планирование и проектирование в регионах, лесохозяйственное обустройство, «зеленое» строительство и ландшафтная архитектура поселений, отраслевые и региональные комплексные схемы охраны природы, районные планировки и т.д

В последнее десятилетие в связи с большим распространением культурных ландшафтов, включением теории ландшафтоведения в общую методологию науки и придания понятию ландшафт фундаментального статуса, все более широкие трактовки и использование приобретает не только в географии термин «культурный ландшафт».

вопрос. История становления ландшафтоведения как науки, основные научные школы в ландшафтоведении.

Как наука ландшафтоведение начало складываться в конце 19 в. Основоположниками учения о ландшафте были В.В. Докучаев и Георгий Николаевич Высоцкий. Социальными предпосылками развития ландшафтоведения в России были: развитие капиталистического производства. В 18-19 вв. оформляются многие отрасли промышленности, разделение труда. Экономическое развитие поставило проблему осмысления разнообразия природы и хозяйства на территории России и составление различных карт. Для России это было актуально из-за ее размеров. В 1784 г Зябловский предложил разделить территорию России на 3 полосы: северную холодную, среднюю умеренную, южную теплую. Спустя 20 лет он выделил четвертую полосу – самую холодную (Арктика).

В середине 19 в. вышли работы о климатических районах России выделявшие 8 полос в основе которых лежат с одной стороны природные особенности территории, а с другой, особенности возможности хозяйственного освоения. Выделены: ледяная, тундровая, таежная, лесная (скотоводческая), ячменная, пшеницы и фруктов, кукурузы и винограда, сахарного тростника.

В последующем в районированиях выделяли страны: лесная, промышленная, черноземная, пастбищно-черноземная.

В 1851 г. немецкий ученый Траутфеттер попытался разделить территорию России по характеру растительного покрова на 4 округа: северный (область тундры), западный (распространение европейской ели), восточный (распространение сибирских хвойных пород), южный (область древесных лиственных пород).

Вторая предпосылка возникновения ландшафтоведения – закономерности общего научного характера. На рубеже 18-19 вв. – активно изучалась природа и деятельность человека. Этому во многом способствовали академические экспедиции, которые позволяли делать обобщения о распространении отдельных видов растений, животных, почв. Возникают гипотезы о возникновении чернозема. Составляются комплексные характеристики Прикаспийской низменности, Предкавказья, Забайкалья, Камчатки.

В начале 19 в. значительное влияние на развитие географических исследований оказали взгляды А. Гумбольдта. Одна из важнейших его заслуг – разработка учения о природе, как комплексе связанных элементов, теории вертикальной зональности.

Среди крупных русских ученых того периода следует выделить Карла Францевича Рулье, который высказал предположение о влиянии природных условий на изменения видов. Работа Николая Алексеевича Северцова «Периодические явления в жизни зверей, птиц и гад Воронежской губернии» (1855) положила начало фенологическому изучению ландшафтов. Значительное влияние на развитие русской географии оказали работы Чарльза Дарвина, позволившие анализировать развитие материальных объектов, рассматривать исторические связи живых организмов с окружающей средой и изучать влияние среды на животных и растения.

Идея комплексности нашла отражение в работах Александра Ивановича Воейкова (рубеж 19-20 вв.), в которых рассматривался климат и его связь с другими компонентами географической оболочки. К середине 19 в сложились научные предпосылки для формирования идет о ПК, как особом образовании. Вначале изучались отдельные прямые и обратные связи между компонентами ПК, а затем сформировано понятие ПК. Первоначально их выделяли на уровне фитоценозов и зооценозов, а затем биоценозов и биогеоценозов.

В начале 20-го века ландшафтоведения развивается взаимосвязано с региональной физической географией. В это время зачатки ландшафтоведения прослеживаются в работах Докучаева и Анучина и его школы. В период с 1917 по 1930 гг. на практике был проверен целый ряд теоретических положений и выдвинуты новые научные проблемы, в том числе однородности ПК, определение критериев их систематизации.

В последующие годы понятие ландшафт усложнялось и изменялось иное чем у Берга его понимание отражено в работах Высоцкого и Морозова. Ландшафт – это не конкретная территория, а тип территории. В основу этого представления было положено не только сходство природы ландшафта, но и характер его развития во времени. Региональный подход в понимании ландшафта развивается в работах Калесника, Раменского.

Современный этап истории ландшафтоведения начинается с 1955 г когда в Ленинграде, в рамках географического общества состоялось первое всесоюзное совещание по вопросам ландшафтоведения. В дальнейшем подобные совещания проводились во Львове, Талине, Воронеже (1982), Риге. Крупнейшими советскими учеными-ландшафтоведами этого периода являются: В. Б. Сочава, И. П. Герасимов, Д.Л. Арманд, Ф. Н. Мильков, Н. А. Гвоздецкий, Н. А. Солнцев, К. Г. Геренчук, А.Г. Исаченко и многие другие. Во 2-й половине 20 в. основные ландшафтоведческие исследования в СССР велись в Москве, Ленинграде и Воронеже, где сформировались свои научные школы.



2015-12-04 2922 Обсуждений (0)
Вопрос. История становления ландшафтоведения как науки, основные научные школы в ландшафтоведении 4.75 из 5.00 4 оценки









Обсуждение в статье: Вопрос. История становления ландшафтоведения как науки, основные научные школы в ландшафтоведении

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2922)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)