Глава 3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке
Для определения уровня концентрации рынка розничной реализации бензина марки АИ-92 используются следующие показатели: 1) коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке; Коэффициент концентрации (CR).Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке. В большинстве промышленно развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статическом мониторинге состояния рынка, причём в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В России этот показатель стали рассчитывать с 1992 года для трёх (CR3), четырёх (CR4), шести (CR6) и восьми (CR8) крупнейших продавцов. Он определяется как сумма рыночных долей n крупнейших продавцов рынка: (1), где CRk – индекс концентрации k продавцов, %, si - доля продаж i – го продавца в объёме реализации рынка, %, k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчёта коэффициента.
2) Коэффициент относительной концентрации (К).Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара: (2), где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, % α – доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции, %.
При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К≤1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика. 3)индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке: (3), где si – доля i-ой фирмы на рынке; n – общее число фирм на рынке.
Чем меньше HHI,тем меньше концентрация и слабее рыночная власть отдельных фирм на рынке. В соответствии с различными значениями коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынков по степени концентрации, приведены в таблице 8. Таблица 8 - Типы товарных рынков по степени концентрации
Рассчитаем значение коэффициентов рыночной концентрации CR-3 и CR-4 на товарном рынке бензина марки АИ-92, основываясь на данных таблицы 4: CR-3 = 37,2 + 18,6 + 10,2 = 66,0% CR-4 = 37,2 + 18,6 + 10,2 + 9,8 = 75,8% Произведем расчет коэффициента относительной концентрации для 8 крупнейших представителей рынка на основании следующих данных. При изучении розничного рынка нефтепродуктов Владимирской области было выявлено 329 АЗС, осуществляющих розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива. Из них 156 принадлежат 8 крупнейшим предприятиям. Доля числа 8 крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (β) составляет 38,1% (см. таблица 9). Таблица 9 – Доля числа 8 крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, осуществляющих розничную реализацию бензина марки АИ-92
Доля продаж 8 крупнейших предприятий в общем объёме реализуемой продукции (α) составляет 87,5 %. К = (20 + 3*30,0) / 66,0 = 1,6 Полученное значение свидетельствует об умеренной концентрации на рынке бензина марки АИ-92. Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI): 37,22 + 9,72 + 10,22 + 9,82 + 18,62 + 4,62 + 6,72 + 3,22 = 1383,8 + 94,09 + 104,0 + 96,0 + 345,9 + 21,16 + 44,9 +10,24 = 2100,09 Таблица 10 – Значения показателей концентрации на товарном рынке бензина марки АИ-92
Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что во Владимирской области розничный рынок высокооктановых автомобильных бензинов марки АИ-92 характеризуется как умеренно концентрированный с недостаточно развитой конкуренцией.
Популярное: Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |