Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Глава 3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке



2015-12-04 655 Обсуждений (0)
Глава 3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке 0.00 из 5.00 0 оценок




 

Для определения уровня концентрации рынка розничной реализации бензина марки АИ-92 используются следующие показатели:

1) коэффициент рыночной концентрации - сумма долей на товарном рынке (выраженная в процентах) для трех крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на рынке;

Коэффициент концентрации (CR).Рассчитывается как процентное отношение реализации (поставки) продукции определённым числом крупнейших продавцов к общему объёму реализации (поставки) на данном товарном рынке.

В большинстве промышленно развитых стран коэффициент концентрации обязателен при статическом мониторинге состояния рынка, причём в разных странах рассчитываются доли разного числа предприятий. В России этот показатель стали рассчитывать с 1992 года для трёх (CR3), четырёх (CR4), шести (CR6) и восьми (CR8) крупнейших продавцов.

Он определяется как сумма рыночных долей n крупнейших продавцов рынка:

(1),

где CRk – индекс концентрации k продавцов, %, si - доля продаж i – го продавца в объёме реализации рынка, %, k – число хозяйствующих субъектов на рынке, взятых для расчёта коэффициента.

 

2) Коэффициент относительной концентрации (К).Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий на рынке и контролируемой ими доли реализации товара:

(2),

где β – доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, % α – доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции, %.

 

При К>1 концентрация отсутствует, рынок является конкурентным. При К≤1 на рынке наблюдается высокая степень концентрации, рыночная власть предприятий велика.

3)индекс рыночной концентрации Герфиндаля - Гиршмана HHI - сумма квадратов долей на товарном рынке (выраженных в процентах) всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке:

(3),

где siдоля i-ой фирмы на рынке; n – общее число фирм на рынке.

 

Чем меньше HHI,тем меньше концентрация и слабее рыночная власть отдельных фирм на рынке. В соответствии с различными значениями коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рынков по степени концентрации, приведены в таблице 8.

Таблица 8 - Типы товарных рынков по степени концентрации

Высоко концентрированный рынок 70%<CR3<100% 2000< HHI <10000 80%<CR4<100% 1800< HHI <10000
Умеренно концентрированный рынок 45%<CR3<70% 1000< HHI <2000 45%<CR4<80% 1000< HHI <1800
Низко концентрированный рынок CR3<45% HHI <1000 CR4<45% HHI <1000

 

Рассчитаем значение коэффициентов рыночной концентрации CR-3 и CR-4 на товарном рынке бензина марки АИ-92, основываясь на данных таблицы 4:

CR-3 = 37,2 + 18,6 + 10,2 = 66,0%

CR-4 = 37,2 + 18,6 + 10,2 + 9,8 = 75,8%

Произведем расчет коэффициента относительной концентрации для 8 крупнейших представителей рынка на основании следующих данных.

При изучении розничного рынка нефтепродуктов Владимирской области было выявлено 329 АЗС, осуществляющих розничную реализацию бензинов автомобильных и дизельного топлива. Из них 156 принадлежат 8 крупнейшим предприятиям.

Доля числа 8 крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (β) составляет 38,1% (см. таблица 9).

Таблица 9 – Доля числа 8 крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий, осуществляющих розничную реализацию бензина марки АИ-92

Наименование Кол-во предприятий Доля в общем объеме % Объем продаж, тыс. руб. Доля в общем объеме %
Предприятия, принадлежащие 8 крупнейшим хозяйственным субъектам 2 069 101
Предприятия, принадлежащие трем ведущим рыночным игрокам 30,0 1 365 606 66,0

 

Доля продаж 8 крупнейших предприятий в общем объёме реализуемой продукции (α) составляет 87,5 %.

К = (20 + 3*30,0) / 66,0 = 1,6

Полученное значение свидетельствует об умеренной концентрации на рынке бензина марки АИ-92.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI):

37,22 + 9,72 + 10,22 + 9,82 + 18,62 + 4,62 + 6,72 + 3,22 = 1383,8 + 94,09 + 104,0 + 96,0 + 345,9 + 21,16 + 44,9 +10,24 = 2100,09

Таблица 10 – Значения показателей концентрации на товарном рынке бензина марки АИ-92

Показатели Значение показателя
Коэффициент рыночной концентрации (CR-3) 66%
Коэффициент рыночной концентрации (CR-4) 75,8%
Коэффициент относительной концентрации (К) 1,6
Индекс рыночной концентрации Герфиндаля – Гиршмана (HHI) 2100,09

 

Количественные показатели рыночной концентрации свидетельствуют о том, что во Владимирской области розничный рынок высокооктановых автомобильных бензинов марки АИ-92 характеризуется как умеренно концентрированный с недостаточно развитой конкуренцией.



2015-12-04 655 Обсуждений (0)
Глава 3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Глава 3. Оценка уровня концентрации на товарном рынке

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (655)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.005 сек.)