Оценке качественных показателей структуры товарного рынка в первую очередь предусматривает исследование наличия барьеров входа на товарный рынок.
В отношении товарного рынка бензина марки АИ-92 Владимирской области отмечается наличие следующих барьеров (см. таблицу 7).
Таблица 7 – Барьеры входа на рынок бензинаВладимирской области
Барьер входа на рынок
| Описание
| Проявления, характерные для рынка бензина Владимирской области
|
Экономические ограничения
| Значимость для входа на рынок следующих экономических факторов:
- необходимость осуществления значительных первоначальных капитальных вложений при длительных сроках их окупаемости;
- ограниченная доступность финансовых ресурсов и более высокие издержки привлечения финансирования для потенциальных участников по сравнению с хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом товарном рынке;
- издержки выхода с рынка, включающие инвестиции, которые невозможно возместить при прекращении хозяйственной деятельности;
- издержки получения доступа к необходимым ресурсам и правам интеллектуальной собственности, издержки на рекламу, издержки на получение информации;
- транспортные ограничения;
- отсутствие доступа потенциальных участников к ресурсам, предложение которых ограничено и которые распределены между хозяйствующими субъектами, действующими на рассматриваемом рынке;
- наличие экономически оправданного минимального объёма производства, обусловливающие для хозяйствующих субъектов более высокие затраты на единицу продукции до момента достижения такого объёма производства (эффект масштаба производства);
- преимущества хозяйствующих субъектов, действующих на рассматриваемом рынке, перед потенциальными участниками товарного рынка, в частности по затратам на единицу продукции и по спросу на товар.
| Для осуществления розничной реализации нефтепродуктов необходимым условием является наличие стационарных АЗС на отведенных земельных участках, оборудованных в соответствии с нормами и правилами эксплуатации.
Вход на рынок розничной реализации бензина автомобильного и дизельного топлива требует определенных капитальных вложений, связанных или со строительством новой АЗС или с приобретением действующей АЗС на правах собственности или аренды, что накладывает определенные экономические и административные ограничения (выделение земельного участка, получение разрешения на строительство и эксплуатацию АЗС) для входа на рынок.
|
Административные ограничения
| Наличие (отсутствие) ограничений деятельности продавцов на данном товарном рынке, выдвигаемых органами власти и управления всех уровней.
- лицензирование отдельных видов деятельности;
- квотирование;
- ограничения ввоза-вывоза товаров;
- требования обязательного удовлетворения определённого спроса, поддержания мобилизационных мощностей, сохранения рабочих мест и социальной инфраструктуры;
- предоставление льгот отдельным хозяйствующим субъектам;
- препятствия в отведении земельных участков, предоставлении производственных помещений;
- условия конкурсного отбора поставщиков товара для государственных и муниципальных нужд;
- экологические ограничения, в том числе запрещение строительства производственных мощностей и объектов транспортной инфраструктуры;
- стандарты и предъявляемые к качеству требования.
|
Продолжение табл. 7
Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов, направленная на создание барьеров входа на рынок
| - инвестирование в избыточные производственные мощности, позволяющие увеличить выпуск товара для целей ограничения новых участников рынка;
- увеличение для покупателя издержек, связанных со сменой продавца, в том числе в результате предоставления скидок постоянным покупателям, заключения долгосрочных контрактов или выпуска взаимодополняющих товаров, не являющихся взаимозаменяемыми с продукцией других хозяйствующих субъектов;
- проведение интенсивных рекламных компаний.
| Стратегия поведения действующих на рынке хозяйствующих субъектов не приводит к созданию барьеров входа на рынок.
|
Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов, которое приводит к созданию барьеров входа на рынок
| · - создаёт преимущества для участников вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов по сравнению с другими потенциальными участниками рынка;
· - требует необходимости участия потенциальных участников рынка в вертикальной интеграции, что увеличивает издержки входа на товарный рынок.
| Наличие среди действующих на рынке хозяйствующих субъектов вертикально-интегрированных хозяйствующих субъектов не приводит к созданию барьеров входа на рынок.
|
Количественный анализ динамики числа хозяйствующих субъектов, участвующих в данном рынке показывает, что уход с рынка некоторых хозяйствующих субъектов сопровождается приходом на рынок эквивалентного числа хозяйствующих субъектов. При этом число функционирующих на рынке АЗС практически оставалось неизменным.