Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


А) Зарождение профессионального образования



2015-12-06 1364 Обсуждений (0)
А) Зарождение профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Задание на самостоятельную работу студентов

1. Используя модуль 3, составьте опорную схему по разделу «Развитие профессионального образования».

2. Прочитайте и определите, насколько мысли великих педагогов ак­туальны в настоящее время.

К.Д. Ушинский

...Труд, исходя от человека на природу, действует обратно на человека не одним удовлетворением его потребностей и рас­ширением их круга, но собственной своей, внутренней, ему одному присущей силой независимо от тех материальных цен­ностей, которые он доставляет. Материальные плоды трудов составляют человеческое достояние; но только внутренняя, духовная, животворная сила труда служит источником человеческого достоинства, а вместе с тем и нравственно­сти, и счастья. Это животворное влияние имеет только личный труд на того, кто трудится.

Труд, как мы его понимаем, есть такая свободная и согласная с христианской нравственностью деятельность человека, на которую он решается по безусловной необходимости ее для достижения той или другой истинно человеческой цели в жизни.

Труд только и может быть свободным, если человек сам при­нимается за него, по сознанию его необходимости; труд же вы­нужденный, на пользу другому, разрушает человеческую лич­ность того, кто трудится, или, вернее сказать, работает... Труд не игра и не забава; он всегда серьезен и тяжел; только полное сознание необходимости достичь той или другой цели в жизни может заставить человека взять на себя ту тяжесть, которая со­ставляет необходимую принадлежность всякого истинного труда.

Труд истинный и непременно свободный, потому что друго­го труда нет и быть не может, имеет такое значение для жизни человека, что без него она теряет всю свою цену и все свое дос­тоинство. Он составляет необходимое условие не только для развития человека, но даже и для поддержки в нем той сте­пени достоинства, которой он уже достиг. Без личного труда человек не может идти вперед; не может оставаться на одном месте, но должен идти назад.

Что физический труд необходим для развития и поддержа­ния в теле человека физических сил, здоровья и физических способностей, этого доказывать нет надобности. Но необходи­мость умственного труда для развития сил и здоровья, нор­мального состояния человеческого тела не всеми сознается яс­но. Многие, напротив, думают, что умственный труд вредно действует на организм, что совершенно несправедливо. Ко­нечно, чрезмерный умственный труд вреден, но и чрезмерный физический труд также разрушительно действует на орга­низм. ...Конечно, умственный труд не может развить мус­кулы, но деятельность и особенная живость нервной системы заменяют этот недостаток.

Конечно, всего полезнее было бы для здоровья человека, если бы физический и умственный труд соединялись в его деятельности, но полное равновесие между ними едва ли необходимо. Человеческая природа так гибка, что способна к величайшему разнообразию образа жизни. Самый сильный перевес труда умственного над физическим и наоборот скоро переходит в привычку и не вредит организму человека: только совершенные крайности в этом отношении являются гибель­ными. Кроме того, при нынешнем состоянии общества труд­но представить себе такой образ жизни, в котором бы труд физический и умственный уравновешивались: один из них будет только отдыхом.

Но если для тела необходим личный труд, то для души он еще необходимее.

Более всего необходимо, чтобы для воспитанника сделалось невозможным то лакейское препровождение времени, когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, по­тому что в эти именно минуты портится голова, сердце и нрав­ственность. (Труд в его психическом и воспитательном значении.)

 

* * *

Язык есть самая живая, самая обильная и прочная связь, соединяющая отжившие, живущие и будущие поколения на­рода в одно великое, историческое живое целое. Он не только выражает собой жизненность народа, но есть именно сама эта жизнь. Когда исчезнет народный язык — народа нет более!

Являясь, таким образом, полнейшей и вернейшей летопи­сью всей духовной, многовековой жизни народа, язык в то же время является величайшим народным наставником, учив­шим народ тогда, когда не было еще ни книг, ни школ, и про­должающим учить его до конца народной истории. Усваивая родной язык легко и без труда, каждое новое поколение усваи­вает в то же время плоды мысли и чувства тысячи предше­ствовавших ему поколений, давно уже истлевших в родной земле или живших, может быть, не на берегах Рейна и Днеп­ра, а где-нибудь у подошвы Гималаев. Все, что видели, все, что испытали, все, что перечувствовали и передумали эти бесчисленные поколения предков, передается легко и без тру­да ребенку, только что открывающему глаза на мир божий, и дитя, выучившись родному языку, вступает уже в жизнь с необъятными силами. Не условным звукам только учится ребенок, изучая родной язык, но пьет духовную жизнь и силу из родимой груди родного слова. Оно объясняет ему природу , как не мог бы объяснить ее ни один естествоиспытатель; оно знакомит его с характером окружающих его людей, с обще­ством, среди которого он живет, с его историей и его стрем­лениями, как не мог бы познакомить ни один историк; оно вводит его в народные верования, в народную поэзию, как не мог бы ввести ни один эстетик; оно, наконец, дает такие логи­ческие понятия и философские воззрения, которых, конечно, не мог бы сообщить ребенку ни один философ.

Ребенок, развитие которого не было извращено насильст­венно, по большей части в пять или шесть лет говорит уже очень бойко и правильно на своем родном языке. Но подумай­те, сколько нужно знаний, чувств, мыслей, логики и даже философии, чтобы говорить так на каком-нибудь языке, как говорит неглупое дитя лет шести или семи на своем родном? Те очень ошибаются, кто думает, что в этом усвоении ребен­ком родного языка действует только память: никакой памя­ти недостало бы. (Родное слово.)

Н.Ф. Бунаков

Важное значение имеют в человеческой жизни идеалы, гос­подствующие в обществе. От их достоинства, отчетливости я живучести зависит достоинство и характер реальной жиз­ни. Школа должна поселять в душах своих учеников задатки возвышенных, живучих и благотворных идеалов и через сво­их учеников проводить их в жизнь.

Надо определить хоть самые существенные черты того идеала, который должна иметь в виду русская народная шко­ла, приготовляя своих учеников для общества и для общест­венной жизни, соединяя с делом обучения не менее важное и во всяком случае неизбежное дело нравственного воспита­ния, а вместе с тем указать и на те средства, которыми школа владеет и может пользоваться для достижения цели.

Никто, конечно, не станет оспаривать, что основное начало разумной жизни для современного человека есть труд. Едва ли кто-нибудь в настоящее время мечтает о жизни праздного небокоптителя. Уже всеми признаны общечеловеческое пра­во на труд и общечеловеческая обязанность трудиться, и это яркий пример полного слияния права с обязанностью. Итак, одна черта искомого идеала найдена. Школа должна разви­вать в своих учениках любовь и уважение к труду как в инте­ресах обучения, которое само по себе есть труд и немыслимо без труда, так и в интересах жизни вообще, следовательно, воспитательным средством в этом случае прежде всего и яв­ляется само учение. Ученик, полюбивший и с уважением исполняющий свой школьный труд, конечно, в значительной степени расположен к труду вообще и во всяком случае име­ет большое преимущество перед школьным лентяем, который с нетерпением ждет окончания урока и с ненавистью смотрит на проклятые книги, источник его мучений, слез, скуки. Человеку врождено стремление к деятельности: как телесные, так и душевные силы не могут долго находиться в покое и не­подвижности, им необходимы пища и движение, с питанием и движением связаны их рост и развитие. Но движение должно быть не выше сил, чтобы оно не расслабляло, не надрывало, не истощало их, пища должна быть питательна, удобоварима и вкусна. Любить можно только труд посильный и интерес­ный. Чтобы ученик полюбил учение — этот труд, на котором школа может развивать в детях любовь к труду вообще, необ­ходимо, следовательно, чтобы, учение соответствовало воз­расту и силам учащегося и занимало его: только при этом условии учебный труд будет иметь воспитательное значение, пойдет успешно и принесет хорошие плоды. С другой сторо­ны, при всей его занимательности и соразмерности с возрастом и силами ученика учение, все-таки должно быть трудом, а не игрой и забавой, иначе цель опять-таки не достигается: ведь тот житейский труд, который ученику придется со временем нести в жизни, вовсе не похож на забаву, и смешение дела с бездельем еще никогда не приносило хороших результатов. Поэтому ученики должны с первого раза почувствовать и по­стоянно сознавать, что они собираются в школу трудиться, за­ниматься серьезным и важным делом.

Первые впечатления очень важны, ими можно дело или силь­но подвинуть, или сильно затормозить. Если с первого раза школьное дело детям представится, во-первых, серьезным, во-вторых, интересным, занимательным, если затем учитель суме­ет как можно чаще повторять такое впечатление — в душе ма­ленького ученика накопится масса таких ощущений, которые в результате дадут представление об учении как о деле важном и занимательном в одно и то же время, а с этим представлени­ем постоянно будет соединяться светлое настроение, чувство сознательного удовольствия и живое стремление к учению: здесь и будет корениться прочное основание любви, уважения и стремления к труду вообще.

Рядом с трудом, видным и неоспоримым мотивом жизни современного человека, является его национальная особен­ность: сознавать себя гражданином известной страны и стре­миться к пользе своего отечества как к личной выгоде — одно из тех почтенных качеств, которого никто не станет оспари­вать. Школа имеет довольно случаев и должна поддерживать в своих учениках чувство народности. Во-первых, к этому ведет толковое изучение родной природы, отечественной гео­графии и истории; во-вторых, изучение родного языка и по­этического материала, носящего на себя яркую, живую печать народного духа, представляющего идеальное изображение русской природы и русской жизни. Здесь дело не в том, чтобы искусственно подогревать в детях любовь к отечеству и пред­ставлять им все отечественное преувеличенно прекрасным: идеальное изображение вовсе не значит фальшивое изображе­ние... Разумная педагогия, просвещая умы воспитанников светом европейской науки, насколько это возможно, рядом с любовью к отечеству должна развивать и вообще любовь к человеку, в обширном смысле слова. Случаев для этого и вообще для расширения интересов учащихся как проти­вовеса личному эгоизму и узкому патриотизму школа имеет довольно. Она сама по себе представляет общество, которое собрано с известной целью, общей для всех и каждого из ее членов; здесь для успешной работы так же необходимо установление справедливости, подчинение личных интересов общим, порядка, как оно необходимо и во всяком обществе. Кто в этом маленьком кругу разовьет в себе, и будет обнару­живать чувство справедливости и честности, тот с хорошими задатками вступит в круг более широкого общества как граж­данин и человек. (Идеалы и средства нравственного воздей­ствия школы и воспитывающего обучения на учеников.)

В.П. Острогорский

...Воспитание воображения и чувства в связи с развитием в известном, определенном направлении разума как высшей сте­пени ума с целью воспитать в человеке особое постоянное на­строение — интерес и вкус к жизни, способность находить в ней наслаждения в созерцании изящного в искусстве и в людях, стремление к самоусовершенствованию и совершению бла­городных поступков, которые составляли бы внутреннюю потребность и тоже наслаждение, — и называется воспитани­ем эстетическим. Цель его — сделать человека по возможно­сти счастливым, а вместе с тем не только человеком полезным, но и приятным для других, живым и общественным. А такая цель стоит того, чтобы поговорить об этом воспитании под­робнее.

Эстетическое воспитание есть воспитание человека в чувстве красоты, изящества, в любви к прекрасному, высокому, и не только в любви, но и в постоянном, деятельном стремлении к нему, иначе — в стремлении к нравственному идеалу, чем и способствует такое воспитание улучшению нравов.

Но условимся сначала в понимании того, что разумеем мы под словами красивое и прекрасное, рассмотрим, в каких смыслах они употребляются. Кроме предметов, приносящих человеку пользу или просто необходимых (хлеб, платье, жи­лище, обувь), есть еще такие, без которых, собственно, ка­жется, можно было бы обойтись, но которые доставляют нам удовольствие , которые нам приятно видеть , слышать , которые просто только ласкают наш глаз или ухо. Таковы, например, роза, аккорд на фортепиано, венок из цветов, фейерверк , игра цветов в калейдоскопе, совершенно правильное, свежее, здо­ровое лицо. Это первая, низшая, степень красоты, собственно красивое, воспринимаемое только развитым зрением или слухом, почти без всякого участия ума, или внутреннего чувства. Это красивое, так сказать, формальное, внешнее, заключающееся только в сочетании линий , теней , красок, форм , звуков. На такое красивое мы просто смотрим , такое красивое сочетание звуков просто слушаем с удовольствием: много есть таких приятных, например, салонных музыкаль­ных пьес, красивых по форме и звучности стихов, садовых беседок, статуэток, картиночек и тому подобных художествен­ных пустяков, которые приятны, но не возбуждают ни мыс­лей, ни чувств, а только украшают обстановку жизни, развле­кая нас минутным удовольствием, — ив этом смысле имеют полное право на существование. Чтобы перечисленные нами предметы могли доставлять удовольствие, и притом непремен­но бескорыстное, т. е. без всякой мысли о том, чего все эти вещи стоят, нужно иметь развитой вкус зрения, изощренно­го на красивых предметах, тонкий слух, — словом, вкус по отношению к сочетаниям линий, теней, красок, форм, звуков. Способность отличать такие красивые предметы и бескорыст­но любоваться ими составляет первую, низшую ступень эсте­тического чувства. (Письма об эстетическом воспитании.)

В.П. Вахтеров

Наравне с нравственным, интеллектуальным и эстетичес­ким должно быть широко организовано и физическое воспи­тание юношества. Только согласованное и равномерное сочетание всех этих воспитательных элементов в школе может содействовать гармоническому развитию способностей учаще­гося, установлению равновесия между душевной и телесной деятельностью и подготовке его к трудовой разумной жизни для пользы Отечеству и людям.

С самого младенчества поставленный в правильную гигие­ническую обстановку и постепенно приучаемый к условиям природы юноша крепнет и закаляется и телесно и духовно для жизненной борьбы. К этому, собственно, и должна стремить­ся здоровая педагогика.

Посему в состав физического воспитания в школе , как в на­чальной, так и в средней, входит, с одной стороны, охрана здоровья учащихся, с другой — телесное их развитие.

Под первым следует разуметь все то, что дается гигиениче­ской обстановкой. Сюда относится правильное устройство школьных помещений относительно расположения их, про­сторности, освещения и вентиляции, а также гигиеничности классной мебели, нормировка ежедневного труда учащихся,

забота об их правильном питании, укрепление организма для противодействия переменам погоды и вообще устранение все­го того, что может вредно отразиться на юных организмах. С этой точки зрения физическое воспитание в школе совер­шенно совпадает со школьной гигиеной.

Однако физическое воспитание должно заключать в себе и творческое воздействие воспитателя на детей, направленное к тому, чтобы наделить последних необходимыми физически­ми качествами и навыками нераздельно с подъемом духовных сил. Это усовершенствование детей должно совершаться по строго определенному плану, и притом научно обоснованно­му, при посредстве системы упражнений, сообразованных с возрастом и силами учащихся. Результатом воздействия на организм учащихся в этом направлении является то , что при­нято называть телесным развитием, т. е. развитие мышц , зри­тельных, слуховых и осязательных способностей, укрепление внутренних органов, накопление силы, выносливость, лов­кость, улучшение физиологических отправлений, красота осанки и движений и т. д. В общем, таким путем достигается не только благосостояние организма человека, но и приспо­собленность его к жизненной борьбе.

Драгоценной особенностью правильного физического вос­питания является то , что усовершенствованию телесному со­путствует всегда развитие тех душевных качеств, которые образуют жизнеспособный характер человека и гражданина, а именно: бодрость, жизнерадостное настроение, мужество, бесстрашие, решимость, энергия, активная воля, изощренная внимательность, находчивость, выдержка в труде, умение по­мочь себе и другим и внутренняя дисциплина даже в играх. (Записки о постановке физического воспитания в средней школе.)

 

3. Рассмотрите и проанализируйте периоды становления и развития профессионального образования в России:

а) Первый период: XVIIв. - 1917г.

б) Второй период: 1917-1940 гг.

в) Третий период: 1941-1945 гг.

г) Четвёртый период: 50-70-е гг. ХХ в.

д)Пятый период: 70-90-е гг. ХХ в. – начало ХХI в.

 

4.Ознакомьтесь с предложенной ситуацией. Сравните две позиции в отношении выбора профессии. Какими критериями оценки труда пользуются девушки? Как вы понимаете профессиональное самоопределение и творческую саморе­ализацию человека?

Во время встречи выпускников между ребятами произошел вот какой раз­говор.

Вера — маленькая худенькая девушка. Она уже фармацевт. Слушать, как она говорит о своей профессии — одно удовольствие:

— Лекарства для ребят, — говорит она, — это очень ответственно. Малей­шая ошибка, и даже страшно подумать, что может случиться... Они же могут от­равиться. Я чуть сама не отравилась, так напробовалась...

Она сыплет названиями лекарств, рецептами. Ребята смеются:

— С тобой невозможно говорить по-русски, все латынь и все о лекарствах.

— Так это же моя работа, — улыбается она.

Среди выпускников — еще один будущий медик — Алла П. Она будет стома­тологом.

— Алла, почему ты пошла в стоматологический?

— Марина решила, ну и я с ней.

— И как, нравится?

— Да ничего, только много, знаете, разных ненужных предметов. Ну, хотя бы английский. Зачем зубному врачу нужен английский язык? А вообще, я хочу пе­рейти в стоматологический техникум. Буду техником.

— Из университета в техникум? Но зачем?

Надоело учиться, и потом, мы проходили практику в поликлинике, так я узнала, что техник может заработать больше врача

5) В чем заключаются особенности зарождения профессионального образования в нашей стране?

 

Практическое занятие

1. Теория

Проверьте под руководством преподавателей, как вы выполнили задания по разделу «Подготовка к практическому занятию»

 

2.Практика

 

1) Выберете задания для самостоятельного выполнения по теме «Развитие профессионального образования»

а) Зарождение профессионального образования



2015-12-06 1364 Обсуждений (0)
А) Зарождение профессионального образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: А) Зарождение профессионального образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1364)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.033 сек.)