Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Характеристика отдельных систем образования за рубежом



2015-12-06 976 Обсуждений (0)
Характеристика отдельных систем образования за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок




В XXI в. острее стала необходимость такого развития каждой страны, которая формирует собственные стратегии дополнительного профессионального образования взрослых на основе международных документов, разрабатываемых ЮНЕСКО, Европейским союзом, другими международными объединениями и организациями. №. Исследования, проводимые за рубежом, показали, что повы­шение квалификации достигает наибольшего эффекта при соблюдении следующих условий: ориентации на практические нужды Вручающихся и учета специфических психологических особенностей обучения взрослых, а все это приводит к позитивным изме­нениям когнитивных свойств личности, повышению ее профес­сиональной и интеллектуальной активности.

Интерес к повышению квалификации и профессиональной пе­реподготовке взрослых возрос во второй половине XX в. В Англии, США тогда велось исследование функций системы повышения ква­лификации, в результате которого были выявлены следующие функ­ции: вспомогательная (выявление недостатков образования); адап­тационная (помощь в приспособлении к условиям работы и успеш­ному практическому применению полученных знаний); реквалификационная (повышение квалификации до уровня, соответствующе­го новым, повышенным требованиям к профессии); расширяющая (подготовка для нового вида деятельности); специализирующая (при­обретение дополнительной квалификации).

В 1970 г. в материалах ЮНЕСКО впервые был поставлен воп­рос о непрерывном повышении квалификации, были заложены основы теории пожизненного образования, а также сформулиро­ваны принципы непрерывности и всесторонности образования.

Широкая дискуссия о критериях оценки повышения квалифи­кации развернулась в следующем десятилетии. Споры в основном сводились к вопросу о том, каким образом измерять эффектив­ность в системе повышения квалификации.

С 1990 г. и до настоящего времени уделяется внимание обнов­лению, расширению категорий обучающихся в системе повыше­ния квалификации и сосредоточению деятельности по повыше­нию квалификации непосредственно в фирмах, компаниях, шко­лах бизнеса, консультационных центрах. Идет процесс их объеди­нения в системе повышения квалификации специалистов из раз­личных сфер для обеспечения их компетентности, определения уровня их профессиональной подготовки и способности к опере­жающим действиям в условиях неопределенности.

Непрерывное повышение квалификации в целом ряде зарубеж­ных стран поощряется. Так, в США, Англии, Канаде, Японии по­вышение квалификации стимулируется систематическими (перио­дичность — от трех до пяти лет) аттестациями специалистов. До 30 % работающих подготавливаются к аттестации в стационарных фор­мах повышения квалификации; почти 70 % — посредством обуче­ния на рабочем месте, а также самообразования. Обновлению про­фессиональных знаний, умений, навыков способствуют наряду с государственными органами профессиональные клубы, общества, ассоциации. Однако концентрация основных звеньев повышения квалификации непосредственно в сфере производства порождает ряд существенных проблем, в определенной мере деформирующих це­левые установки непрерывного образования (нацеленность на решение узковедомственных задач в ущерб общекультурному развитию специалистов). Эта проблема во многом связана с тем, что в отдель­ных странах нет стандарта повышения квалификации. Только в Ита­лии, Франции и Испании существуют государственные органы, функция которых — формировать и контролировать общенацио­нальные стандарты на этапе повышения квалификации специали­стов. В остальных странах эта деятельность не поднимается выше ин­тересов отдельной фирмы, организации. Заметную роль в последние годы стали играть учебные заведения, организованные частными предпринимателями (в основном в США).

Распространенной формой повышения квалификации в США являются краткосрочные курсы со сроком обучения от двух не­дель до двух-трех месяцев с отрывом от производства один раз в три-четыре года. Кроме того, продуктивной формой повышения квалификации специалистов считается самообразование.

Большое внимание в повышении квалификации взрослых за рубежом уделяется четырем сферам: самообразованию, критиче­скому рассуждению, опытному обучению и умению учиться. Каждое из этих направлений раскрывается на основе целостного подхода.

Австралийские, канадские и американские авторы (Г. Коллинз; Р. Кэнди; О.Броккетт и Д.Химестра), исследовавшие проблему теории и практики самообразования, указывали на то, как взрос­лые люди ставят перед собой образовательную цель, сами подби­рают себе необходимые источники, решают, какой избрать спо­соб обучения, сами оценивают свои успехи.

Проблемы повышения квалификации специалистов определя­ются законодательными актами конкретных государств. Система повышения квалификации в Англии является платной, но расхо­ды на обучение компенсируются организацией-нанимателем по Предъявлении сертификата об окончании очередного этапа обу­чения, если повышение квалификации включено в финансовый пан организации. Департамент образования и науки непосредственно повышением квалификации не занимается, но при обнаружении кризисных состояний в конкретной сфере оказывает Помощь на региональном уровне.

В Японии введены специальные государственные акты, регулирующие непрерывное образование тех, кто имеет постоянную работу. Так, Закон об аттестации педагогического персонала пре­дусматривает обязательное повышение квалификации каждые пять лет. Законом предусмотрена возможность повышения класса произ­водственного сертификата после очередного обучения, что значительно повышает заработную плату специалиста.

В последние десятилетия XX в. идея развития критического мышления стала наиболее популярной среди специалистов образования взрослых. С. Брукфилд в своих исследованиях доказал, что взрослые в образовательном процессе свободно применяют скрытую логику, сравнение и сопоставление, активную интеллекту­альную деятельность, рефлексивное суждение и гносеологическое познание. Критическое мышление включает в себя взаимосвязан­ные процессы: утверждения, ранее принимаемые как незыбле­мые, подвергаются критическому анализу и отвергаются либо мо­дифицируются; определяются возможные альтернативные взгля­ды на идею, действия, формы мышления.

Для взрослых во всем мире весьма характерно микрообучение (Д.Аллен, М. Седкер и Дж. Купер) — анализ компонентов про­фессионального мастерства, т. е. способность представить высший уровень профессиональной деятельности как сумму умений и на­выков. Микрообучение имеет место в области повышения квали­фикации педагогических работников при отработке нового содер­жания образования и новых методов обучения.

Перспективными направлениями исследований теории обуче­ния взрослых, по мнению зарубежных ученых, являются: влия­ние национально-культурной среды (Р.Прэтт); создание практи­ческих теорий (Г.Ашер); применение новых форм заочного обу­чения и использование мультимедиа — электронных средств — массовой информации, организации дистанционного обучения (Я.Гибсон, Ж. Касл, Н.Кидд) и др.

Зарубежные социологические исследования свидетельствуют о желании многих людей повышать свою квалификацию не только в традиционных образовательных учреждениях, но и на своем ра­бочем месте, в общественных организациях, в группах по интере­сам, т.е. таким способом, который предполагает повышение не только уровня квалификации, но и культуры сотрудничества. Наи­более активно эти идеи развиваются в трудах немецких исследо­вателей (П.Браунек, У.Даушер, X.Зиберт, Р.Миллер, А.Шмидт), которые выявили эффективные формы сотрудничества — настав­ничество, тренинг, направленные на развитие процесса самореф­лексии и отработку профессионального диалога.

Большинство исследователей образования взрослых обращают внимание на личностный смысл повышения квалификации, мо­тивацию взрослых, которая проявляется в критические моменты их жизни, когда специалисты острее всего испытывают необходи­мость в новых знаниях и навыках и наиболее восприимчивы к новой информации. Нередко обучение взрослых ориентировано на конкретную задачу и связано с их работой. Чаще всего люди включаются в образовательный процесс в тех ситуациях, которые для них выступают в роли «поворотного пункта».

Желание вырасти в собственных глазах, повысить свое само­уважение значительно усиливает стремление и восприимчивое)!, взрослых к знаниям. Взрослые с большей готовностью повышают свою квалификацию, если считают, что она пригодится им в те­чение всей их дальнейшей жизни.

В практике повышения квалификации США и стран Западной Европы дискутируется утверждение, что сильнейшим стимулом к обучению у взрослых является стремление избавиться от «фактора подавления»; младшие по иерархии с большим желанием посе­щают различные семинары, в которых рассматриваются проблемы работы в команде, делая это из желания избавиться от давле­ния руководителя. Лучшая мотивация к учению — самомотивация. Разработка программ повышения квалификации для взрослых играет весьма важную роль. По мнению М.Ноулза, например, обучение взрослых требует проектирования программ самоподго­товки, самообучения.

Важное место в повышении квалификации за рубежом уделя-;ется формам и методам обучения. Взрослые субъекты системы повышения квалификации предпочитают реальные профессио­нальные ситуации, которые заставляют думать, активно участво­вать в обсуждении и принятии решений. Взрослые предпочитают кроме практических задач и упражнений ролевые игры и моделиро­вание ситуаций. Современная теория (Д.Тейлор и Р.Уолфорд) моделирования профессиональных ситуаций, упрощенного воспроизведения жизненных ситуаций утверждает, что в процессе их "применения активными становятся и преподаватели, и слушатели (все обучающиеся). Названная теория базируется на проблемах и требованиях междисциплинарного подхода, связана с фор­мированием нового социального опыта и значительно расширя­ет пространственное поле обучения; требует высокого динамизма, гибкости мышления и приспособления к изменяющимся мыслительным структурам, в них должен быть элемент рефлексии. Программой обучения в системе повышения квалификации выделяется время на «обратную связь»: обеспечение критической оценки проделанной работы.

Большое внимание в системе ДПО за рубежом уделяется решению проблемы преодоления психологического барьера, вызванного страхом потерять авторитет, а с ним работу. Во многих стра­нах осуществляется обновление содержания образования, разраба­тываются новые технологии, что формирует социальный заказ педагогов на содержание повышения квалификации. К числу ком­понентов обновления относятся: содержание образования по соответствующим дисциплинам; актуализация образовательных и воспитательных целей, их соответствие духу времени; педагогический опыт и новаторские идеи; концепция глобальной стратегии в образовании; использование зарубежного опыта в организации повышения квалификации педагогических кадров. В российском и зарубежных вариантах содержания повышения квалификации много общего: отсутствие стандарта профессиональ­ной квалификации; изменение содержания образования; обновление организационных форм и методов обучения взрослых; проблемы и противоречия в мотивации к изменению уровня профес­сиональной компетентности и др. В то же время развитие системы повышения квалификации в различных странах имеет определен­ную специфику. (Однако общий культурный, содержательный и технологический контексты делают отечественную и зарубежные системы повышения квалификации открытыми для широких кон­тактов и содержательного взаимообогащения.



2015-12-06 976 Обсуждений (0)
Характеристика отдельных систем образования за рубежом 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Характеристика отдельных систем образования за рубежом

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (976)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)