Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Тема 5. Теоретические аспекты процесса реформирования системы образования (2 ч.)



2015-12-06 2555 Обсуждений (0)
Тема 5. Теоретические аспекты процесса реформирования системы образования (2 ч.) 4.80 из 5.00 5 оценок




1. Образовательная реформа: сущность и содержание

2. Типология образовательных реформ

3. Технология проведения образовательных реформ

 

4. Оценка эффективности реформ в сфере образования и условия их успешного проведения

Литература

1. Капранова, В.А. Образовательные реформы: отечественный и зарубежный опыт/ В.А.Капранова: монография. – Минск: БГПУ, 2007. – С. 9-22.

 

1.Образовательная реформа: сущность и содержание

В настоящее время термин «реформа» настолько вошел в нашу жизнь,что стал широко употребимым и применяется во всех сферах. Этимологически данное слово восходит к латинскому reformare - преобразовывать и означает преобразование, изменение, переустройство.

Если суммировать раз­розненные трактовки, встречающиеся на страницах педагогической перио­дики, монографий, диссертационных исследований, то под школьными реформами чаще всего понимаются преобразования школьной систе­мы, проводившиеся в законодательном или административном порядке.

Под реформой образованиямы понимаем «комплекс мер (законодательно-правовых, управленческо-финансовых, кадровых, организацион­ных ), направленных на изменение системы (подсистемы, ступени) образования, ее целей, содержания, структуры, механизмов функционирова­нии и целях совершенствования и повышения качества» .

В качестве синонимичных термину «реформа» в научной литературе широко используются термины «модернизация», «трансформация», «реорганизация», «перестройка», «преобразование» и др. С одной сто­роны, вышеназванные термины близки по значению, однако нельзя не отрицать, что им свойственны некоторые оттенки.

Трансформация может выступать как процесс и результат реорга­низации образовательной системы, занимает меньшие временные рамки и тесно связана с определенной подсистемой, уровнем образования (на­пример, трансформация системы управления). Трансформация в отли­чие от реформы не затрагивает глубинных основ системы, а лишь видо­изменяет ее и является скорее синонимом русского слова «превраще­ние» .

Большинство специалистов (А. Асмолов, Б.Л. Вульфсон, А. Руса­ком, В. Филиппов и др.) придерживаются точки зрения, что понятие «модернизация» в большей степени предполагает совершенствование, постепенное спокойное, плавное движение вперед с опорой на лучшие из имеющихся традиций.

В настоящее время термин «реформа образования» в Российской Федерации не очень популярен и почти не используется в официальном лексиконе. От него реформаторы «новой волны» решительно отказа­лись. Дело в том, что в последние годы в российском общественном мне­нии наблюдается психологическое отторжение термина «реформа обра­зования». Возможно, неудача ряда социально-экономических реформ последнего десятилетия сказываются на отношении людей к трансформационным процессам. Во всяком случае, многие специалисты указы­вают на это как причину, по которой российская программа реформ в сфере образования получила название «Модернизация российского об­разования до 2010 года». Считается, что термин «модернизация» явля­ется более нейтральным и не воспринимается в негативном свете в отличие от своего аналога .

Модернизация образования— комплексная система мероприятий долгосрочного, среднесрочного и оперативного характера по соверше­нствованию системы образования (структуры, принципов ее организа­ции и управления, институциональной среды) с целью обновления, большей доступности и лучшего качества образовательных услуг, по­вышения эффективности деятельности образовательных учреждений, совершенствования управления системой образования.

Понятие «трансформация» чаще всего используется в виде термина «трансформационные процессы в образовании», под которым понимает­ся процесс реорганизации отдельных звеньев образовательной системы.

Таким образом, реформа связана с изменением коренных основ функ­ционирования системы образования или ее отдельных звеньев, а модер­низация с обновлением, совершенствованием, приведением в порядок.

Образовательные реформы направлены на устранение несоответствия образовательных систем потребностям общества и экономики, их коррек­тировку, модернизацию, перестройку. Следует отметить, что чаще всего эпицентром образовательных реформ является школа, ее структура и со­держание образования (учебные планы, программы, сетка часов и т. д.).

 

Интерес представляет точка зрения на реформирование в сфере образования известного российского специалиста в области сравнительной педагогики Б.Л. Вульфсона. В работе «Образовательное пространство рубеже веков» (2006 г.) он высказал свою позицию по этому вопросу:

• В последние десятилетия реформирование образования приняло гл бальные масштабы - мир захлестнула «эпидемия реформ».

• Реформы образования не стартуют с чистого листа: в каждой стране своя история проведения образовательных реформ, недооценка у ков которых чревата серьезными последствиями.

• Социально-экономические и политические преобразования в любо стране всегда сопровождаются серьезным пересмотром образов тельной политики и изменениями в организации и деятельности всех звеньев образовательной системы.

• Реформирование образования в современном мире развивается условиях напряженного противостояния традиций и инноваций.

• Образовательные реформы многоаспектны (структурная перестройка звеньев образования, модернизация содержания образования, образовательных подсистем).

• Хотя направленность реформ, их приоритеты, способы проведения определяются конкретными условиями той или иной страны, суще­ствует инвариантные аспекты реформ, отражающих комплекс об­щих задач, стоящих перед национальными системами образования.

• Успех реформы определяется участием и координацией действий всех заинтересованных лиц (разработчики реформ, руководители ведомств, ученые, педагогическое сообщество, родители, учащаяся мо­лодежь, общественность).

В настоящее время в Европе проводится крупнейшая структурная реформа высшей школы, подучившая название Болонский процесс (Болонские реформы), инициированная в конце 90-х гг. XX века.

Болонский процесс имеет свою предисторию. Он зарождался в не­драх европейской системы высшего образования в течение десятилетий. В европейской высшей школе уже давно сложились циклы (бакалавриат и магистратура), развивалась академическая мобильность студентов и преподавателей, применялись академические кредиты разных типов.

25 мая 1998 г. в Сорбонне Великобританией, Германией, Францией и Италией была подписана совместная декларация «О гармонизации архитектуры европейского высшего образования». Удачно найденное выражение «гармонизация архитектуры» в значительной степени по­зволило снять возможные возражения относительно таких терминов как «унификация» и «стандартизация» и лишний раз указывало на внешний, структурный характер предстоящих изменений. В документе была сформулирована основная цель преобразований - построение еди­ной стандартизированной системы обучения в европейских странах к 2010 г. на основе гармонизации национальных образовательных систем высшего образования. Это позволит повысить занятость и мобильность граждан стран-участниц и сделать систему общеевропейского высшего образования более привлекательной для студентов и преподавателей из других стран. В Сорбонской Декларации были прописаны механизмы реализации единства пространства высшего образования в Европе:

• принятие системы сопоставимых степеней образования;

• введение двухуровневой системы обучения - «додипломной» (under­graduate) и «последипломной» (postgraduate);

• введение системы академических кредитов, их взаимопризнание и накопление;

• содействие мобильности студентов и преподавателей;

• введение системы непрерывного образования [123].

19 июня 1999 г. в Болонье представители 29 стран Европы подписали Болонскую Декларацию, которая и положила начало собственно Болонскому процессу. В Декларации вновь формулируется цель повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования, обеспечения ее всемирной привлекательности.

К настоящему моменту в Болонском процессе участвуют 45 стран, в том числе Россия и еще 5 стран СНГ: Армения, Азербайджан, Грузия, Молдова и Украина.

Россия присоединилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 года. В связи с этим событием в российском академическом сообществе су­ществуют несколько точек зрения. Сторонники оптимистической точки зрения связывают с вступлением в Болонский процесс быстрое развитие мобильности российских студентов, преподавателей и вузовских адми­нистраторов, академического и профессионального признания отечес­твенных дипломов на всем европейском пространстве рынке труда, свободного трудоустройства выпускников в любой европейской стране. Представители пессимистической точки зрения считают, что присое­динение к Болонскому процессу приведет к пагубным последствиям для отечественной высшей школы в виде потери самобытности, утрате фундаментальности образования. Представители реалистичной точки зрения убеждены в том, что эта мера неизбежна. Россия при всех досто­инствах ее высшего образования вынуждена присоединиться к интег­рационным процессам, происходящим в европейском регионе [5, с. 14].

 

Таким образом, согласно болонским документам, европейский канон может быть представлен в виде триады: 3+2+3 (бакалавриат + магистратура + аспирантура). Вместе с тем не исключен и вариант: 4+1+3.

Как видим, Болонский процесс инициировал далеко идущие изменения в структуре высшего образования в Европе, ведущие к установлению взаимопонимания и сближению европейских стран, вовлечению их в процесс интеграции Европы и расширения Европейского союза.

 

 



2015-12-06 2555 Обсуждений (0)
Тема 5. Теоретические аспекты процесса реформирования системы образования (2 ч.) 4.80 из 5.00 5 оценок









Обсуждение в статье: Тема 5. Теоретические аспекты процесса реформирования системы образования (2 ч.)

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2555)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)