Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Интеграционные процессы в сфере образования



2015-12-06 1685 Обсуждений (0)
Интеграционные процессы в сфере образования 0.00 из 5.00 0 оценок




Интернационализация разных сфер общественной жизни современ­ного мира захватывает и область образования. Международный опыт повышения социальной и экономической эффективности образования, модернизации содержания и методов обучения и воспитания использу­ется в той или иной мере разными странами. Лучшие труды теоретиков образования, где бы они ни создавались, пополняют общую сокровищ­ницу мировой педагогической мысли. Вместе с тем сохраняющаяся на­циональная и региональная специфика историко-культурных традиций, социальных институтов, политических режимов выступает серьезным препятствием на пути глобальной образовательной интеграции.

Первое место по масштабам и глубине инте­грации бесспорно занимает Западная Европа. Идея "единой Европы" имеет глубокие исторические корни. Ее пер­вым прообразом можно считать христианский мир, противостоявший иноверцам. Но в XI в. христианская Европа разделилась на Западную и Восточную по вероисповедному признаку (католицизм и православие) и затем на протяжении многих веков понятие "европейская цивилиза­ция" относилось преимущественно к Западной Европе. Уже в эпоху позднего Средневековья выявились ее специфические черты — города, противостоящие феодалам, университеты, известная независимость церкви от светских властей. В дальнейшем по мере становления и раз­вития капиталистических отношений усиливалась экономическая взаи­мосвязь европейских стран, интенсифицировались их научные и куль­турные контакты, идеи Ренессанса и Просвещения находили в той или иной мере отклик во всем регионе, складывались предпосылки созда­ния гражданского общества и индивидуальных свобод.

Западная Европа сыграла уникальную роль в истории человечества. В течение ряда веков она лидировала в развитии экономики, техники и науки, а влияние сложившейся там системы ценностей и идей не огра­ничивалось лишь рамками данного региона. Этому влиянию нельзя дать однозначную оценку. Европа— прародитель как христианских гуманистических идей, так и человеконенавистнических расовых тео­рий; попытки реализовать сложившиеся именно в Западной Европе утопические планы создания идеального общества, "рая на земле" обернулись в ряде стран жестокими социальными экспериментами, принесшими неисчислимые жертвы и страдания многим миллионам людей.

В последние десятилетия уменьшается удельный вес западно­европейских стран в системе мирового хозяйства. Тем не менее со­циальное, политическое и культурное воздействие стран Западной Европы на развитие современного мира трудно переоценить. Там сосредоточены огромные производственные мощности, крупные научные, силы, высококвалифицированные кадры в разных отраслях народною хозяйства; западноевропейские писатели, художники, музыканты по-прежнему вносят большой вклад в планетарную сокровищницу гуманитарной культуры.

Не удивительно, что именно этот регион стал своеобразной между­народной лабораторией, опытным полем, где складываются и проходят испытание на прочность новейшие формы и методы экономической, политической и культурной интеграции.

В отличие от дезинтеграции, которая порой может развиваться как бы стихийно, интеграционные процессы, чтобы быть эффективными, непременно требуют организованных целенаправленных действий. Это, в свою очередь, вызывает необходимость создания наднацио­нальных органов координации, наделенных значительными полномо­чиями. Два главных европейских интеграционных объединения — Со­вет Европы и Европейский Союз. И оба они, хотя и разными методами, способствуют развитию интеграционных процессов.

Совет Европы рассматривает самые разные вопросы общественной жизни. Только собственно военные проблемы не входят в сферу его компетенции. Поле его деятельности теперь не ограничивается, как в про­шлом, только Западной Европой, а принимает во все большей степени об­щеевропейский характер. В 1996 г. 39-м его членом стала Россия.

Членство в Совете Европы стоит недешево. Ежегодный взнос Рос­сии (как и других крупных стран) составляет около 25 млн долларов. Но часть этой суммы возвращается к нам в виде различных стипендий, (грантов, программ помощи, в том числе и в области образования. Глав­ное же - Совет Европы должен служить инструментом взаимного культурного и гуманитарного сближения стран Западной Европы, Вос­точной Европы и республик, образовавшихся на территории бывшего Советского Союза. И хотя эти задачи далеко не всегда реализуются, а сам Совет не наделен властными функциями, все же его деятельность оказывает значительное моральное воздействие на умонастроения ев­ропейской общественности.

Главную роль в определении основных направлений общей соци­ально-экономической и политической стратегии западноевропейских государств играет другое объединение— Европейский Союз (до 1994 г. — Европейское Сообщество). Входящие в него теперь 15 госу­дарств, включая Францию, Великобританию, Германию, Италию, Ис­панию, согласовывают важнейшие вопросы внешней и оборонной по­литики, формируют единую стратегию научно-технического развития; созданы условия для свободного движения через государственные гра­ницы товаров, капиталов, граждан, наконец, введена общеевропейская валюта. Валовой продукт Европейского Союза в 2000 г. составлял поч­ти 20 % мирового, т.е. примерно сравнялся с американским. Европей­ский Союз явился первым успешным примером реальной и глубокой интеграции независимых индустриальных стран.

Национальная специфика государственного строя членов Союза со­храняется: семь стран являются монархиями, восемь стран — рес­публиками. По мере расширения Союза усиливается его социально-экономическая гетерогенность, выявляются значительные различия ин­тересов отдельных государств. Отсюда постоянный поиск компромиссов и стремление к достижению консенсуса, порой даже ценой отказа от некоторых национальных устремлений или амбиций. В Союзе создан действенный механизм регулирования процессов интеграции. Несмотря на отдельные неудачи, он демонстрирует преимущества сис­темы совместного управления на основе делегирования государствами-членами части своих полномочий наднациональным органам.

Но если процесс сближения западноевропейских государств в целом развивается довольно успешно, то проблема отношений между людьми разных этносов оказывается значительно более сложной. Историческая память сохраняет стереотипы взаимных обид, недоверия, неприязни, предубеждений против соседей. Не избавлена Западная Европа и от проявлений сепаратизма, ставящего под угрозу целостность историче­ски сложившихся жизнеспособных государств. Планы сепаратистов порой выглядят абсурдом, например, требования отделить Бретань от Франции или разделить Испанию на несколько самостоятельных госу­дарств по этническому принципу. Казалось бы, очевидно, что осущест­вление таких планов неизбежно нанесет урон экономическому и соци­альному развитию страны, разорвет разнообразные межличностные связи, разрушит многие семьи. Распад любого долго просуществовав­шего государства неизбежно чреват трагедиями и потрясениями. Из­вестно, однако, что в отношении к национальным проблемам у многих людей нередко доминируют иррациональные мотивы, подсознательные импульсы, лежащие за гранью реальных экономических и политиче­ских интересов, а порой и элементарного здравого смысла.

Все это представляет серьезную угрозу дальнейшему развитию ин­теграционных процессов. Поэтому важнейшее значение приобретает задача формирования "европейского сознания", что должно способст­вовать духовному сближению европейских народов.

Главная роль в достижении этих целей отводится системе об­разования. Координационные органы европейской интеграции уделяют соответствующим проблемам большое внимание. Создание единого экономического -пространства закономерно усиливает импульсы к формированию общего образовательного пространства при всех слож­ностях и противоречиях этого процесса.

С 1961 г. функционирует постоянная Конференция министров обра­зования государств, входящих в Совет Европы. Она проводится один раз в два-три года и рассматривает важнейшие вопросы развития обра­зования в общеевропейском масштабе. Под эгидой Совета или в тесной связи с ним находятся Европейский фонд культуры (создан в 1954 г.), Европейская ассоциация преподавателей (создана в 1956 г.), Европей­ская сеть по исследованиям в области образования (создана в 1985 г.), Центр документации по образованию в Европе (создан в 1965 г.), Европейское общество сравнительной педагогики (создано в 1961 г.) и ряд других организаций. В рамках парламентской Ассамблеи Совета Европы действует Комитет по культуре и образованию, а в структуре Секретариа­та Совета Европы видное место занимает департамент образования.

В одном из документов Совета Европы, принятом еще в конце 1950-х гг., были так сформулированы задачи этой организации в об­ласти образования: "Помочь правительствам европейских стран сбли­зить национальные системы образования в целях подготовки их согра­ждан к жизни в той Европе, какой она станет через 20 лет; опираясь на данные сопоставительных исследований, сделать общим достоянием положительные результаты проводимых экспериментов, создать усло­вия, позволяющие установить подлинную эквивалентность учебных программ и дипломов об образовании и обеспечивающие свободное перемещение из страны в страну студентов и педагогического персона­ла, способствовать созданию европейской системы научных и техноло­гических исследований" [27. Р. 264].

Теоретики интеграции полагают необходимым добиться того, чтобы жители западноевропейского региона осознавали себя не только немцами, французами или англичанами, но прежде всего ев­ропейцами, которых связывает общность западноевропейской циви­лизации с присущими ей уникальными чертами, сложившимися в результате длительного совместного культурного развития и взаи­модействия народов.

Все это объективно требует сближения национальных систем обра­зования и выработки некоторых общих принципов воспитания и обу­чения молодежи. Возникло и получило значительное распространение в западной литературе и в документах интеграционных органов новое понятие: "европейское измерение в образовании".

В этой области цели Совета Европы и Европейского Союза во мно­гом близки. Ряд мероприятий проводятся ими совместно. Но в отличие от Совета Европы, являющегося преимущественно консультативным органом, некоторые интегративные программы Европейского Союза представляют собой не только рекомендации и пожелания, но и кон­кретные планы с четким указанием сроков исполнения и размеров фи­нансового обеспечения.

Принятая Европейским Сообществом программа "Эразмус" преду­сматривала расширение обмена студентами между высшими учебными заведениями европейских стран. На это были выделены сотни миллио­нов долларов, предназначенные для стипендий иностранным студен­там, на организацию лингвистической подготовки, на транспортные расходы и т.п. В результате реализации программы "Эразмус" с 1988 по 1995т. около 400 тыс. студентов получили возможность учиться, а 50 тыс. преподавателей — работать определенное время в учебных за­ведениях зарубежных стран.

С 1995 г. "Эразмус" включена в новую программу "Сократ", охва­тывающую разные направления учебы под девизом "Европейское обра­зование для всех".

Сближение западноевропейских народов, развитие разнообразных контактов между ними серьезно осложняется языковыми проблема­ми. Между странами этого региона государственные границы становят­ся все более прозрачными, но остаются жесткими границы языковые. Поэтому задача существенного повышения эффективности изучения иностранных языков вышла далеко за рамки педагогики и приобрела важное политическое значение; ее решение является существенным ус­ловием формирования "европейского сознания". На многочисленных семинарах и коллоквиумах обсуждаются вопросы содержания языко­вых курсов, методики преподавания, усовершенствования подготовки преподавателей.

В 1990 г. вступила в действие долгосрочная программа "Лингва", направленная на стимулирование изучения иностранных языков, счи­тающихся государственными в западноевропейских странах. В боль­шинстве стран статус государственного имеет один язык, но в некото­рых странах — два (в Ирландии — ирландский и английский, в Бель­гии — нидерландский и французский). Некоторые страны Европы проявляют большую заботу о языках своих национальных меньшинств и даже придают им статус государственных. Образцом может служить Швейцария, где немецкий язык является родным для 65 % граждан, французский — для 20, итальянский — для 12 %, но все эти три языка являются государственными, и граждане имеют право обращаться на любом из них в официальные инстанции страны.

В Европейском Союзе особую остроту приобретает вопрос о "глав­ном" языке межгосударственного и межнационального общения. Он имеет длительную историю. В Средние века таким языком был латин­ский, затем на смену ему пришел французский, а теперь английский язык прочно занимает первое место в межнациональных контактах на самых разных уровнях — от научных конференций до обслуживания в отелях и ресторанах. Чаще всего именно он избирается для изучения в качестве первого иностранного языка большинством школьников во Франции, Германии, Италии, Испании.

Многие представители интеллигенции и общественные деятели вы­сказывают обоснованное опасение, что огромное расширение сферы применения английского языка содействует усилению американского "культурного империализма", подтачивает традиционные основы евро­пейской цивилизации, несет угрозу национальной самобытности ее народов. Во Франции предпринимаются даже на государственном уровне попытки противодействовать неограниченному распростра­нению английского языка. Употребление в учебных заведениях и в средствах массовой информации английских слов и выражений вме­сто существующих французских карается теперь значительным де­нежным штрафом. Вводятся жесткие ограничения на показ англоя­зычных фильмов по государственному телевидению. В практической результативности этих мер можно усомниться, но в принципе стремление сохранить чистоту родного языка и по возможности ог­радить его от неоправданных иноязычных вторжений представляет несомненный интерес.

Формирование "европейского сознания" молодежи в немалой степе­ни зависит от содержания и направленности учебных курсов литерату­ры, философии, граждановедения, географии.

Особенно велика роль исторического образования. В идеале оно должно способствовать развитию национального самосознания и пат­риотизма учащихся и вместе с тем внушать им уважение к истории и культуре других стран и народов. Однако содержание курсов истории может вызывать порой и противоположный эффект, взращивать семена ксенофобии и агрессивного национализма.

Некоторые западноевропейские ученые и публицисты предре­кают, что в предвидимом будущем в их регионе отомрут националь­ные государства, да и само понятие государственно-национального суверенитета станет лишь достоянием истории. В действительности, однако, нет оснований говорить о торжестве космополитических идей в сознании основной массы европейцев. Напротив, искусствен­ное форсирование процессов интеграции вызывает обратную реак­цию общественности и нередко ведет к усилению националистиче­ских настроений.

Национальная идентичность для жителей любой европейской стра­ны сохраняет большое значение, и они убеждены, что нельзя считать себя европейцами, не оставаясь при этом немцами, французами или итальянцами. Более того, этнические границы сохраняются и внутри отдельных государств. Например, большинство жителей Бельгии счи­тают себя не бельгийцами, а фламандцами или валлонами, в Испании, где главным этносом являются кастильцы, упорно отстаивают свою эт­ническую идентичность каталонцы, галисийцы и баски, в Великобри­тании остаются различия между англичанами и шотландцами, не гово­ря уже об ирландцах.

И это — глобальное явление. Показательно, что даже в США, где длительное время предпринимались большие усилия с целью "пере­плавки" разных национальностей в новое надэтническое образование, многие поколения иммигрантов из европейских стран, как правило, ни­когда не обрывали свои этнические корни. В наши дни это становится настолько очевидным, что значительная часть американских ученых и общественных деятелей отказываются от прежде господствовавшей ус­тановки рассматривать США как "плавильный котел", в котором пол­ностью растворяются все национальности, и теперь предпочитают сравнивать свою страну с "салатницей", где смешано много разных "национальных ингредиентов", но каждый из них сохраняет свой вкус и аромат.

К сожалению, тогда как на Западе Европы интенсивно развиваются интеграционные процессы, на Востоке с начала 1990-х гг. превалирова­ли дезинтеграционные тенденции. И главная из них — распад великого геополитического пространства, веками складывавшегося вокруг Рос­сии. В некоторых государствах, образовавшихся на территории бывше­го Советского Союза, утвердились режимы, далекие от подлинно демо­кратических принципов организации общества и власти, там нередки проявления агрессивного национализма, ксенофобии, острой вражды к соседям, доходящей в отдельных случаях до вооруженных конфликтов. Это находит определенное отражение и в направленности воспитания молодежи.

В последние годы появились некоторые признаки того, что положе­ние в этой области может измениться к лучшему. В июне 1996 г. был издан Указ Президента РФ "О поддержке Российской Федерацией ин­теграционных процессов в области образования в Содружестве Незави­симых Государств". Он предусматривал ряд конкретных мероприятий, среди которых — разработка учебников для русскоязычных школ госу­дарств Содружества, проведение совместных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований учащихся и педагогов СНГ, учреждение ин­формационного бюллетеня "Вестник образования в СНГ". В январе 1997 г. Совет глав правительств СНГ утвердил Концепцию формирова­ния единого (общего) образовательного пространства Содружества Не­зависимых Государств, а в ноябре 2001 г. Межгосударственную про­грамму реализации этой концепции. Она предусматривает:

· создание нормативной базы поддержки и развития интеграционных процессов в сфере образования;

· согласование государственных образовательных стандартов всех уровней образования;

· обеспечение взаимного признания и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях;

· согласование порядка аттестации и аккредитации образовательных учреждений;

· научное и учебно-методическое обеспечение единого (общего) об­разовательного пространства.

Конечно, принятие тех или иных решений отнюдь не гарантирует их полной и скорой реализации. Тем не менее утверждение такой про­граммы на высоком правительственном уровне имеет безусловное по­зитивное значение и дает основание надеяться, что на значительной части территории бывшего Советского Союза общее образовательное пространство возродится, хотя и в новых формах. И этому в какой-то мере может способствовать использование позитивного опыта развития западноевропейской интеграции.

 

 



2015-12-06 1685 Обсуждений (0)
Интеграционные процессы в сфере образования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Интеграционные процессы в сфере образования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1685)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.014 сек.)