Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Автомобильный транспорт, общие сведения



2015-12-06 26462 Обсуждений (0)
Автомобильный транспорт, общие сведения 3.13 из 5.00 15 оценок




 

Большая роль автомобильного транспорта на транспортном рынке страны обусловлена его специфическими особенностями и преимуществами перед другими видами транспорта, которые заключаются в следующем: высокая маневренность и подвиж­ность, позволяющие быстро сосредоточить транспортные средст­ва в необходимом количестве и в нужном месте; способность обеспечивать доставку "от двери до двери'" без дополнительных перевалок и пересадок в пути следования; высокая скорость дос­тавки и обеспечение сохранности грузов, особенно при перевоз­ках на короткие расстояния; широкая сфера применения по ви­дам грузов, системам сообщения и расстояниям перевозки; необ­ходимость меньших капиталовложений в строительство автодо­рог при малых потоках грузов и пассажиров.

Наиболее эффективной сферой использования автомобильно­го транспорта являются короткопробежные перевозки. Средняя дальность перевозки 1 т груза - 20—24 км. В этой связи доля автомобильного транспорта в суммарном грузообороте составляет около 6 %.

Большая мобильность, удобство перемещения и способность быстро реагировать на изменения спроса пассажиров позволяют автотранспорту часто быть вне конкуренции при пассажирских перевозках на местных линиях. Средняя дальность поездки одно­го пассажира составляет 9 км. Автобусы перевозят более 60 % пас­сажиров во многих городах России, а в некоторых из них и в сель­ской местности — 100 %.

К недостаткам автомобильного транспорта можно отнести: высокую себестоимость перевозок (в десятки раз выше, чем на железнодорожном); высокий уровень загрязнения окружающей среды; большую трудоемкость (на автотранспорте занято 3/4 всех работающих на транспорте), низкий уровень производительности труда вследствие малой средней грузоподъемности автомобилей; большие металлоем­кость и энергоемкость. Автомобильный транспорт обеспечивает главным образом внутрирайонные перевозки грузов и пассажиров, осуществляет централизованные перевозки от железнодорожных станций и портов и обратно. Особенно широко используется автотранс­порт в горнорудной промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и торговле. Основные показатели работы автомобиль­ного транспорта представлены в табл. 5.1.

Прогнозы показывают, что этот вид транспорта в России мо­жет расширить свою долю на рынке транспортных услуг, особен­но в связи с неизбежным развитием дорожного строительства в стране и дальнейшим совершенствованием и увеличением парка подвижного состава.

К подвижному составу автомобильного транспорта относятся автомобили различных модификаций, полуприцепы и прицепы. Автомобиль-тягач с прицепом или полуприцепом называют авто­поездом. Автомобили можно разделить на грузовые, пассажирские и специальные. К грузовому подвижному составу относят универ­сальные бортовые всех марок и специализированные по видам гру­за рефрижераторные, автоцистерны, фургоны, панелевозы, лесово­зы и др. К пассажирскому подвижному составу относят автобусы и легковые автомобили. Отдельно выделяют грузопассажирские ав­томобили, создаваемые обычно на базе легковых автомобилей, но предназначенные для перевозки, как пассажиров, так и небольших партий грузов.

 

Таблица 5.1

Основные показатели работы автомобиль­ного транспорта

 

Показатель   1985 г. 1990 г.   1998 г.   2000 г.
Объем перевозок, млрд. т 14,1   15,3   5,2   П.»  
Грузооборот, млрд. т км   277,0   291,4   123,8   256,0  
Средняя дальность, км 18,8   19,6   23,8   21,7  
Перевозка пассажиров, млрд.ч. 37,2   40,5   24,4   40,6  
Пассажирооборот, млрд. пасс.-км   464,0   524,0   216,9   539,0  
Дальность поездки 1пасс. км 12,5   12,9   8,9   13,3  

 

К специальному подвижному составу относятся транспорт­ные автомобили, приспособленные для выполнения различных технических функций — автокраны, передвижные электростан­ции и компрессоры, пожарные, санитарные, коммунальные. В отдельную подгруппу выделяют спортивные автомобили.

Автомобили различают также по роду двигателя (внутреннего сгорания, карбюраторные, дизельные, газобаллонные, электрические), по грузоподъемности (особо малой, ма­лой, средней, большой и особо большой), вместимости (автобу­сы и легковые автомобили), максимальной конструкционной скорости движения, числу ведущих колес (двухосные, трехосные и т. Д., переднеприводные, заднеприводные), максимальной на­грузке на дорогу от осей автомобиля, габаритной длине, ширине и высоте автомобиля и автопоезда. Тягачи разделяют на седель­ные и буксирные. Выделяют также внедорожные автомобили (карьерные, лесовозные).

В структуре парка грузовых автомобилей в России в основном отечественные автомобили Московского завода им. Лихачева (ЗИЛ), Горьковского автомобильного завода в Нижнем Новгоро­де (ГАЗ) (рис.5.1), Камского автозавода в Набережных Челнах (КамАЗ) (рис.5.2), Минского (МАЗ), Уральского Урал в городе Миасс Челябин­ской области, Краматорского (КРАЗ) на Украине и других пред­приятий (в настоящее время все автомобильные заводы России преобразованы в акционерные общества).

В 1980-х годах в СССР производилось до 800 тыс. грузовых автомобилей, 55 тыс. автобусов и свыше 1,2 млн легковых авто­мобилей. В связи с экономическим кризисом выпуск автомо­бильного подвижного состава резко сократился. В 1998 г. в России было произведено всего лишь 143,9 тыс. грузовых автомобилей, 45,6 тыс. автобусов и 836,5 тыс. легковых автомобилей.

 

 

 

Рис. 5.1. Автомобиль ГАЗ – 3309

 

Правда значительно увеличились закупки подвижного состава из других стран, особенно легковых автомобилей. Для массовых пассажирских перевозок используются автобу­сы ЛИАЗ Ликинского автобусного завода в Московской области, "Икарус" венгерского производства, ПАЗ Павловского завода в Нижегородской области и др. В связи со старением парка и пре­кращением закупок новых автомобилей осуществляется модер­низация автобусного парка,

 

 

 

Рис. 5.2. Автомобиль КамАЗ - 53212

в том числе и за счет организации совместного производства с зарубежными фирмами. Так, нала­живается выпуск современных автобусов в Голицыне (под Моск­вой) совместно с известной немецкой фирмой "Мерседес-Бенц" и "Икарусов" в г. Кургане совместно с венгерской фирмой.

Более стабильное положение в производстве легковых автомо­билей. 594,5 тыс. составляют популярные автомобили "Жигули" ("Лада") Волжского автомобильного завода в г.Тольятти, 40,0 тыс.— автомобили "Москвич", 125,4 тыс.— "Волга" Горьковского завода и 31,9тыс. — УАЗ Ульяновского автомобильного завода (рис.5.3).

 

 

 

Рис. 5.3. Легковой автомобиль УАЗ – 3160

 

 

В Татарии выпускаются небольшие двухдверные легковые автомобили "Ока". Остальную часть парка составляют автомобили иностран­ного производства. Инфляция и постоянный рост цен на авто­мобили несколько сдерживают покупательский спрос на них, что вызывает кризис в отечественном автомобилестроении, необхо­димость повышать качество и конкурентоспособность его про­дукции.

Резко увеличилось количество легковых и грузовых автомоби­лей, находящихся в личном пользовании граждан России. В среднем на 1000 чел. приходится 50 легковых автомобилей (для сравнения: в США — 505, в Германии — 340, в Японии — 273 автомобиля).

Основными задачами по развитию автомобильного транспор­та в России являются: совершенствование конструкции и тех­нических характеристик автомобилей и их двигателей в отноше­нии экономичности, экологичности, лучшего дизайна и удобст­ва управляемости; рационализация структуры автопарка, уве­личение выпуска автомобилей специализированных и раз­личной грузоподъемности; совершенствование системы диагно­стики, технического обслуживания и ремонта автомобилей; улучшение организации и безопасности движения в системе "ав­томобиль—водитель—дорога"; значительное расширение дорож­ного строительства и повышение качества автомобильных дорог.

Как известно, одной из "вечных" проблем России являются дороги. Их недостаток и низкое качество имеющихся существен­но сдерживают не только развитие автомобильного транспорта, но и в определенной мере социально-экономический прогресс в стране.

Данные по протяженности автомобильных дорог России представлены в табл. 5.2.

Дороги общего пользования составляют всего лишь 578,0 тыс. км, в том числе 520,0 тыс. км с твердым покрытием. Следователь­но, на 1000 км2 территории нашей страны приходится 45 км ав­тодорог с твердым покрытием (или 27 км дорог общего пользования).

Таблица 5.2

Протяженность автомобильных дорог России

Показатель   1980 г.   1985 г.   1990 г.   2000 г.  
(по РСФСР)  
Длина автомобиль­ных дорог, тыс.км Из них с твердым покрытием, тыс. км   693,0 421,3   783,1 419,6     923,0 748,0  

Значительное отставание в развитии дорог по сравне­нию с другими странами должно быть преодолено в будущем. По расчетам специалистов потребная минимальная протяженность автодорог в России — 1,5—2 млн. км.

Действующую сеть автомобильных дорог по техническим и качественным характеристикам (согласно СНиП 2.05.02-85) де­лят на пять категорий или классов (табл. 5.3). По народнохозяй­ственному и административному значению автодороги 1-й и час­тично 2-й категорий называют федеральными, или магистральными общегосударственного значения, 2-й и частично 1-й кате­гории — республиканскими, областными или краевыми, 3-й и 4-й категорий — местными и 5-й категории — сельскими.

Для эффективного использования автомобильного транспорта в России необходимо значительное увеличение дорог 1-й и 2-й ка­тегорий, так называемых автобанов с соответствующим оборудова­нием: станциями заправки автомобилей и технического обслужи­вания, демпингами, дорожными гостиницами, специальными сто­янками, пересечениями в разных уровнях, освещением, дорожны­ми знаками, автомобильными мойками, пунктами медицинского обслуживания и другими необходимыми учреждениями.

Таблица 5.3

Технические характеристики автомобильных дорог

 

Катего-рия до- роги   Расчетная интенсив-ность, авт./сут.   Расчетная скорость, км/ч   Число полос движения     Тип дорожных покрытий  
    60-150   4-8   Капитальные цементобетон, асфальтобетон
  3000-7000   60-120   2-4   То же  
  1000-3000   50-100     Кап. цементобетон, щебень с вяжущими мат.  
  100-1000   40-80     Щебень, местные материалы с вяжущими
  До 100   30-60     Грунтовые, улучшенные добавками  

Несовершенное качество дорог увеличивает стоимость пере­возок на 30—50%, расход горючего повышается в 1,5 раза, стои­мость эксплуатации автомобиля возрастает в 2—3 раза, а срок службы уменьшается на 30%. Зависимость среднегодовой произ­водительности автомобиля от качества и состояния автодорог показана в табл. 5.4.

 

Таблица 5.4

Зависимость среднегодовой произ­водительности автомобиля от качества и состояния автодорог

 

Категория Годовая производительность автомобиля, тыс. т • км  
дорог     при состоянии дорог  
хорошем   плохом (изношенном)  
  257,4   189,1  
212,0   175,5  
  170,0   128,0  
Грунтовые   150,0   90,0  
122,5   87,0  
84,5   52,8  

В соответствии с государственной программой по развитию, реконструкции и содержанию федеральных автомобильных дорог Российской Федерации планируются реконструкция, расшире­ние и новое строительство таких крупных автомагистралей, как Москва—Минск—Брест, Москва—Санкт-Петербург—государст­венная граница, кольцевых дорог вокруг Москвы и Санкт-Пе­тербурга, автобанов Москва—Курск—Белгород, Омск—Новоси­бирск, Уфа—Челябинск и др. Строятся новые крупные мосты через Волгу, Обь, Амур и другие реки для разгрузки дейст­вующих переходов через эти естественные препятствия. Следует подчеркнуть, что, как показывают расчеты, на 1 руб., вложенный в строительство и содержание дорог, пользователь может по­лучить более 3 руб. чистой прибыли, не считая транспортного эффекта. Введена плата за проезд по некоторым дорогам, как это практикуется в некоторых странах.

На рынке транспортных услуг доминирующей является про­блема качества перевозок грузов и пассажиров, которая может быть решена благодаря увеличению доли специализированного подвижного состава (сейчас в России примерно половина спе­циализированных автомобилей, а за рубежом — до 90% парка), изменению подхода к диагностированию, техническому обслу­живанию и ремонту (ликвидация полнокомплектного ремонта, так как строительство, например, ЗИЛ-130 составляет 140 нормо-ч, а его капитальный ремонт — 360), а главное — повышению скоростей движения.

Эта проблема стоит остро на любом виде транспорта и связа­на с сущностью, ролью транспорта в жизни общества. Скорости имеют тенденцию к повышению, однако их увеличение связано неоднозначно с проблемой капиталовложений, расхода топлива и эксплуатационных расходов. Современные легковые автомоби­ли достигают скорости 250 км/ч, а грузовые до 120 км/ч. Для реализации таких скоростей нужны особые условия эксплуата­ции, чему препятствуют большая плотность движения, несовер­шенство геометрии дорог и дорожного покрытия, пересечение с пешеходным движением. Выбор рациональных скоростей зави­сит от груза, типа автомобиля, категории дороги, погодных усло­вий, профессионализма водителя, т. е. представляет собой слож­ную комплексную задачу.

Обостряется и проблема регулярности перевозок в рыночных условиях: так как выпуск продукции (или формирование пасса­жиропотока) цикличен, следовательно, и вывоз ее должен быть соответствующим. Кроме того, стоимость грузов, находящихся в процессе складирования и транспортировки, классифицируется как "омертвленный капитал", а большая часть поездок пассажи­ров в городах связана с трудовым процессом и увеличением дальности перевозок. Поэтому проблема регулярности в настоя­щее время рассматривается в новом аспекте — в плане создания непрерывной системы транспортировки грузов и пассажиров по принципам логистической системы, основным условием которой является своевременное удовлетворение потребности (спроса) в транспортной услуге.

В рыночных условиях расширяется сфера использования ав­томобильного транспорта. Зарубежный опыт говорит об эффек­тивности автомобильного транспорта при перевозках на расстоя­ние 300—400 км и более благодаря применению автомобилей большой грузоподъемности (в США средняя грузоподъемность автомобиля в междугородных перевозках 19 т, во Франции — 13 т, в ФРГ — 15 т, в России — 9 т).

Определено, что на расстояние до 200 км автотранспортом можно доставить груз быстрее в 12 раз, чем железнодорожно-автомобильным смешанным сообщением и в 5 раз быстрее, чем в прямом железнодорожном; на расстояние до 500 км — быстрее соответственно в 7 и 3 раза. Однако с увеличением дальности это преимущество теряется.

Большегрузные контейнеры (10, 20 и 30 т) эффективно пере­возить автотранспортом на расстояние до 500 км. Валютная эф­фективность распространяется на большие расстояния, что по­зволяет, например, Ирану возить свои грузы в Европу через тер­риторию России на расстояние 3000 км.

На автомобильном транспорте очень остро стоит проблема ор­ганизации и безопасности движения, которая должна рассматри­ваться в системе "автомобиль—водитель—дорога—среда" (А—В—-Д—С). Совершенствование автомобиля идет по линии активной безопасности с целью предотвращения дорожно-транспортных про­исшествий (использование регулируемых тормозов, диафрагмирующих не слепящих фар, специальных устройств бортового кон­троля режима движения, более надежных шин и пр.) и пассив­ной безопасности для уменьшения последствий аварий (упрочне­ние кузова, травмобезопасные стекла, ремни безопасности, уст­ройства для предотвращения вытекания топлива и пр.). Глобаль­ной задачей при решении проблемы безопасности движения сле­дует считать создание новой транспортной системы с изоляцией пешеходов от транспортных средств (планировка дороги в раз­ных уровнях, строительство альтернативных проездов, пешеход­ных тоннелей, увеличивающих скорость транспортного потока на 30—40%, снятие движения в отдельных частях города и т. п.).

Другим направлением решения рассматриваемой проблемы является полная автоматизация управления движением, при ко­торой автомобили снабжаются радарами и бортовыми компьюте­рами, а дороги имеют устройства, передающие информацию о состоянии и режимах движения.

На автомобильном транспорте особо острой является топлив­но-энергетическая проблема. В табл. 5.5 приведены данные по расходу горючего различных транспортных средств в странах За­падной Европы и России. Ведутся работы по совершенствова­нию структуры подвижного состава, применению новых видов топлива двигателей, совершенствованию диагностирования авто­мобилей.

Среди новых видов топлива надо отметить электричество (первые электромобили в России демонстрировались в 1899 г.) как экологически более чистое топливо, повышающее коэффи­циент полезного действия до 40% (у обычного автомобиля — в среднем 16%); комбинацию электричества для города и дизель­ного топлива для больших расстояний; солнечная

Таблица 5.5

Расход горючего транспортных средств в странах Европы и России

  Тип транспортного средства   Расход горючего, л/100 км  
    в России при  
    в странах Западной Европы оптим. до- рожных условиях условиях   плохой ровнос­ти покрытия   скорости 40 км/ч  
Двигатель бензиновый 8,3   9,7   10,6   16,1  
Грузоподъемность до                
2т с бензин. двигателем   10,0   19,0   20,5   25,6  
Грузоподъемность до 8 т (с дизельным   20,0   24,0   27,2   30,0  
Автобусы длиной до7 м                  
(бензиновый двигатель) 15,0   23,0   26,0   29,9  
Длина до12м (дизельный)   22,0   24,5   27,7   32,6  

 

энергия (солнцемобили); газ; водородное топливо, которое считается топли­вом будущего для всех видов транспорта (первый водородный двигатель запатентован в 1854 г.); нетрадиционные виды топли­ва — сочетание бензина с добавками 10% воды, метила, мета­нола; синтетические виды (многие на угольной основе); масла и др.

Из новых видов двигателей интерес представляют двигатель внешнего сгорания Стирлинга, роторный двигатель Ванкеля, га­зотурбинный двигатель с аксиальными поршнями, форкамерный двигатель и др.

Дизельный двигатель сокращает расход топлива на 25—30%. Доля дизельных автомобилей (грузовых) составляет в нашей стране примерно 25% (в ФРГ 60%, во Франции 50%). За рубе­жом 5% легковых автомобилей с дизельным двигателем.

 



2015-12-06 26462 Обсуждений (0)
Автомобильный транспорт, общие сведения 3.13 из 5.00 15 оценок









Обсуждение в статье: Автомобильный транспорт, общие сведения

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (26462)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)