Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Общая характеристика учебного предмета



2015-12-06 419 Обсуждений (0)
Общая характеристика учебного предмета 0.00 из 5.00 0 оценок




РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ

Кафедра общеобразовательных дисциплин

 

 

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

 

Для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Российской академии правосудия.

Специальность 030912 «Право и организация социального обеспечения»

среднего профессионального образования

 

Москва

 

Соответствует Государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальностям 030912 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования.

Утвержден: кафедра общеобразовательных дисциплин ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» протокол № 5 от 13 декабря 2011 года.

 

 

Авторы:

Таисия Ивановна Ахмедова

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин, Почетный работник общего образования Российской Федерации

 

Ольга Валентиновна Мосягина

старший преподаватель кафедры общеобразовательных дисциплин

 

 

Рецензент:

Роман Алексеевич Фандо

доктор биологических наук, Почетный работник общего образования Российской Федерации, Лауреат премии Президента РФ, Лауреат гранта Москвы в области наук и технологий в сфере образования

 

 

Замечания, предложения и пожелания по программе направлять в ГОУ ВПО «Российская академия правосудия» по адресу: 117418, г. Москва, Новочеремушкинская ул., д. 69-А.

 

© Российская академия правосудия, 2012

© Ахмедова Т. И., 2012

© Мосягина О. В., 2012

 

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………4 - 13

 

Объем дисциплины и виды учебной работы…...……………………….12

 

Тематический план ………………………………………………………13 – 18

 

Программа курса………………………………………………………….19 – 34

 

Тематический план семинарских и

лабораторно-практических занятий…………………………………….34 – 35

 

Планы семинарских (лабораторно-практических) занятий……………35 - 42

Методические рекомендации по изучению дисциплины и по организации

самостоятельной работы студентов…………………………………………..43

 

Рекомендуемая литература……………………………………………….44 – 45

 

Приложение 1. Нормативные правовые акты…………………………46 - 48

 

Приложение 2. Примеры контролирующих материалов…………….49 - 56

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа курса «Естествознание» разработана для студентов факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы Российской академии правосудия с учетом особенностей специальности «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования.

Цели и задачи курса

Познание истины (законов природы) — непосредственная или ближайшая цель естествознания, содействие их практическому использованию — конечная цель.

Главная задача курса – формирование на межпредметной основе общенаучных и общеинтеллектуальных умений и навыков целостной естественнонаучной картины мира.

- освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавшими определяющее влияние на представления человека о природе; развитие техники и технологий; о возможностях науки и научного знания в деле решения проблемы выживания человечества;

- получениенеобходимых конкретных знаний о строении и развитии мира неживой и живой природы и их взаимной обусловленности;

- формирование в мировоззрении студентов гуманитарных специальностей достаточно целостной естественнонаучной картины окружающего мира и место в ней человека;

- пониманиене противоречивости, а взаимной необходимости рационального (естественнонаучного) и образного (гуманитарного) отражения окружающего мира;

- преодоление психологического барьера гуманитариев перед естественнонаучным знанием;

- овладение умениями применять полученные знаниядля объяснений явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержащейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

- развитиеинтеллектуальных, творческих способностей и критического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естественнонаучной информации;

- воспитаниеубежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности высказываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсуждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

- формированиеличностных принципов «здорового образа жизни» и «экологического стиля поведения»;

- использование естественнонаучных знаний в повседневной жизнидля обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения;

 

Общая характеристика учебного предмета

Предмет естествознания — различные формы движения материи в природе: их материальные носители (субстрат), образующие лестницу последовательных уровней структурной организации материи; их взаимосвязи, внутренняя структура и генезис; основные формы всякого бытия — пространство и время; закономерная связь явлений природы как общего характера, охватывающая ряд форм движения, так и специфического характера, касающаяся лишь отдельных сторон тех или иных форм движения, их субстрата и структуры. «Предмет естествознания — движущая материя... Познание различных форм движения... является главным предметом естествознания» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 33, с. 67—68).

Природа, которая служит предметом естествознания, рассматривается не абстрактно, вне деятельности человека, а конкретно, как находящаяся под воздействием человека, т. к. её познание достигается в итоге не только теоретической, но и практической производственной деятельностью людей. Естествознание, как отражение природы в человеческом сознании, совершенствуется в процессе её активного преобразования в интересах общества.

Содержательная концепция курса подразумевает два основных направления:

- современные естественнонаучные представления о природе, фундаментальных законах, определяющих процессы в природе, методологии естественных наук, взаимоотношении науки и других компонентов культуры;

- практическое применение достижения естественных наук в жизни и разных областях деятельности человека, в технологии, медицине.

Данный курс естествознания построен как интегрированная дисциплина физики, химии, биологии на основе задачи формирования целостной естественнонаучной картины мира, современного научного мировоззрения для самоопределения личности в окружающем мире и задачами ознакомления студентов с методами познания, характерными для естественных наук. Его отличают широта охвата ключевых достижений естественных наук, качественный уровень их рассмотрения, приоритетное внимание к важнейшим прикладным аспектам. Соблюдается строгая преемственность по отношению к систематическим естественнонаучным курсам ступени основного общего образования.

Содержание рабочей программы распределено по трем разделам, каждый из которых относится к одной из основных естественных наук: физике, химии, биологии. Необходимая степень интеграции достигается введением тем о естественнонаучных методах познания, «преобразование и сохранение энергии в природе и технике», «эволюция как всеобщий принцип», «процессы самоорганизации», «глобальные экологические проблемы и пути их решения», «общность информационных процессов в биологических, технических и социальных системах».

Первый раздел курса обращает нас к основной области современного естествознания – физике. Основная цель этого раздела – изучение концепции фундаментальных взаимодействий. Используя исторический подход, здесь рассматриваются основные представления и законы классической механики; классической электродинамики, квантовой механики; происходит знакомство студентов с философским значением идеи о двух формах существования материи – вещества и поля. Основной акцент делается на теории корпускулярно-волнового дуализма природы, которая лежит в основе современного понимания свойств материи, а также в основе других представлений квантовой физики, таких, например, как современная концепция строения атомов, концепция строения атомных ядер, квантовая концепция взаимодействий микрочастиц. Здесь же рассматриваются причины зарождения и основные концепции релятивистской механики (концепция единого пространства-времени, взаимосвязь массы и энергии и т.д.). Студентам представляется единая физическая картина мира в ее историческом развитии (картины мира по Аристотелю, Ньютону, Эйнштейну). Главная задача этой части – напомнить вчерашним школьникам основные законы классической и релятивистской механики, показать их место в современной системе научных знаний, выделить действующие в природе фундаментальные законы; познакомить студентов с эволюцией Вселенной, различными космологическими теориями (теория стационарной Вселенной, теория Большого Взрыва, теория пульсирующей Вселенной).

Химия представлена как еще одна наука о сложной системе окружающего нас мира, состоящей из множества подсистем и элементов, которые находятся во взаимосвязи друг с другом и образуют в совокупности определенную целостность. В основу изложения теорий неорганической и органической химии положены квантово-механические, структурные, термодинамические и кинетические закономерности. Основной целью данного раздела курса является определение места и роли химии в современной цивилизации, которые рассматриваются во всем многообразии отношений между обществом и природной средой с учетом экологических критериев.

В третьем разделе рассматриваются открытые системы, к которым относят живые организмы: организацию и самоорганизацию в природе, уровни организации живого, современные представлениям об эволюции видов, которые выводят закономерности протекания случайных процессов с микро- на макроуровень; основные законы генетики; вопросы, связанные с изучением на молекулярном уровне процессов, обусловливающих жизнедеятельность. Изучается проблема принципиального отличия живого от неживого; представлены современные теории биохимической эволюции, в ходе которой из неорганической материи появляются живые системы; обсуждаются вопросы существования жизни.

Основные задачи этих разделов курса сводятся к формированию представлений о химической природе жизненных процессов, о современной биологической картине мира, о преемственности природных систем и о закономерностях их развития от неживых - к живым. Особое внимание уделяется человеку: происхождению, эволюции человека как биологического вида в связи с его биогеохимической функцией, структуре человечества как вида и его морфофизиологическому разнообразию, взаимоотношению с окружающим миром, проблемам, которые возникают у человека в связи с резкой интенсификацией его собственной деятельности, современным проблемам человечества и путям их решения. В этом разделе изучаются современные представления о законах развития биосферы и ноосферы, происходит знакомство студентов с основными положениями экологии, которая подняла биологию с уровня отдельных видов к целостности высшего порядка.

В курсе особое внимание уделяется выяснению характера законов природы, раскрытию содержания основных категорий естествознания (пространство, время, материя, движение, энергия, жизнь, информация, эволюция) и подчеркивается исторический характер развития естественнонаучных знаний. Красной нитью в курсе проводится идея организованности окружающего мира (от космических структур до конкретного места жизни человека). Становление и эволюция окружающего мира представлены как развитие и совершенствование форм организации материи. Рассмотрена деятельность человека в организованном мире и ее последствия.

Задача курса в том, чтобы сформировать основы естественнонаучной культуры и как можно более наглядно показать, какую роль играют естественные науки в развитии цивилизации, формировании материального окружения человека, знаний человека о самом себе.

При таком подходе курс естествознания органически преломляется через предметное знание отдельных естественных наук, составляя в целом единую, целостную естественнонаучную картину мира, позволяя студентам «подняться» над мозаикой раздробленных наук, увидеть красоту, гармоничность и неоднозначность, загадочность мироздания в той мере, которая соответствует их возрастным возможностям. Понимание, основанное на синтезе всех знаний, добытых современной наукой о природе, является главной целью преподавания материала курса.

Место предмета в базисном учебном плане

Интегрированный курс «Естествознание» рассчитан на один год обучения. Для обязательного изучения учебного предмета «Естествознание» на ступени среднего профессионального образования отводится 175 часов, из них на самостоятельную работу студентов - 58 часов.



2015-12-06 419 Обсуждений (0)
Общая характеристика учебного предмета 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Общая характеристика учебного предмета

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (419)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)