Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Понятие, цель и основа процесса доказывания




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Процесс доказывания - осуществляемая в предусмотрен­ном законом порядке деятельность органов расследования, прокурора и суда по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью установления истины по уголовным делам, представляющая собой частный случай при­менения теории познания.

Назначение уголовного судопроизводства, связанное с защитой прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, за­щитой личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод, уголовным преследованием и назначением виновным справедливого наказания, отказом от уголовного преследования невиновных, реабилитацией каждого, кто необоснованно подвергся уго­ловному преследованию (ст. 6 УПК), может быть успешно реализовано только при условии установления истины по уголовным делам.

Доказыванию, как одной из разновидностей процесса познания, прису­щи особенности, отличающие его от иных видов познавательной деятель­ности. Они обусловлены прежде всего целью доказывания Специфичен и объект, на познание которого направлено доказывание в уголовном про­цессе. Он представляет собой всегда событие прошлого - виновно совер­шенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания.



Исходя из особенностей целей и объекта познания по уголовным делам, закон определяет: назначение судопроизводства в целом (ст. 6 УПК); об­стоятельства, подлежащие доказыванию по каждому уголовному делу (ст. 73 УПК); средства доказывания и требования, которым они должны отвечать (ст. 74 УПК); субъекты доказывания и их правовое положение (ст. 29-55 УПК); правовые формы, в которых реализуется доказывание (ст. 85-90 УПК); пространственно-временные рамки доказывания (ст. 2-4, 128-129, 162, 233 УПК).

От правильности построения процесса доказывания прямо зависит, выполнит ли уголовное судопроизводство предназначение, которое на него возлагает законодатель (ст 6 УПК). О роли и значении доказыва­ния в судопроизводстве свидетельствует и судебная практика, согласно которой пробелы и недостатки в доказывании являются одним из наи­более распространенных оснований отмены вышестоящими судами при­говоров с направлениями дел на новое рассмотрение, а также их пре­кращения1.

Совокупность норм уголовно-процессуального закона, регулирующих цели, предмет, пределы, средства, порядок доказывания по уголовным де­лам, обязанности и права субъектов, его осуществляющих и в нем участ­вующих, именуют доказательственным правом. Процесс доказывания и нормы закона, его регулирующие, изучает теория доказательств, являю­щаяся частью науки уголовного процесса.

Основа процесса доказывания - чувственное и рациональное познание.

Чувственное познание в процессе доказывания. Свойства, стороны, свя­зи обстоятельств и фактов, образующих преступление, отражаются в дей­ствительности. Доступные для органов чувств, они могут быть отчасти восприняты непосредственно следователем и судьями, что имеет место, например, при производстве осмотра. Однако в большинстве случаев их восприятие осуществляется другими людьми, которые становятся свидете­лями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.

Чувственное познание находит выражение в таких формах, как ощуще­ние, восприятие и представление. Они формируются в сознании следовате­ля и судей, когда эти лица, собирая доказательства (ч. 1 ст. 86 УПК), произ­водят, например, осмотр предметов, служивших орудиями совершения пре­ступления, и непосредственно (своими органами чувств) воспринимают их свойства и состояния, относимые к делу, и на основе полученных чувст­венных данных создают образы этих предметов. При этом схема получения знания выглядит следующим образом: событие преступления - факт (об­стоятельство), являющийся его составной частью и продолжающий суще­ствовать на момент производства следственного или судебного действия, -восприятие его следователем, судьей - формирование в их сознании мыс­ленных образов, представлений о данном факте (обстоятельстве).

Представления, образы обстоятельств и фактов могут формироваться в сознании следователей и судей не только на основе их непосредственного чувственного восприятия, но и опосредствованным путем. Если область непосредственного чувственного познания в уголовном процессе незначи­тельна, то область опосредствованного чувственного познания охватывает значительную его часть.

ВВС РФ 1994 № 10 С 9, 1996 №7 С 15

Раздел I. Общие положения

Опосредствованное чувственное познание имеет место при проведении таких следственных и судебных действий по собиранию доказательств, как допрос свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых, истребова­ние документов. Например, следователь (судья), воспринимая в ходе до­проса сведения о фактах, имеющих значение для дела, на их основе воссоз­дает в своем сознании образы и представления о них. При этом схема про­цесса формирования знания будет выглядеть так: событие преступления (факт, являющийся его составной частью и существующий на момент вос­приятия) - чувственное восприятие лицом данного факта - формирование в сознании этого лица мысленного представления о воспринятом факте -сообщение в ходе допроса следователю или судье лицом, вызванным в ка­честве свидетеля, сведений о данном факте, хранящихся в его сознании, -чувственное восприятие этих сведений следователем или судьей - форми­рование в сознании следователя, судьи на основе этих сведений мысленных представлений (образов) о факте, бывшем предметом непосредственного восприятия свидетеля. И в такой ситуации основой опосредствованного чувственного познания следователя и судей является непосредственное чувственное восприятие лицом фактов и обстоятельств, имеющих значение

для уголовного дела.

В ходе собирания доказательств - производства следственных и судеб­ных действий - следователь и судьи получают возможность для непосред­ственного и опосредствованного чувственного познания обстоятельств и фактов, имеющих значение для дела, и создания на этой основе в своем сознании образов и представлений о них. Чувственное непосредственное и опосредствованное познание частично имеет место и при проверке доказа­тельств, когда качество уже полученных доказательств устанавливается путем собирания новых доказательств, связанных с проверяемыми через отображаемые факты (ст. 87 УПК).

Чувственное познание, имеющее место при собирании и проверке дока­зательств, способно верно отразить действительность, но лишь частично. Его непосредственная связь с объективной действительностью не позволя­ет отделить знание общего от единичного, объективного от субъективного. Оно не дает знаний о сущности фактов, связей, отношений и процессов, скрытых за поверхностью явлений, доступных чувственному восприятию. Посредством только чувственного познания в явлениях и предметах невоз­можно выявить и исследовать необходимые связи и отношения, отделить их от случайных. Разумеется, оно не игнорирует эти связи, однако отража­ет только те из них, которые являются лишь формами проявления скры­вающихся за ними существенных связей и отношений. Причем эти внеш­ние формы, связи, отношения могут в определенной мере правильно отра­жать лежащие за ними существенные, необходимые, но могут и затемнять, и даже искажать их. Поэтому одного чувственного познания недостаточно

Глава VIII Доказательства и доказывание (общие положения)

для установления истины по уголовным делам, а следовательно, и решения задач уголовного судопроизводства.

Рациональное (логическое) познание в процессе доказывания. Установле­ние общественно-правовой сущности преступления, т. е. достижение истины по уголовному делу, недоступное для чувственного познания, осуществляет­ся с помощью рациональной формы познания на логическом уровне. Данно­му уровню познания в доказывании соответствует то, что в уголовном про­цессе подразумевают под оценкой (ст. 88 УПК) и частично проверкой дока­зательств. Но лишь посредством рационального познания субъект доказыва­ния получает возможность воссоздать в мышлении не одностороннюю, не фрагментарную, не застывшую картину преступления, а его целостную кар­тину в развитии, во всей полноте общественно-правовой сущности.

Переход в процессе доказывания от чувств к разуму, от чувственного уровня познания к логическому носит диалектический характер. В ходе доказывания этот переход происходит именно на этапе проверки доказа­тельств, хотя взаимодействие чувственного и рационального познания, но в иных формах и соотношениях, имеет место и на предыдущих, и на после­дующих этапах доказывания.

Исходя из учета возможности на логическом уровне познания прони­кать в сущность связей, отношений, явлений и фактов, вполне последова­тельно будет относить цель установления истины по уголовному делу именно на заключительный этап доказывания - оценку всей совокупности собранных и проверенных доказательств (ч. 1 ст. 88 УПК).




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (651)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7