Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Цивилизации и формации




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Подходы к изучению общественных процессов.

2. Содержание формационного подхода.

3. Содержание цивилизационного подхода.

В советской исторической науке всемирно-исторический процесс в соответствии с господствовавшей марксистско-ленинской идеологией было принято представлять как процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Формации различались по способу производства и соответствующей ему социально-классовой структуре. Каждой формации соответствует определенный базис и надстройка.

Базис - это экономический строй общества, представляющий собой систему особых производственных отношений.

Надстройка - это совокупность общественных взглядов, идей, теорий, многообразных политических, юридических, нравственных, культурных отношений и государственного аппарата управления.

Надстройка зависит от производительных сил общества, но связь эта не прямая. Базис и надстройка тесно связаны. Каждому экономическому базису соответствует своя политическая надстройка. Если базис и надстройка не соответствуют друг другу, то это означает, что данная формация переживает кризис и общество вступило в стадию перехода от одной общественно-экономической формации к другой.



К. Маркс выделял 5 общественно-экономических формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую, первой стадией, которой является социализм.

Таким образом, развитие мировой истории представляло собой движение от первобытнообщинного общества (первого бесклассового общества) через рабовладение, феодализм, капитализм (классовые общества) к коммунизму (новому бесклассовому обществу). Смена общественно-экономических формаций осуществлялась путем революций и составляла всеобщий закон исторического развития: все страны и народы должны были пройти в своем развитии все формации и оказаться в коммунизме.

Но теория формаций, сформулированная К. Марксом, обобщала исторический опыт Европы. Многообразие развития мира не позволяло распространить критерии формационной теории на все государства. Поэтому страны с особым характером развития были отнесены К. Марксом к "азиатскому способу производства", подробного анализа которого К. Маркс не осуществил.

Однако параллельно с формационным подходом в исторической науке развивался цивилизационный подход к истории, возникший в XVII в. в Европе и получивший особенную популярность в научном мире в XX в. Цивилизационный подход в центр исторического процесса ставит человека с особенностями его менталитета, взаимосвязями с обществом и общество как само развивающуюся систему. Под цивилизацией понимается сообщество людей, имеющих общие фундаментальные основы ментальности, общие основополагающие духовные ценности и идеалы, а также устойчивые особые черты в социально-политической организации, экономике, культуре.

Продолжительность существования цивилизации разные ученые определяли поразному. А. Тойнби и О. Шпенглер утверждали, что цикл развития цивилизации от зарождения до упадка составляет примерно 1 тыс. лет, Л. Гумилев - 1 тыс. лет, бельгийский ученый Кетле - около 1461 г.

В зависимости от основ ментальности, историко-политического и экономического развития, культуры, перспектив развития выделяют три типа цивилизаций:

1. Природные сообщества. К этому типу цивилизации относятся народы, живущие в рамках природного годового цикла, в единстве и гармонии с природой: австралийские аборигены, американские индейцы, африканские племена, малые народы Сибири. Их духовные системы принято именовать язычеством: они построены на обожествлении могущественных сил природы (Воды, Земли, Огня и т.д.). Природные цивилизации характеризуются статичностью, отсутствием развития, т.к. человек не отделяется от природы, а существует в соответствии с ее законами.

2. Восточные цивилизации. В данном случае имеется в виду не географический восток, а Восток как символ особого мировосприятия и образа жизни, противоположный Западу. Этот тип цивилизации возник в глубокой древности (общества Египта, Индии, Китая) и продолжает существовать в настоящее время (арабо-мусульманская цивилизация). Общественное сознание восточной цивилизации носит харизматический характер, и действительность воспринимается через призму веры в сверхъестественные силы. Цель такого общества - движение к некоему божественному (харизматическому) идеалу. Общественное сознание сосредоточено на духовном, поэтому главной целью бытия является постижение высшего смысла, а не реализация конкретных целей.

Общества восточной цивилизации построены на принципах коллективизма: личные интересы полностью подчинены общим (общинным, государственным). Общественная иерархия выстраивается не по классовому, а по сословно-корпоративному принципу. Частная собственность с полными правами не характерна: верховным собственником всего выступало государство.

Община охватывает все стороны жизни человека, поэтому она самодостаточна и тяготеет к замкнутости. Основной формой государственного правления является деспотия, которой характерно абсолютное преобладание государства над обществом.

Основой восточного общества является традиция. Социальные изменения происходят медленно, несколько поколений людей существуют в одинаковых условиях, используя одни и те же стереотипы поведения, поэтому не возникает проблемы "отцов и детей".

3. Западные цивилизации. Запад понимается как символ определенных ценностей, а не как географическая категория. Этот тип цивилизации характеризуется прогрессивным развитием, при котором возникла самоподдерживающаяся (рыночная) экономика. Западная цивилизация представлена античной цивилизацией Древней Греции и Рима, некоторыми цивилизациями доколумбовой Америки (ацтеки), современной европейской цивилизацией.

Этот тип цивилизации характеризуется постоянными изменениями в жизни человека: общество может полностью измениться на протяжении жизни одного поколения. Но изменения касаются не только социума, но и природной среды, предметного мира, в которой существует человек. Жизнь так резко меняется, что опыт старшего поколения быстро устаревает и отвергается молодыми, что определяет возникновение проблемы "отцов и детей". Прошлое воспринимается как учебный материал, а новые поколение устремлены в будущее.

Вопрос №2




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...
Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (486)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7