Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Традиционное и индустриальное общество




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

План:

1. Периоды общественного развития и их связь.

2. Характеристика традиционного общества.

3. Характеристика индустриального общества.

Любое общество характеризуется своей организацией, т.е. определенным способом упорядочение общественной жизни, включающем в себя структуры общественного производства, социально-классовую и политическую структуры, формы организации власти и многое другое. В XXв, в полной мере сложились предпосылки для создания универсальной типологии общественной организации, которая смогла бы охватить все многообразие существующих обществ.

Особую роль в формировании общемировых тенденций играют научно-технические достижения. Поэтому не случайно, что универсальная типология общественной организации в большинстве случаев строится с учетом того, на какой стадии освоения передовых научно-технических достижений находится та или иная страна. Данный подход представлен в теории постиндустриального общества, автором которой стал американский социолог Д. Белл.

В рамках этой теории выделяются три типа общественной организации, которые одновременно являются и тремя последовательными этапами мирового развития: доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.



Доиндустриальный тип организации общества господствует сегодня в большинстве стран Африки, ряде стран Латинской Америки и Южной Азии. Для него характерно преобладание земледелия, рыболовства, скотоводства, горнодобывающей и других видов промышленности, связанных с непосредственной эксплуатацией и утилизацией природных ресурсов. Основным принципом этого общества является состояние человека с нетронутой, не преобразованной человеком природой.

Индустриальный тип общественной организации характерен для ряда стран Европы, государств бывшего СССР. Он основан на развитии промышленности, производства товаров народного потребления. Согласно Д. Беллу, основным принципом индустриального общества является состояние человека с уже освоенной природой.

Постиндустриальный тип общества начал складываться в последние десятилетия XX в. в США, Японии, ряде стран Западной Европы. Главным звеном в системе общественного производства становится труд, направленный на получение, обработку и хранение информации. Для этого общества характерно развитие техники на основе научных достижений. В рамках постиндустриального типа общественной организации впервые взамен отношений человека с природой выходят отношения между людьми.

В 70-е г.г. XX в. возникла теория модернизации, автором которой явился американский социолог О. Тоффлер. Теория модернизации направлена на выявление последовательных стадий общественного развития, которые являются фундаментальной характеристикой существующих, но находящихся в разных фазах эволюции современных обществ. В частности, особенности стран не западного мира рассматриваются в рамках этой теории более пристально и с гораздо большим вниманием.

В рамках теории модернизации выделяются два вида общества: традиционное и современное. Процесс перехода от традиционного общества к современному и называется модернизацией. Согласно теории модернизации традиционное общество характеризуется следующими чертами:

  • Зависимость организации социальной жизни от религиозных или мифологических представлений.
  • Цикличность, а не поступательность развития.
  • Коллективистский характер общества и отсутствие личностного начала.
  • Преимущественная ориентация на метафизические, а не инструментальные ценности.
  • Авторитарный характер власти.
  • Отсутствие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
  • Преобладающее распространение людей с особым психическим складом: недеятельные личности.
  • Преобладание традиции над нововведениями.

Характеристики современного общества в целом противоположны тем, которые присущи обществам традиционным, это:

  • Преобладание инновации над традициями.
  • Светский характер социальной жизни.
  • Поступательное развитие.
  • Ярко выраженное личностное начало.
  • Ориентация на инструментальные ценности.
  • Либерально-демократическая система власти.
  • Наличие способности производить не ради насущных потребностей, а ради будущего.
  • Преобладание людей с активным деятельным психологическим складом.

В рамках теории модернизации понятие современного общества неравнозначно хронологии современности, не все существующие в настоящий момент общества могут быть отнесены к современным. В некоторых из них преобладают черты традиционных обществ, другие же перешли к фазе постсовременного общества.

Вопрос №2

Наука и общество.

План:

1. Наука - предмет духовной культуры.

2. Влияние науки на общественные процессы.

В широком смысле наука является синонимом знания. В узкая смысле понимают науку одну из форм общественного сознания наряду с религией, моралью, искусством, правом.

Наука - это особая область жизнедеятельности общества, содержанием которой является познание существующего мира.

Научные знания характеризуются систематизированностью, методологической обоснованностью, объективностью.

Области науки, изучающие определенные стороны действительности, называются частными науками (например: наука биология, наука химия, наука филология, наука история, наука политология).

С разветвлением сети научного знания остро встала проблема его систематизации, для чего в научный оборот было введено множество классификаций: фундаментальные и прикладные науки; естественные и гуманитарные; точные и гуманитарные; естественные, гуманитарные и математические. Последняя классификация является наиболее распространенной. В соответствии с ней все науки делятся на:

  • Науки о природе (естественные науки), которые изучают природу, ее законы, изучают возможность использования этих законов на практике. К естественным наукам относятся физика, химия, биология, астрономия, география и др.
  • Науки о человеке и обществе (гуманитарные науки), изучающие наиболее общие закономерности существования человеческого общества. К гуманитарным наукам относятся философия, экономика, социология, политология, филология, история, юриспруденция и др.
  • Науки о мышлении (математические науки) - это науки о формах существования знания. Эти науки изучают отвлеченные от содержания формы, в которых воплощены знания: числа, знаки, высказывания, фигуры и т.д., исследуют законы существования этих форм. Примерами математических наук могут служить геометрия, алгебра, логика, информатика, кибернетика и др. Существует ряд точек зрения на возникновение науки. Рассмотрим две наиболее известные.

1. Согласно первой точки зрения, наука возникает в Древней Греции в VI-V в.в. до н.э., когда происходит освобождения сознания от мифологического мышления. В Древней Греции происходит развитие знаний в таких областях, как биология, медицина, астрономия и, особенно, математика. Однако, в области естествознания грекам не удалось создать ни одной строгой научной теории.

2. Согласно второй концепции наука в собственном понимании возникает в Европе с XVI-XVII в.в., когда появляются работы Г. Галилея, И. Ньютона. Формируется естествознание, которое строит математические модели изучаемых явлений, сопоставляет их с экспериментальными данными. Возникают первые естественнонаучные теории, которые строятся на введении особых понятий абстрактно-теоретического характера. Формируется идеал научности - совокупность представлений о том, каким должно быть научное знание в отличие от знания ненаучного, каким критериям должно соответствовать научное знание, как оно соотносится с экспериментом, каковы его практические возможности и т.д.

В XVII в. складываются первые сообщества ученых: в 1662 г. возникает Лондонское Королевское общество ученых, в 1666 г. - Парижская Академия наук. Первые ученые не стремились к противоборству ни с господствующей религией, ни с государственной властью, ни с традиционными философскими воззрениями. И только в течение XVIII - начале XIX в. наука начинает существовать в рамках университетского образования и становится профессиональной деятельностью. Ученые-любители сменяются учеными профессионалами: работа в университетах стала постоянно оплачиваемой, университеты начали, проводили регулярную научную работу и подготовку кадров, в университетах стала обеспечиваться преемственность научных идей.

В период возникновения наука существует в рамках философии: одни и те же люди выступают и как философы, и как ученые-естествоиспытатели. По мере развития науки ее взаимоотношения с другими формами культуры становились все более сложными. Начинается экспансия, т.е. расширение, распространение науки на все сферы общественной жизни. В результате экспансии происходит вытеснение наукой других форм культуры: философии, религии, искусства. Первая волна экспансии имела место в Европе в середине XIX в., в России - на десять лет позже. Для этого периода характерно отрицание значения сфер культуры, не связанных с наукой, с естествознанием.

В настоящее время сторонники абсолютного доминирования науки возлагают большие надежды на достижения в области кибернетики, генетики - наука о законах наследственности живых организмов.

Экспансия науки выражается в полном подчинении человека и его бытия законам науки, тем самым из человеческой жизни полностью исключаются элементы поэзии, искусства, мифа, религии. Подобное безоглядное увлечение наукой связано и со стремлением к абсолютному господству над природой, которая представляется как объект манипулирования и удовлетворения потребностей общества, и к переделке природы самого человека. В результате возникают проекты искусственного моделирования человека, создание людей с заранее заданными свойствами и т.д., что грозит вытеснить из человеческих отношений гуманизм и ставит под угрозу существование человека как биологического вида.

Билет №19

Вопрос №1




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (702)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7