Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Основные элементы и стадии механизма правового регулирования



2015-12-06 974 Обсуждений (0)
Основные элементы и стадии механизма правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок




С точки зрения функционирования правового регулирования (юридический механизм действия права) — это процесс, имеющий определенные стадии, а с точки зрения структуры— это элементарный состав каждого из его аспектов.

Первая стадиямеханизма правового регулирования (МПР) как процесса состоит в общем воздействии права на общество и складывающиеся в нем общественные отношения. Происходит формулирование правил поведения, направленных на удовлетворение интересов определенной группы субъектов права. Уже на этом этапе осуществляется прогнозирование возможных препятствий на пути реализации и предусматриваются варианты применения правовых средств их преодоления. На данном этапе речь идет о качественном подходе к формированию нормы права.

Вторая стадия.Определяются специальные условия, при наступлении которых общие правила поведения могут быть детализированы применительно к определенному виду субъекта (субъектов) права. На данном этапе речь идет о юридическом факте, выступающем в качестве основания для возникновения, изменения или прекращения возможной юридической связи между субъектами права.

Третья стадия устанавливает характер конкретной юридической связи между субъектами права посредством определения взаимных прав и обязанностей по от ношению друг к другу и к третьим лицам. На данном этапе на основе норм права и конкретных юридических фактов осуществляется процесс возникновения правоотношений определенного вида.

Четвертая стадия.Реализация в действиях субъектов права их субъективных прав и юридических обязанностей, направленных на удовлетворение их целей по средством соблюдения, исполнения или использования предоставленных правовыми предписаниями возможностей. Это находит свое отражение в актах реализации прав и обязанностей.

Пятая стадия.Если форме реализации права препятствуют негативные явления, вызванные противоправными действиями и поставленные цели не могут быть достигнуты, то в процесс МПР включается определенный законом круг лиц или государственных органов власти, наделенных полномочиями по правоприменительной деятельности. Возникновение этой стадии носит факультативный (не обязательный) характер и возможно только при необходимости восстановления правомерного поведения субъектов права в рамках устанавливаемого государством юридически значимого поведения. Свое выражение оно находит в форме принятия правоприменительного акта, носящего охранительный характер.

Таким образом, указанным стадиям соответствуют следующие элементы юридического аспекта правового регулирования, составляющие структуру МПР:

Механизм правотворчества;

Механизм реализации норм права;

Механизм государственного принуждения.

80.Правовое сознание: понятие, уровни и виды.

Правосознаниепредставляет собой совокупность идей, взглядов, чувств, традиций, переживаний, которые выражают отношение людей к правовым явлениям общественной жизни. Это представления о законодательстве, законности, правосудии, о правомерном или неправомерном поведении. В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно выделить три основные функции правосознания — познавательную, оценочную и регулятивную. Специфика правосознания— в его соотношении с другими формами сознания (моральным, нравственным, религиозным сознанием и т.д.) — обусловлена спецификой самого права, для выражения которой правовое сознание оперирует соответствующими чувствами, образами, представлениями, символами, понятиями и категориями.

Правосознание — это не только осознание права, но и правовое самосознание, постижение себя в правовом измерении, определение своего места и значения в мире права, выбор своей правовой роли, своих юридически значимых целей и действий. В этом смысле работа правосознания представляет собой постоянный чувственный и мысленный эксперимент по проверке и перепроверке субъектом правосознания различных юридически значимых моделей и вариантов своего поведения в окружающем мире.

Структура правосознания включает два различных познавательных уровня: уровень теоретического (научного) правосознания (правовую идеологию) и уровень эмпирического правосознания (правовую психологию).

Правовая идеология - это понимание права, включающее правовые знания, идеи, концепции, теории, представления. Это рациональный уровень правосознания, формирующийся в процессе интеллектуального осмысления права.

Правовая психология - это эмоционально-чувственная оценка правовых явлений, включающая чувства, эмоции, настроения, переживания, иллюзии, привычки, стереотипы. Это стихийный, интуитивный, неконтролируемый разумом уровень правосознания. Эмоциональное состояние человека непосредственно влияет на выбор того или иного поведения - правомерного или неправомерного. Человек воспринимает право не только интеллектуально - разумом, рассудком, но и эмоционально - ощущая, чувствуя правовое воздействие.

Существуют различные классификации правосознания.

1. По субъектам правосознание делится на индивидуальное, групповое и общественное.

2. По признаку правовой образованности субъектов (носителей) правосознания правосознание делится на два других вида: обыденное (массовое), основанное на здравом смысле и жизненном опыте людей, и профессиональное (юридическое) правосознание, основанное на специальном образовании и юридической практике. Теоретическое правосознание может быть как индивидуальным, так и групповым (например общие правовые воззрения представителей одной научной школы и т.д.).

3. По мотивационно-регулятивному характеру и волевой направленности правосознание делится на законоодобряющее, законопослушное и закононарушающее.

В законоодобряющемправосознании требования, цели и ценности закона (действующего права) осознаются и воспринимаются субъектом как безусловно необходимые и полезные (для него и для других, для общества в целом) и подлежащие реализации. Такая установочная позиция субъекта мотивируется прежде всего качественно-содержательными достоинствами действующего права (его справедливостью, ценностью, полезностью и т.д.), а не авторитетом закона (его общеобязательной силой, принудительным характером и т.д.).

Для законопослушного правосознанияосновным мотивирующим фактором является авторитет закона (действующего права). Установочная позиция субъекта такого правосознания является результатом целесообразного выбора на основе взвешивания и оценки достоинств и преимуществ (для себя, для других и всего общества) соблюдения закона и недостатков, невыгод, отрицательных последствий его нарушения.

Закононарушающее правосознаниетоже является прагматичным правосознанием, обусловленным представлениями субъекта о преимуществах и выгодах несоблюдения права и совершения преступлений. Преступный образ жизни сопровождается деградацией личности и существенной деформацией правосознания, в котором доминирующие позиции начинают занимать антиобщественные «ценности» и криминальные установки так называемого «воровского закона» — своеобразного неписаного кодекса преступного мира.

В правосознании тесно сочетаются и взаимодействуют три компонента: познавательный, оценочный и регулятивный. В соответствии с этим можно выделить три основные функции правосознания — познавательную, оценочную и регулятивную.

1. Познавательная функция правосознаниясостоит в осознании того, что есть право, и осуществляется в различных формах (чувственных, образных, логико-понятийных) обнаружения, выражения и осмысления отдельных правовых явлений и права в целом.

2. Оценочная функция правосознаниясостоит в формировании определенных ценностных представлений и идей о праве, исходя из которых субъект правосознания оценивает (позитивно или негативно) действующее право и реальную правовую действительность.

3. Регулятивная функция правосознаниясостоит в осознании, определении и реализации субъектом в конкретных действиях (правомерного или противоправного характера) своей поведенческой позиции (модели поведения) по отношению к требованиям действующего права.

 

81.Правовой нигилизм: его формы и пути его преодоления.

В настоящее время широкое распространение в нашем обществе, в том числе и среди юристов, имеет тотальный правовой нигилизм, игнорировании законов или в недооценке их регулирующей, социальной роли.

Правовой нигилизм представляет собой направление общественно-политической мысли, отрицающей социальную и личностную ценность права и считающей его наименее совершенным способом регулирования общественных отношений. Как социальное явление, как свойство общественного, группового и индивидуального сознания правовой нигилизм имеет различные формы проявления: от равнодушного, безразличного отношения к роли и значению права через скептическое отношение к его потенциальным возможностям до полного неверия в право и явно негативного отношения к нему.

К основным причинам распространенности правового нигилизма относят:

1) исторические корни, являющиеся естественным следствием самодержавия, многовекового крепостничества, лишавшего массу людей прав и свобод, репрессивного законодательства, несовершенства правосудия;

2) теорию и практику понимания диктатуры пролетариата как власти, не связанной и не ограниченной законами;

3) правовую систему, в которой господствовали административно-правовые акты, а конституции и немногочисленные демократические законы в значительной степени только декларировали права и свободы личности, имели место низкая роль суда и низкий престиж права;

4) количественную и качественную корректировку правовой системы прошлого в переходный период, кризис законности и неотлаженность механизма приведения в действие принимаемых законов, длительность процесса осуществления всех реформ, в том числе судебной.

Одной из причин нигилизма в России явилось утверждение об отмирании права в рамках общих представлений о безгосударственной организации общества при его коммунистическом устройстве. На практике это вылилось в решающую роль общественных судов, что вело к умалению авторитета права как такового.

Правовому нигилизму способствует и этический нигилизм – пренебрежение нравственными ценностями, традициями.

Формы ПН:

1. Прямое сознательное нарушение законов и подзаконных актов: (различные правонарушения и преступления);

2. Массовое неисполнение и нарушение правовых норм: (незнание прав гражданами, неисполнение закон-ва госорганами,…);

3. Распространение антиправовой психологии: (появление большого кол-ва кино, лит-ры, воспитывающей преступность, пропаганда жестокости и преступности в СМИ,...);

4. «Война законов»: (противостояние одного закона другому, издание взаимоисключающих актов органами различных ветвей власти,…);

5. Нарушение законов и подзаконных актов в угоду «целесообразности»: (принятие неправовых решений во имя достижения тех или иных целей госчиновниками, правоохр.органов,…);

6. Массовое нарушение прав и свобод человека и гражданина: (нарушение прав госорганами при осуществлении правоохр.деят-ти, частая невозможность защитить законными средствами свои права и свободы, незащищенность и негарантированность права на жизнь,..);

7. Низкий авторитет суда и правоохр.органов: (из-за: долгой волокиты рассмотрения споров в суде, большие $ затраты, равнодушия работников судебно-правоохр.органов, большого кол-ва суд.ошибок и неправосудных приговоров, высокого процента нераскрытых преступлений).

Способы преодоления ПН:

1) Укрепление режима законности в стране (соблюдение всеми гос. органами, должностными лицами, гражданами Конституции, законов и подзаконов);

2) Реальное обеспечение верховенства Конституции и законов;

3) Гарантированность прав и свобод человека м гражданина;

4) Совершенствование правовой системы;

5) Повышение авторитета суда и иных правоохранительных органов через их совершенствование и придание им большей эффективности;

6) Обеспечение в стане правопорядка;

7) Правовое воспитание (это формирование у граждан в обществе правосознания и правовой культуры);

Основные методы борьбы с ПН:

1. убеждение 2. поощрение

3. принуждение 4. наказание

В качестве специальных средств сведения к минимуму правового нигилизма следует назвать:

обеспечение должного качества принимаемых законов,

упрочение законности,

повышение роли суда и проведение судебной реформы в целом,

приведение в соответствие с потребностями времени правового воспитания населения,

профессионального обучения и воспитания юристов, других долж.лиц. Одновременно необходима систематическая предметная работа по повышению уровня правовой культуры всех субъектов правоохранительной системы.

 



2015-12-06 974 Обсуждений (0)
Основные элементы и стадии механизма правового регулирования 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Основные элементы и стадии механизма правового регулирования

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (974)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)