Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Интерактивные и анимационные программы в музеях. Специфика театрализации в музеях




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Под интерактивностью в музее понимаются специальные технологии, позволяющие заменить традиционный рассказ экскурсовода и пассивное восприятие экспозиции активным взаимодействием посетителя музея с его экспонатами. В полной мере интерактивность достижима лишь в специально спроектированных интерактивных музеях. Анимация в музее – это одна из возможностей преодоления традиционной отчужденности посетителя от музея.

Анимационная деятельность воспринимается в музеях очень по-разному – от оптимизма до полного неприятия. Тем не менее, она в музейной практике присутствует.

Анимация в музеях может принимать следующие формы.

1. Включение анимационных моментов в традиционную экскурсию по залам музея.

2. Циклы анимационных интерактивных программ для детей и взрослых.

3. Спектакли, связанные с тематикой музея.

4. Цикл спектаклей-портретов «Театр человека», основанных на использовании музейных фондов.

5. Музейные по сути акции за пределами музея.

6. Спектакль-визитка города, сделанный на музейной основе.

7. Использование анимационных моментов при открытии выставочных музейных проектов.



8. Создание специальных анимационных проектов для реализации развивающих экскурсий в музеях.

Под музейной театрализацией в отличие от театрализации в музее будем понимать применение в работе с посетителем некоторых театральных приемов с опорой на музейную специфику (использование экспозиции и музейных фондов, привлечение сотрудников музея в качестве исполнителей, соответствие тематики профилю музея и др.).

Обозначим, прежде всего, спектр задач, которые могут быть успешно решены методами музейной театрализации.

1. Достижение повышенной выразительности при экскурсионном показе экспозиций за счет дополнения традиционного языка музея языком театрализованного зрелища.

2. Расширение историко-культурного пространства музейной экспозиции за счет игрового взаимодействия актеров, музейных предметов и, возможно, посетителей музея.

3. Актуализация нематериального культурного наследия, которое для своей демонстрации требует непременного участия человека.

4. Соединение возможностей современных методов воздействия на зрителей (визуальное искусство, инсталляции, перформансы) с традиционными возможностями музеев.

5. Достижение наиболее полного выражения в театрализованном действии человеческой сущности (в ее социальных и индивидуальных проявлениях), о которой музейная экспозиция стремится «рассказать» своими невербальными средствами.

Отметим теперь специфические черты, отличающие именно музейную театрализацию.

Во-первых, она щедро насыщена содержанием документов из фондов или экспозиций музея. Естественно, документы не просто зачитываются. На их основе строится действие, их тексты используются в диалогах, письмах, рассуждениях действующих лиц спектакля. Да и само сюжетное развитие спектакля имеет под собой документальную основу, что, впрочем, не означает претензии на декларацию через театрализованное действие некоей исторической истины «в последней инстанции». Здесь документы используются не столько как исторические источники, сколько как средство для воссоздания атмосферы и духа времени.

Во-вторых, как правило, вместо театрального реквизита используются подлинные музейные предметы, разумеется, безо всякого риска нанести им хоть какой-нибудь урон.

В-третьих, специфика музейного спектакля связана с его исполнителями. Чтобы спектакль не был «разовым», приходится вовлекать в число его участников сотрудников музея. В этом есть определенные риски, связанные с опасностью снижения уровня спектакля. Хотя имеются и достаточно положительные примеры.

Укажем, наконец, на объекты музейной театрализации, которые могут играть роль доминант в театрализованном действии или в отдельных его эпизодах.

Историческая личность

Изображение на сцене самой исторической личности вовсе не обязательно. О ней могут свидетельствовать второстепенные персонажи и предъявляемые через их монологи и диалоги документы, письма, воспоминания, присутствующие на сцене портреты, демонстрируемые с помощью проекции репродукции и фотографии, а также используемые в спектакле соответствующие исторической обстановке музейные предметы.

Музейный предмет-символ

Театрализация, как это ни покажется на первый взгляд странным, может способствовать утверждению примата предмета в музее. Отдельные музейные предметы за счет особых драматургических ходов и театральных приемов могут быть возведены в ходе музейного спектакля до роли очень значимых символов. Причем их семиотическое значение может быть подкреплено выявленной в ходе действия богатой семантикой.

Документ-символ

Копия находящегося в музейной экспозиции документа может сыграть в музейном спектакле ключевую роль за счет выведения текста из статуса исторического документа в статус рождающегося на глазах зрителей результата живого действия. Соответственно, эмоциональное восприятие зрителями текста существенным образом меняется.

Историческое событие

В музейной театрализации совсем не обязательно пытаться хоть в каком-то виде воспроизвести то или иное историческое событие, особенно масштабное. Например, в спектакле «Песнь о заре над Талкой» события 1905-1907 гг. в Иваново-Вознесенске не иллюстрировались театральными средствами, а осмысливались двумя персонажами, представляющими эти события через творчество двух поэтов – свидетеля тех событий и нашего современника.

Ритуал

Как известно, театр возник из древних ритуалов. Поэтому представление на сцене ритуалоподобных действий, на наш взгляд, вполне оправданно. С другой стороны, показ в театрализованной форме того или иного ритуала не может рассматриваться как цель музейной театрализации. Скорее речь должна идти о создании художественного образа, дающего достаточно яркое представление о культурном феномене, с которым был некогда связан ритуал.

Произведение искусства

После становления идеологии «нового музея» использование в экспозиции музея произведений искусства стало достаточно распространенным явлением. Произведение живописи, скульптуры, особенно в сочетании с другими видами искусства (музыка, вокал, пластика), может сыграть в музейной театрализации роль мощного выразительного средства, обеспечивающего высокий накал эмоций посетителей.

 




Читайте также:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (5890)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.008 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7