МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ,
Чтение как рецептивный вид речевой деятельности - это процесс зрительного восприятия печатного текста и его понимание с различной степенью полноты, точности и глубины. Чтение как средство обучения иностранному языку предусматривает использование его для усвоения и речевого материала и расширения знаний по изучаемому языку. Техника чтения - владение буквенно-звуковыми соответствиями, умение объединять воспринимаемый материал в смысловые группы (синтагмы) и правильно оформлять их интонацию. Понимание текста есть раскрытие смысловых связей и отношений, передаваемых посредством языковой формы. Качественные характеристики понимания текста: -полнота понимания - количественная мера информации, извлеченной читающим из текста(75-100%); -глубина понимания - интерпретация извлеченной информации (понимание подтекста, замысла автора). Изучающее чтение предусматривает максимально полное и точное понимание всей содержащейся в тексте информации. Ознакомительное чтение протекает в быстром темпе и предусматривает извлечение основной информации текста. Просмотровое чтение предполагает получение самого общего представления о содержании текста( статьи, книги). Изучающее чтение представляет собой внимательное вчитывание, проникновение в смысл при помощи анализа текста. Анализ может проводиться на понятном предложении, с тем чтобы показать учащимся, как «работает» грамматика, которую они усваивают; и анализ может проводиться на непонятном предложении, когда через анализ учащийся идет к его пониманию. При ознакомительном чтении целью является извлечение основной информации (приблизительно 70 %), при этом делается ставка на воссоздающее воображение читателя, благодаря которому частично восполняется смысл текста. Для ознакомительного чтения подбираются большие по объему тексты и тогда вступает в силу языковая избыточность. Навыки, приобретенные при изучающем чтении, используются при ознакомительном чтении. Наконец, просмотровое чтение, в результате которого читатель получает самое общее представление о содержательно- смысловом плане текста: о чем идет в нем речь. В естественном процессе коммуникации этот вид чтения выполняет важную роль; из большой массы печатной информации выделяется нужный объект чтения, исключается необязательное и второстепенное. К просмотровому чтению прибегают в профессиональной и бытовой сферах жизни, например при чтении газет и т.д. Этот вид чтения предполагает высокий уровень сформированности умения чтения, развитую способность к обоснованному предвосхищению по скупым языковым и неязыковым средствам, большую скорость восприятия. Преобладающим видом чтения является ознакомительное чтение, в этом проявляется общий принцип аппроксимации, предполагающий необходимые компромиссы и «снисходительность», вытекающие из реальных условий обучения иностранному языку.
Контроль знаний. Контроль в обучении иностранному языку- это выявление уровня сформированности речевых навыков и умений, определение характера протекания этого процесса, диагностика трудностей, испытываемых учащимися, и проверка эффективности используемых приемов и способов обучения. Самоконтроль в учебном процессе-это постоянная установка учащегося на сличение (или сравнение) результатов своей деятельности с заданной программой (эталоном). Взаимоконтроль- вид контроля, направленный на взаимную проверку и оценку качества выполнения того или иного задания, которое предусматривает формирование навыков или развитие умений. Объекты контроля- это навыки и умения, которые должны быть сформированы в процессе обучения иноязычному общению. Оценка- процесс деятельности оценивания уровня сформированности навыков и умений. Отметка- результат деятельности оценивания. Тест- совокупность заданий, имеющих специфическую организацию( одновременный охват всех обучаемых, равные условия выполнения заданий, фиксированное время для их выполнения, однозначность ответов и д.р.) и позволяющих определить основные параметры качественного и количественного состояния обученности учащихся на каждом этапе овладения иностранным языком. Тест множественного выбора(multiple choice test)-вид теста, предполагающий выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов. Тест на подтверждение (или отрицание)(true-false test)-вид теста, в котором учащемуся необходимо определить факт наличия или отсутствия какого-либо признака из предложенных языковых или речевых элементов. Тест на подбор пар(maching test)- вид теста, основанный на соотнесении или объединении по какому-либо признаку предложенных языковых и речевых единиц(слов. Синтагм, предложений ид.р.). Клоуз-тест(cloze test)- вид теста, предусматривающий восстановление или дополнение в связном тексте каждого N-ого пропущенного слова (т.е. 5-го,7-го,13-го и т.д.). Функции проверки:1) контрольно-коррегирующая, 2) контрольно-предупредительная, 3) контрольно-стимулирующая, 4) контрольно-обобщающая. 1Первая функция контроля состоит в выявлении степени овладения отдельными группами учащихся (сильных, средних, слабых) новым материалом, знаниями, навыками и умениями с целью улучшения этого владения, в совершенсивовании методики коррегирования, т.е. внесения изменений в нее в соответствии с особенностями данного класса, уровнем обучения в конкретных видах речевой деятельности, в соответствии с новыми данными методической теории и передового опыта. Важное место при этом занимают систематические наблюдения учителя за названными выше группами класса в течение ряда лет. 2. Контрольно-предупредительная проверка дает возможность учителю обратить внимание учащихся на то, какой материал, какие навыки и умения подлежат проверке, какие требования предъявляются учителем, степень готовности учащихся к проверке, уровень владения материалом. Она позволяет выявить проблемы в усвоении материала, отдельных языковых явлений и своевременно ликвидировать их. 3Эта проверка часто является подготовкой к контрольной работе, к проверке владения пройденным конкретным материалом и т.д. Она носит частный характер. 4Контрольно-обобщающая функция проверки состоит в выявлении степени владения навыками и умениями по части курса обучения ( в конце темы, четверти, полугодия, года). Эта проверка имеет обобщающий, комплексный характер. Требования к проведению контроля навыков и умений: 1.Регулярность проверки, которая имеет важное значение для воспитания у учащихся необходимости систематической работы над языком, без чего невозможно формирование практических навыков и умений. Она позволяет избежать учителю случайности в выборе объекта контроля и учащихся, обеспечивает равномерность контроля. 2.Всесторонность проверки. 3. Дифференцированный подход в проведении контроля. 4. Объективность контроля. 5. Соблюдение воспитательного воздействия оценки. Виды контроля. В педагогической практике используются следующие виды контроля: а) текущий(следящий),б)тематический, в) периодический, г) итоговый контроль. Все указанные выше виды контроля применяются на уроках иностранного языка в соответствии с его спецификой. Текущий контроль- самый распространенный и наиболее эффективный вид контроля, когда речь идет о систематической контрольно-коррегирующей функции проверки. Тематический контроль. В связи с тем что основным принципом организации материала по иностранному языку(за исключением некоторых периодов, например, самого начального) является тематический. Этот вид контроля занимает видное место. Тематические планы предусматривают проверку усвоения и овладения учащимися соответствующими навыками, умениями в результате изучения темы (параграфа учебника) на заключительных уроках, иногда предусматриваемых авторами учебника. Периодический контроль. Периодический контроль проводится, как правило, с целью проверки овладения материалом большего объема, например, изученного за учебную четверть или за полугодие. Этот вид проверки может выявить общее состояние успеваемости учащихся класса. Итоговый (заключительный) контроль. Этот контроль навыков и умений проводится в конце каждого года обучения. Формы контроля. Главное требование к выбору форм контроля состоит в том, чтобы они были адекватны тем видам речевой деятельности, которые они должны проверять. В методической литературе известны следующие формы контроля: а) индивидуальные и фронтальные, б) устные и письменные, в) одноязычные и двуязычные. 1.Формы контроля экспрессивной устной речи (говорения). Наиболее адекватной формой контроля умений и навыков говорения является устная форма, потому что она позволяет выявить наиболее важные для данного вида речевой деятельности качества: речевую реакцию, речевые автоматизмы, характер остановок, ситуативность речи. Что касается содержательной стороны речи и ее правильности, то эти стороны могут быть проверены и с помощью письменной формы проверки. Устный контроль навыков и умений говорения может быть фронтальным, индивидуальным и групповым. Фронтальная устная проверка наиболее удобна для текущего контроля и для выявления степени усвоения или автоматизации материала, выявления общей картины успеваемости. Индивидуальные формы контроля являются единственно возможными при проверке монологических умений, но необходимо сочетать индивидуальные формы с фронтальными формами проверки, чтобы избежать пассивности класса при продолжительном опросе отдельных учеников. Из выделяемых в методической и педагогической литературе функций в данной статье более подробному рассмотрению подлежит оценочная функция, ее психолого- педагогический аспект, ее связь с мотивационно - стимулирующей функцией контроля. Именно оценочная функция в немалой степени влияет как на позицию и деятельность учителя, так и учащегося, учащегося в особенности. Именно от этой функции во многом зависит правильное психолого-педагогическое воздействие и результативность мотивационно - стимулирующей функции контроля, поскольку благодаря оценке порождается группа мотивов, которые направляют учебную деятельность школьников. Оценочная функция контроля несет в себе большую воспитывающую нагрузку, в ней заложен стимул, под воздействием которого у школьников формируется не только стремление, мотив познания, но и желание быть хорошим и не быть плохим. Из оценочного арсенала в качестве главного инструмента учитель использует в основном отметку- балл. Отметка же, призванная сугубо условно выражать уровень знаний, умений и навыков ученика, фактически превращается в характеристику школьника, влияя тем самым на все сферы его жизни, регулируя его отношения с одноклассниками и учителями. Ученик довольно рано начинает осознавать зависимость своего положения в классе от результатов своего труда, от отметок. Выводы: 1Оценочная функция контроля- одна из ведущих его функций, психолого-педагогический аспект которой необходимо учитывать в организации и проведении контроля в обучении иностранному языку. 2Мотивация учебно- познавательной деятельности учащихся «планируется» оценочной функцией контроля. 3В оценке деятельности учащихся по практическому овладению иностранным языком, особенно на начальном этапе, должна преобладать содержательная сторона, а не отметка. 4Отметку как средство действенной оценки следует использовать только лишь при наличии сформированности у учащихся определенного уровня самоконтроля.
Популярное: Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1271)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |