Закономерности и принципы обучения
Закономерности обучения — это объективные, существенные, устойчивые связи между составными компонентами процесса обучения, но эти связи, зависимости носят преимущественно вероятностно-статистический характер, проявляются как тенденция, т. е. не в каждом отдельном случае, а в некотором множестве случаев. Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние. Первые характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий, от социальной и политической ситуации, уровня культуры и пр. К внутренним закономерностям процесса обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Назовем ряд закономерностей, проявляющихся в обучении при наличии определенных условий:
Закономерности обучения. (Харламов) Для успешного обучения важно знать не только его сущность и внутреннюю структуру, но и те глубинные закономерности, на основе которых оно должно осуществляться. При рассмотрении этих закономерностей большое значение имеет, прежде всего, то, что обучение как средство развития и формирования личности является составной частью воспитания, понимаемого в его широком смысле. Отсюда следует, что обучению присущи все те закономерности, на основе которых осуществляется воспитание в целом. Основные из них следующие: а) направленность обучения на решение задач всестороннего и гармоничного развития личности; б) деятельностный характер обучения; в) единство потребностно-мотивационной сферы и учебно-познавательной активности обучающихся; г) проявление уважения и требовательности к учащимся, укрепление их личного достоинства в процессе обучения; д) обеспечение радости успехов в овладении знаниями; е) раскрытие способностей и творческих задатков учащихся и опора на их положительные свойства и качества в процессе обучения; ж) учет возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения; з) повышение влияния коллектива на улучшение качества учебной работы; и) согласованность и единство педагогических усилий школы, семьи и общественности в стимулировании учебно-познавательной активности учащихся, Специфические закономерности обучения.К этим закономерностям относятся следующие: а) научность и мировоззренческая направленность обучения; б) проблемность обучения; в) наглядность обучения; г) активность и сознательность учащихся в процессе обучения; д) доступность обучения; е) систематичность и последовательность обучения; ж) прочность обучения и его цикличность; з) единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения. В соответствии с закономерностями обучения выделяют принципы обучения: Принципы обучения.(Харламов) К наиболее важным дидактическим принципам (принципам обучения) относятся следующие: а) обучение должно быть научным и иметь мировоззренческую направленность (учителю необходимо глубоко и доказательно каждое научное положение); б)обучение должно характеризоваться проблемностью(в процессе обучения необходимо ставить перед учащимися познавательные проблемы и задачи, создавать проблемные ситуации, которые побуждали бы их к поисково-познавательной деятельности); в)обучение должно быть наглядным (система учебно-наглядных пособий, позволяющих сделать доступными наблюдению даже такие предметы и явления, которые в обычных условиях не могут восприниматься с помощью органов чувств. Учебно-наглядные пособия и технические средства обучения могут выполнять двойную роль: с одной стороны, они служат источниками новых знаний, а с другой — как средства выработки практических умений и навыков у учащихся); г)обучение должно быть активным и сознательным (для активного и сознательного овладения знаниями необходимо приучать школьников к постановке вопросов как перед учителем, так и для самостоятельного ответа и разрешения); д)обучение должно быть доступным (необходимость учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в учебном процессе и недопустимости его чрезмерной усложненности и перегруженности, при которых овладение изучаемым материалом может оказаться непосильным); е) обучение должно быть систематическим и последовательным; ж)обучение должно быть прочным (овладение знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями достигается только тогда, когда они, с одной стороны, обстоятельно осмыслены, а с другой — хорошо усвоены и продолжительное время сохраняются в памяти); з)в процессе обучения в органическом единстве необходимо осуществлять образование, развитие и воспитание учащихся (важное значение имеет подбор фактического материала, позволяющего глубоко осмысливать знания, развивать мышление и творческие способности учащихся, а также способствовать формированию их мировоззрения и нравственно-эстетической культуры, необходим выбор таких методов обучения, которые активизировали бы мышление школьников, их самостоятельность и обеспечивали глубокое овладение мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями. Связь теории с практикой, обучения с общественной деятельностью… ).
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (2349)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |