Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Закономерности и принципы воспитания




Педагогические закономерности воспитания — это аде­кватное отражение объективной действительности воспита­тельного процесса, обладающего общими устойчивыми свой­ствами при любых конкретных обстоятельствах.

Можно выделить следующие закономерности:

· Воспитание ребенка как формирование в структуре его личности социально-психологических новообразований совер­шается только путем активности самого ребенка. Мера его уси­лий должна соответствовать мере его возможностей.

Любая воспитательная задача решается через активные действия: физическое развитие — через физические упраж­нения, нравственное — через постоянную ориентацию на са­мочувствие другого человека, интеллектуальное — через мыс­лительную активность, решение интеллектуальных задач.

· Содержание деятельности детей в процессе их воспита­ния определяется на каждый данный момент развития акту­альными потребностями ребенка. Опережая актуальные потреб­ности, педагог рискует встретить сопротивление и пассивность детей. Если не учитывать возрастные изменения потребностей ребенка, то процесс воспитания затрудняется и нарушается.



· Соблюдение пропорционального соотношения усилий ре­бенка и усилий педагога в совместной деятельности: на началь­ном этапе доля активности педагога превышает активность ребенка, затем активность ребенка возрастает и на заключи­тельном этапе ребенок все делает сам под контролем педагога. Совместно — разделенная деятельность помогает ребенку ощу­тить себя субъектом деятельности, а это чрезвычайно важно для свободного творческого развития личности. Хороший пе­дагог чувствует границы меры собственного участия в дея­тельности детей, умеет отойти в тень и признать полное пра­во детей на творчество и свободный выбор.

· Только в условиях любви и защищенности ребенок сво­бодно и вольно выражает свои отношения, благоприятно раз­вивается. Поэтому воспитание включает в свое содержание демонстрацию любви в адрес ребенка, умение понять, по­мочь ребенку, простить его оплошности, защитить.

· Организуемая деятельность должна сопровождаться или венчаться ситуацией успеха, которую должен пережить каж­дый ребенок. Ситуация успеха — это субъективное пережива­ние достижений, внутренняя удовлетворенность ребенка са­мим участием в деятельности, собственными действиями и полученным результатом. Положительное подкрепление — са­мое общее условие создания ситуации успеха.

· Воспитание должно носить скрытый характер, дети не должны чувствовать себя объектом приложения педагогичес­ких нравоучений, не должны постоянно осознавать свою под­верженность продуманным педагогическим влияниям. Скры­тая позиция педагога обеспечивается совместной деятельнос­тью, интересом педагога к внутреннему миру ребенка, пре­доставлением ему личностной свободы, уважительным и де­мократичным стилем общения.

· Целостность личности предписывает педагогам целост­ность воспитательных влияний.

Характеристика принципов воспитания(П.И. Пидкасистый)

Принципы — общие руководящие положения, требующие последовательности действий при различных условиях и обстоятельствах.

· Первый принцип воспитания, вытекающий из цели вос­питания и учитывающий природу воспитательного процес­са — ориентация на ценностные отношения.— постоянство про­фессионального внимания педагога на формирующиеся от­ношения воспитанника к социально-культурным ценностям (человеку, природе, обществу, труду, познанию) и ценност­ным основам жизни — добру, истине, красоте. Условием ре­ализации принципа ориентации на ценностные отношения выступают философская и психологическая подготовка педа­гога

· Второй принцип воспитания — принцип субъектности — педагог максимально содействует развитию способности ре­бенка осознавать свое «Я» с связях с другими людьми и ми­ром, осмысливать свои действия, предвидеть их последствия для других людей и своей судьбы, производить осмыслен­ный выбор жизненных решений. Принцип субъектности ис­ключает жесткий приказ в адрес детей, а предполагает со­вместное с ребенком принятие решения, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе..., будет дру­гим... Ты этого хочешь? Это будет правильно?»

· Третий принцип воспитания вытекает из попытки со­гласовать социальные нормы, правила жизни и автономность неповторимой личности каждого ребенка. Это принцип гла­сит - принятие ребенка как данность, признание за ребен­ком права на существование его таким, как он есть, уваже­ние его истории жизни, которая сформировала его на данный момент именно таким, каков он есть, признание ценности его личности, сохранение по отношению к каждому ребенку, вне зависимости от его успехов, развития, положения, спо­собностей, уважения к его личности. Границы принятия дан­ности существуют: они отражены в двух «Нельзя» — «нельзя посягать на другого человека» и «нельзя не работать, не раз­вивать себя» - эти запреты безусловны и категоричны для человека современной культуры.

Союз трех принципов воспитания придает воспитанию гармонически сочетающиеся характеристики: философичес­кую, диалогическую, этическую. Они не могут существовать одна без другой, точно так же, как реализация одного из на­званных принципов современного воспитания в оторваннос­ти от других невозможна.




Читайте также:
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (523)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)