Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Задачи и методы изучения текстов массовой информации



2015-12-06 863 Обсуждений (0)
Задачи и методы изучения текстов массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок




Говоря об изучении текстов массовой информации, следует прежде всего иметь в виду, что наиболее предпочтительным является социолингвистический анализ журналистского текста. Такой анализ предполагает исследование разных типов изданий с учетом их концептуальной позиции в конкретных исторических условиях, а также социальных, психологических, языковых особенностей аудитории, на которую они ориентированы.

Выдающийся русский ученый И.А.Бодуэн де Куртенэ в конце XIX века писал, что, кроме психической стороны, мы всегда должны отмечать в языке сторону социальную, поскольку языки необходимо различать не только в географическом и хронологическом планах, но и точки зрения «общественных наслоений»: языка разных возрастов, полов, сословий. Классов общества.

Учет и описание социальных факторов при порождении речи является одним из обязательных условий социолингвистических исследований. Выделяются следующие факторы, влияющие на речевое поведение человека: социально-классовая принадлежность, возраст, образование, род занятий, место жительства, пол, канал коммуникации, обстановка, тема, форма, цель, характер общения. Предмет социолингвистики – взаимодействие языка и общества: влияние социальных факторов на речевое поведение человека; роль языка в формировании общественного сознания; культура речи и культура общества.

Долгое забвение социолингвистики в отечественной теории журналистики привело к недооценке роли социальной дифференциации языка и в журналистской практике. Это связано с тем, что язык прессы всегда рассматривался в СССР как политическая проблема. Почти все съезды РСДРП(б), а затем и КПСС принимали резолюции о печати, в которых большое внимание уделялось популярности языка газет. Это объяснялось социальной структурой населения молодой советской республики: более 80 % составляло крестьянство, причем грамотных в 1920 году было лишь 37,8 % сельских жителей.

В первые годы советской власти социологам и лингвистам партийные органы поручали изучение степени подготовленности различных социальных групп к восприятию языка политического документа. Социологов прежде всего интересовали социальный состав читателей разных типов газет, эффективность проведения газетных кампаний, психология восприятия газетных материалов, методика агитации и пропаганды.

Какова была методика этих исследований? В работе Я.М.Шафира «Газета и деревня» (1923) представлен результат обследования воронежской крестьянской газеты «Наша жизнь» по заданию подотдела печати Агитпропа ЦК РКП(б). Один из вопросов содержал 47 слов, часто употребляемых в газете. Результат анкетирования показал, что многим читателям газеты неизвестны точные значения таких сложно сокращенных слов, как сельмаг, продфронт, совнарком; непонятны значения иностранных слов элемент, авторитет, инициатива, интрига, оккупация, пленум, ультиматум.

Другое исследование представляет собой опыт изучения словаря красноармейца Московского гарнизона. Обработка полученных данных позволила авторам сделать интересные выводы о языковых особенностях устной и письменной речи (учитывалось статистическое соотношение имен, глаголов, наречий), о языке газеты как особом функциональном единстве, о влиянии социальных факторов (возраст, образование, среда) на словарь индивидуума.

В работе содержатся важные психолингвистические рекомендации для успешной пропаганды: систематическое воздействие словом должно быть рациональным, которое заключается в наибольшем его соответствии предшествующему «словарному опыту» объекта воздействия и дозированным, т.е. систематическое словесное воздействие следует дозировать отдельными небольшими контекстами, группами понятий.

Лингвисты, анализируя языковые процессы первых послереволюционных лет, пришли к выводу, что казенный язык, утвердившийся на страницах периодической печати, не столько следствие неграмотности журналистов, сколько результат бюрократизации журналистики, формирующей тоталитарную политическую систему.

Социально-политические изменения в советской России глубоко отразились на языке прессы. Газеты и журналы делились на руководящие (для партийного актива) и массовые (для широких слоев населения). Стилистической доминантой газеты руководящего типа («Правда») была книжность, официальность, а газет массовых, популярных («Беднота», «Крестьянская газета») – разговорность. Разговорность и эмоциональность вызывали доверие малограмотных людей к «Бедноте», которое усиливалось оттого, что письма в газету направлялись редакциями в органы власти для ответа на критику.

Ментальность советского человека формировалась под лозунгами классовой борьбы с помощью резкой полярности стилистических средств и эмоциональных оценок, используемых в прессе. Восторженная гиперболизация советского общества в послереволюционные и последующие годы соседствовала с уничижительным изображением классового врага, антитезой «мы – они».

Механическое повторение общих истин в стереотипных формулах («Экономика должна быть экономной»; «Партия – наш рулевой» и др.) программировало одновариантное восприятие действительности, тормозило развитие личности, способствуя застойным явлениям в интеллектуальной жизни общества.

Плодились стандарты во всех типах изданий, порождая канцелярит - особый советский новояз (сложносокращенные слова, аббревиатуры, оценочные клише). Идеологическое влияние проводилось через создание специального семантического кода, формировавшего двойные стандарты социальной жизни. Новые смыслы появились у глаголов выбить (добиться решения вопроса), пробить (с трудом получить разрешение), отфутболить (отослать к другому начальнику), закопать (не решать вопрос долгое время), скорректировать (изменить задание в сторону уменьшения плана).

Такая подмена понятий объясняется социальными причинами, но возможность подобного словоупотребления обусловлена и психофизиологическим механизмом порождения и восприятия речи: одно понятие может быть выражено разными словами (синонимия). Субъективные смыслы одной звуковой оболочки слова – коварное оружие в политической борьбе. Свобода, демократия, права человека имеют разное содержание в устах представителей разных политических партий. Поэтому так важна лингвистическая экспертиза законов и договоров, необходимо обсуждать. Проговаривать формулировки отдельных статей в парламенте.

За годы советской власти канцелярит и стереотипы сухой казенной речи, порожденные бюрократическим образом жизни, привели к обеднению русского публицистического стиля. Журналисты знали, что отступление от канцелярита трактуется как инакомыслие. Безопаснее было употреблять тавтологические штампы, использованные в руководящих документах, чем живые и точные варианты.

Газетное слово внедрялось в сознание людей во всех сферах жизни, поскольку СМИ пользовались авторитетом как рупор власти. Постоянный контроль со стороны КПСС воспитывал у журналистов страх перед нарушением стандарта. У языка газеты появился неизменный эпитет – «сухой».

Политический строй и социально-экономическая система являются главными типоформирующими факторами стиля официальной прессы. История советского общества четко показала, как менялся стиль прессы в зависимости от изменения курса КПСС. Особенно заметные изменения произошли в 1986 г., благодаря политике перестройки, провозглашенной М.С.Горбачевым. Новые темы, запретные для прессы советского периода (религия, эмиграция, положение в армии, репрессии и голод 1930-х годов), требовали новой стилистики: менялась оценка и употреблялась новая для советской прессы лексика.

Развитие процессов демократизации и внимание к плюрализму мнений требуют учета социальной дифференциации и в социологических исследованиях СМИ. Чтобы выявить особенности языковой модели издания определенного профиля, нужно найти социолингвистические переменные, т.е. те структурные элементы, которые изменяются под воздействием экстралингвистических факторов, формирующих его тип. Такими факторами являются типологические признаки издания: политическая программа, социальный состав читательской аудитории, тематическая характеристика, время, место, периодичность выхода, формат. Типовые признаки языковой модели газеты содержатся в компонентах ее внутренней структуры: рубриках, заголовках, текстах.

Если мы с помощью методики социолигвистического анализа рассмотрим современную прессу, то обнаружим, что разрушение стандарта прошлого в газетно-публицистическом стиле стало ярким подтверждением революционных изменений в России.

Читателям памятны одинаковые (до 1990 г.) подборки официальной хроники за подписью ТАСС. Стандарты тассовской информации были символом советской эпохи. Журналисты перестроечного времени создали иную стилистику заметки, которые приобрели авторство, информация заиграла оттенками разных мнений, характеров, профессий.

Ирония и сарказм стали доминантой прессы, а неразборчивость в средствах насмешки приводила к «ерничеству» и смешению стилей.

Но в революционную эпоху всегда происходят существенные изменения в речевых стилистических системах. Язык современной прессы – зеркало политической и речевой культуры общества, освободившегося от тоталитарной власти.

Ориентацию издания на определенную аудиторию трудно поддержать только тематикой. Социолигвистический анализ прессы показывает, что наиболее эффективно воздействует на психику человека стилистическое единство рубрики, заголовка, текста. И это является признаком высокого профессионализма редакционного коллектива.

Надо отметить также, что на протяжении ХХ века в недрах социологии широкое применение находил уже упомянутый метод изучения текстов, как «анализ содержания», или контент-анализ: методика выявления частоты появления в них определенных, интересующих исследователя характеристик. Это позволяет оценивать тексты с помощью процедуры измерения.

Наиболее эффективным оказывается применение этого метода для анализа потоков информации, содержащейся в прессе, рекламных сообщениях. Объективный, систематичный анализ совокупности таких текстов снабжает исследователя надежной информацией о тенденциях деятельности авторов, о намерениях коммуникатора, о возможных, ожидаемых воздействиях информации на потребителя.

Реализуя свой замысел, исследователь подсчитывает суждения, в которых, например, интересующий его политический субъект подается в благоприятном или неблагоприятном свете; количество материалов, в которых этот политик вообще появляется.

На основании информации о том, что есть в тексте, исследователь делает вывод, в какой мере это отражает (моделирует, модифицирует, трансформирует, искажает) социальную реальность. Иными словами методика контент-анализа содержания направлена на объективное изучение текстов с целью исследования социальных процессов, которые эти тексты представляют.

В контент-анализе, как и в любом социологическом исследовании, особое значение приобретает инструментарий, само исследование как научная процедура получения нового знания. На этапе замысла исследования формулируется программа исследования. По В.А.Ядову, программа – это изложение основных задач, методолгических предпосылок и гипотез исследования с указанием правил процедуры и логической последовательности операций по проверке гипотез.

В программе формулируется социальная проблема, к изучению которой приступает исследователь. Это могут быть новое социальное явление, распространенность и характеристики которого неизвестны обществу и поэтому являются самодостаточной задачей для социолога.

Обосновав проблему, определив цели, задачи, объект и предмет изучения, следует выбрать основные понятия, которые одновременно выступят в качестве категорий контент-анализа. При этом любая категория должна быть четко соотнесена с различными элементами анализируемого текста, а у каждого могут быть различные подкатегории, которые в совокупности будут единицами контент-анализа. Как и в социологическом исследовании, при проведении контент-анализа выявляется выборочная совокупность, т.е. строго определяется массив документов, который необходимо изучить за определенный промежуток времени.

Итак, журналисту областной газеты «N» поручили подготовить аналитический обзор местной печати. Размышляя над темой, журналист задумался: по каким параметрам следует оценивать и сравнивать газеты между собой. Знакомясь с газетами, он столкнулся с проблемой их информационной насыщенности, что вызвало первые вопросы. В какой информации больше всего нуждаются читатели местной прессы, что думают сами сотрудники редакций об информационной политике собственных изданий? Чтобы комплексно ответить на них, нужно начать с анализа содержания публикуемых текстов и лишь потом соотнести полученные данные с «внетекстовой реальностью».

При определении задач исследования обозреватель стал готовить категориальный аппарат, т.е. подбирать необходимые качественные и количественные единицы анализа. Выявляя количественные единицы, он решал вопрос о том, как нужно считать те или иные текстовые элементы, а для качественных прежде всего рассматривал их смысловую значимость. Кроме тог, он соотнес качественные единицы анализа с определенными индикаторами, в качестве которых могли выступить конкретные слова и понятия.

Итак, к количественным единицам были отнесены те сегменты газетного текста, в которых размещались информационные материалы. Среди них исследователь выделил соответствующие информационные рубрики и полосы. За счет определения количественных единиц журналист получил четкое представление о том, что необходимо считать, как считать и что сравнивать.

К качественным единицам он отнес ключевые понятия, с помощью которых можно выявить и раскрыть проблему, связанную с информационной насыщенностью издания. Данная часть работы требовала концептуального осмысления проблемы. Поэтому в качестве ключевых категорий были определены такие понятия, как «информация», «характер подачи информации», «авторство», «информационные жанры». Индикаторами данных категорий выступили элементы текста, с помощью которых можно обнаружить качественные признаки той или иной ключевой категории.

В итоге концептуальная схема исследования по изучению информационной насыщенности местной печати приобрела следующий вид.

Обоснование проблемы исследования. Сегодня потребители массовой информации в большей степени заинтересованы в получении объективной и разнообразной информации о жизни собственного региона. К сожалению, материально-техническая неразвитость местной печати, отсутствие квалифицированных журналистских кадров и многое другое не позволяет редакциям в полной мере удовлетворять информационные потребности читателей. Предпринятое исследование и призвано дать ответ на вопросы: каковаинформационная насыщенность местных изданий; из каких составляющих формируется их информационная политика; чего ждут читатели; наконец, что думают о задачах газеты сами журналисты?

Цель исследования: выявить основные факторы, влияющие на информационную насыщенность местных изданий.

Объект исследования: районная печать Республики Марий Эл.

Предмет исследования: информационная насыщенность местных изданий.

Количественные единицы контент-анализа: каждая информационная рубрика и полоса.

Качественные единицы контент-анализа: категории «информация» (подкатегории – общественно-политическая, социально-экономическая, светская, криминальная. Спортивная), «характер подачи информации» (подкатегории – тематическая подборка, тематическая рубрика, тематическая полоса, нетематическая подборка, нетематическая полоса), «авторство» (подкатегории – международные агентства, информагенства РФ, собственная информация0, 2информационные жанры» (подкатегории – хроникальная заметка, расширенная информация, интервью, репортаж).

По итогам контен-анализа журналисту удалось в обзоре печати рассказать о том, насколько оперативно и разносторонне местные газеты информируют читателей о событиях района; насколько их содержание близко повседневной жизни людей; в какой мере пресса помогает им ориентироваться в сложных политических, социальных и экономических проблемах; наконец, насколько разнообразна работа журналиста в подаче информации.

 



2015-12-06 863 Обсуждений (0)
Задачи и методы изучения текстов массовой информации 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Задачи и методы изучения текстов массовой информации

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (863)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.009 сек.)