Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Криминалистическая экспертиза документов




Поможем в ✍️ написании учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Почврковедческая экспертиза. Особенности подготовки объектов исследования. Основная задача почерковедческой эксперти­зы - установление лица, выполнившего рукописный текст или подпись. Для производства экспертизы представляют спорный (исследуемый) доку­мент, а также свободные и экспериментальные образцы почерка.

Свободными образцами называются тексты и подписи, выполненные вне связи с назначением экспертизы (личные листки по учету кадров, заяв­ления, докладные записки, личные и служебные письма, дневники и т. п.).

Экспериментальными называются образцы, выполненные специаль­но для экспертизы в присутствии следователя.

Эксперту должны быть представлены по возможности как свобод­ные, так и экспериментальные образцы.

Свободные образцы могут быть обнаружены в учреждениях, где ра­ботает или работал подозреваемый (личные листки по учету кадров, авто­биографии, заявления и др.), в отделении милиции (заявления, листки при­бытия, убытия), в домоуправлении, военкомате, сельсовете, у родственни­ков (письма), дома (конспекты, дневники и т. п.). Свободные образцы представляются в количестве, достаточном для того, чтобы эксперт мог судить обо всех вариантах признаков почерка и подписей лица, подозре­ваемого в выполнении исследуемого документа. Как правило, в качестве свободных образцов требуется представить несколько рукописных тек­стов, содержащих буквы, цифры, слова и выражения, которые имеются в исследуемом тексте.



При исследовании кратких записей требуется обычно больше срав­нительных образцов, чем при исследовании больших текстов. Свободные образцы почерка должны соответствовать исследуемому документу по языку, на котором выполнен текст (русский, узбекский, грузинский и пр.), и по возможности по времени, способу выполнения (левой рукой, с подра­жанием чертежному шрифту и т. д.), виду материала штрихов (чернила, карандаш, копировальная бумага), содержанию и форме документа (на­кладная, счет, фактура, заявление и т. д.), необычным условиям выполне­ния (например, стоя, прижав лист бумаги к стене) и состоянию пишущего (болезнь, переохлаждение и др.).

Желательно, чтобы свободные образцы соответствовали исследуе­мому документу по времени выполнения в пределах того же месяца и года. Если обнаружить такие образцы не представляется возможным, рекомен­дуется представить документы, выполненные в течение ближайших пред­шествующих и последующих месяцев или в крайнем случае в течение ближайших предшествующих и последующих лет.

Рекомендуется принять меры для обнаружения образцов, выполнен­ных в нескольких темпах - медленном, среднем и быстром. Эта рекомен-

257дация вызвана тем, что скорость письма оказывает влияние на характер и полноту отображения документа, позволяет эксперту точнее оценить зна­чение имеющихся совпадений и различий признаков. Следует иметь в ви­ду, что в несколько замедленном темпе обычно исполняются тексты1 офи­циальных документов - заявлений, автобиографий, листков по учету кад­ров и т. п. В ускоренном темпе исполняются конспекты лекций, штуди­руемых печатных работ, частные записки.

Если обнаружить свободные образцы не представляется возможным, на экспертизу направляются экспериментальные. О причине отсутствия свободных образцов должно быть указано в постановлении о назначении экспертизы.

Экспериментальные образцы рекомендуется получить при помощи пишущего прибора того же вида (перо, карандаш и т. д.) и по возможности на бумаге такого же сорта (плотность, линовка, цвет), которая использова­на при изготовлении исследуемого документа.

Экспериментальные образцы подозреваемый выполняет под диктовку.

Перед получением образцов необходимо выяснить, пользуется ли подозреваемый при письме очками, и если окажется, что он ими пользует­ся, то предложить ему надеть очки. Диктуется текст с определенным смы­словым содержанием, в который включаются отдельные слова или фразы, имеющиеся в исследуемом документе. Слова диктуются так, как они про­износятся, знаки препинания не указываются. В ответ на просьбу пишуще­го объяснить, как пишется то или иное слово, следует предложить ему пи­сать так, как он считает правильным.

Следует предложить подозреваемому выполнить определенный текст по крайней мере трижды - в медленном темпе, среднем и быстром. После этого желательно продиктовать экспериментальный текст с посте­пенным ускорением, начиная диктовку с самого медленного темпа и кон­чая самым быстрым. Если подозреваемый, пытаясь изменить почерк, уско­ряет темп письма, диктовку замедляют; если он умышленно замедляет темп письма, диктовку ускоряют.

Недопустимо требовать от пишущего, чтобы он писал буквы опреде­ленной формы и размера (крупнее или мельче), с определенным наклоном, нажимом и т. д.

В случаях применения для исследования почерка вероятностно-статистического метода требуется больше образцов, примерно 20-25 страниц текста.

Если исследуемый текст выполнен стилизованным письмом (печат­ными буквами), состоит из цифровых обозначений или предполагается, что он выполнен левой рукой либо в необычных условиях (например, стоя, на листе бумаги, прижатом к стене, или в темноте), то кроме обычных об­разцов, то есть выполненных скорописью, сидя за столом, правой рукой, представляются по возможности соответствующие образцы, выполненные левой рукой, стилизованным письмом, в необычных условиях и т. д.

При необходимости исследования цифрового письма рекомендуется представить эксперту 10-15 страниц образцов, в которых несколько раз и в различных сочетаниях должны быть выполнены цифры, имеющиеся в ис­следуемом (спорном) документе.

При отборе экспериментальных образцов стилизованного письма нельзя требовать срисовывания букв с документа, подлежащего эксперти­зе, а также допускать срисовывания букв с какого-либо печатного текста (газетного, книжного и пр.).

Если получение образцов под диктовку невозможно или затрудни­тельно (например, подозреваемый плохо слышит), рекомендуется предло­жить написать автобиографию или объяснение по делу. Это задание вы­полняется в присутствии и под наблюдением следователя.

Если исследованию подлежит текст, эксперту представляются об­разцы только в виде текстов, выполненных подозреваемым лицом.

Если исследованию подлежит подпись, эксперту предъявляются об­разцы в виде текстов и подписей: а) лица, от имени которого выполнена исследуемая подпись; б) лиц, подозреваемых в выполнении исследуемой подписи.

Среди текстов, служащих образцами почерка лица, подозреваемого в выполнении чужой подписи, должны быть такие, в которых встречается фамилия лица, от имени которого эта подпись выполнена. Например, если возникает сомнение в подлинности подписи от имени Иванова и в выпол­нении ее подозревается Петров, в тексте, выполненном Петровым, должно находиться слово «Иванов».

В качестве образцов представляются подписи, выполненные подоз­реваемым от имени того лица, чья подпись предполагается поддельной, а также собственные подписи. Представляются различные варианты собст­венных подписей подозреваемого (полные, сокращенные, с росчерками, без росчерков и т. д.). Необходимо попытаться отыскать тот вариант, кото-

259рый в максимальной степени соответствует исследуемой подписи. Экспе­риментальные подписи рекомендуется выполнять на отдельных листках по одной-трем подписям на каждом листке с интервалами во времени (в не­сколько приемов).

Если исследуемая подпись выполнена от имени вымышленного, то есть фактически несуществующего лица, это отмечается в постановлении о назначении экспертизы.

В сложных случаях, для отобрания образцов почерка, в частности при необходимости соблюдения определенного темпа письма, привлекает­ся специалист-почерковед. Он может наиболее точно установить темп, в котором исполнен текст исследуемого документа, оказать следователю помощь в воссоздании нужных условий для исполнения эксперименталь­ных текстов и определить необходимый объем экспериментальных мате­риалов, которые должны быть получены в соответствующих условиях.

В протоколе отобрания образцов почерка, составляемом в соответст­вии со ст. 202 УПК РФ, рекомендуется привести следующие данные о ли­це, которому принадлежат образцы: а) год рождения; б) образование; в) национальность; г) каким языком владеет, кроме русского; д) особенно­сти, могущие влиять на почерк (например, носит очки; пишет левой рукой; правой рукой писать может или не может; страдает определенным нервно-психическим заболеванием). Эти данные помогают эксперту точнее оце­нить особенности признаков почерка, проявляющиеся в рукописях. В про­токоле отмечаются условия получения экспериментальных образцов (сидя за столом; прижав лист бумаги к стене; левой, правой рукой; в медленном, среднем, быстром темпе и т. д.). Указывается, сколько страниц текста при каких условиях выполнено. Образцы нумеруют в порядке их получения.

В постановлении о назначении экспертизы перечисляются все иссле­дуемые документы, свободные образцы (наименование документа, номер, дата или начальные слова текста) и указывается количество эксперимен­тальных образцов.

Эксперту наряду с постановлением направляется копия протокола об изъятии образцов.

Примерный перечень вопросов.

1. Выполнен ли текст такого-то документа данным лицом?

2. Выполнена ли определенная часть текста (надпись, резолюция, цифровое обозначение и т. д.) таким-то лицом?

3. Написаны ли тексты нескольких документов одним лицом?

4. Выполнена ли подпись от имени определенного лица на докумен­те самим этим лицом и если нет, то не выполнена ли она таким-то лицом?

5. Не выполнен ли текст намеренно измененным почерком (или с подражанием почерку определенного лица)?

6. Не выполнен ли текст в необычных условиях или определенном состоянии (в состоянии усталости, опьянения, болезни, необычной позе, при низкой температуре)?

7. Кем выполнен текст - мужчиной или женщиной?

Вопрос решается в благоприятных случаях, при достаточно большом размере исследуемого текста (не менее одной страницы), выполненного почерком высокой или средней степени выработанности.

8. В какой период времени выполнен такой-то текст (подпись); выпол­нен ли он (она) в такое-то время (до, после определенного факта, события)?

Пример: выполнена ли данная подпись во время, которым датирован исследуемый документ? Вопрос удается решить лишь в отдельных благо­приятных случаях, когда почерк соответствующего лица существенно из­менился под влиянием практики письма либо вследствие болезненных из­менений двигательного аппарата (травма, обморожение руки и др.).

Рекомендуется предоставить эксперту свободные образцы почерка (подписей) предполагаемого лица за максимально возможный период вре­мени.

Вопрос должен включать наименование документа, его номер, дату выдачи. Если документ не имеет наименования, приводятся начальные слова текста. Если вопрос ставится в отношении подписи, то в вопросе указывается, в каком месте исследуемого документа находится эта под­пись. Когда по подписи нельзя определить фамилию лица, от имени кото­рого она выполнена, указывается транскрипция подписи, то есть из каких элементов она состоит (знаки, штрихи, росчерк). Фамилия, имя и отчество подозреваемого в формулировке вопроса пишутся полностью.

Судебно-автороведческая экспертиза. Задачи и объекты исследования. Объектом изучения, осуществляемого в рамках данной экспертизы, являются особенности письменной речи, а задачей исследо­вания - получение информации об авторе определенного текста или от­дельных признаках автора, проявляющихся в письменной речи: образова­тельно-культурном уровне, профессии, половозрастной принадлежности,

261происхождении из определенной местности, для которой характерны специфические особенности языка и манеры изложения мыслей. Для ре­шения этих задач при проведении экспертизы служат всевозможные тес­ты, исполненные любым способом, - рукописные, машинописные, типо­графские и другие. Иногда признаки письменной речи используются на­ряду спризнаками почерка в процессе установления исполнителя какого-либо текстового рукописного материала. В таком случае имеет место комплексное почерковедческо-автороведческое исследование. Однако в целом ряде случаев изучение особенностей письменной речи направлено на решение самостоятельной задачи, ограниченной рамками автороведче-ской экспертизы.

Примерный перечень вопросов

1. Не является ли автором представленного на исследование текста документа такое-то лицо?

2. Каков образовательный уровень автора представленного текста?

3. Каков родной язык автора представленного текста; носителем ка­кого диалекта данного языка он является?

Для решения первого вопроса необходимы сравнительные образцы в виде выполненного на том же языке текстового материала, автором кото­рого заведомо является лицо, предположительно сочинившее исследуемый текст. Рекомендуется по возможности направить эксперту в качестве об­разцов несколько текстов, относящихся к различным периодам, включая тот, к которому предположительно относится выполнение исследуемых записей. Следует включить в число образцов документы такого же целево­го назначения, что и исследуемый документ (письмо, докладная записка, отчет, рецензия, научная статья и т. п.), а также иного назначения (публи­цистического, литературно-художественного и пр.), выполненные в том же необычном состоянии, в котором находился предполагаемый автор во время, когда им был выполнен проверяемый текст (психическое расстрой­ство, переутомление и др.).

Требуемые для использования в качестве сравнительных образцов документы нередко удается обнаружить по месту работы или жительства соответствующего лица, а некоторые из них (например, письма) - у его родственников или друзей.

Рекомендуется наряду со свободными образцами представить имеющиеся условно свободные (в виде текстов, выполненных после воз-

буждения уголовного дела и в связи с ним, но не для экспертизы) и полу­чить экспериментальные образцы. Последние выполняются в виде сочине­ний на «вольную» тему и кроме того на тему, предложенную назначаю­щим экспертизу, в формах различных документов, включая ту, в которую облечен проверяемый текст. И свободные и экспериментальные образцы представляются в объеме не менее 25 страниц.

Рекомендуется в специальной справке для эксперта указать: а) время выполнения проверяемого документа; б) регион (республика, область, го­род, село), откуда документ отправлен адресату; в) известные необычные условия его выполнения; г) данные предполагаемого автора (проверяемого лица): пол, возраст, национальность, образование, профессия, место рабо­ты, должность, место рождения и жительства, а также место проживания ранее, родной язык, перенесенные заболевания, влияющие на письменную речь.




Читайте также:
Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (660)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.015 сек.)
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7