КЛАССИФИКАЦИЯ ИЛИ ТИПОЛОГИЯ?
Общим недостатком необычных уроков является отсутствие классификаций, помогающих учителю разобраться в сущности этого явления. То, что оно состоялось, а не продолжает оставаться научной абстракцией, подтверждается возрастающим вниманием учителей к необычным урокам. Их стало настолько много, что потребовалось обращение к классификации. Классификация,т.е. распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходиться выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества информации. Сегодня не совсем обычных методов обучения и целых уроков - огромное количество, но далеко не все они соответствуют общепринятым представлениям о нестандартности в образовании, о необычности урока и, наконец, не соответствуют представлениям ни об уроке, ни о методе. Выбирая из этого массива именно ту информацию, которая необходима, учитель, как правило, опирается на свою интуицию, а не на какие-либо научные основания. Такой «выбор» приводит ксущественным недостаткам, снижающим педагогическую эффективность учебного процесса: Стихийность и бессистемность использования. Исключение составляют лишь уроки лекционно-семинарской системы, пришедшие из практики высшей школы и поэтому сравнительно полно обоснованные. Но эта система применяется главным образом в старших классах и не включает ряда новых форм уроков. 2. Отсутствие прогноза положительных изменений- роста качества знаний и умений, сдвигов в развитии учащихся. Не все учителя могут определить главную идею урока, его развивающие возможности. 3. Преобладание репродуктивных технологий обучения:внимание обращается преимущественно на форму организации учебного процесса, ане на его содержание. Это сказывается на количестве и содержании выводов и умозаключений, итоговых форм деятельности. 4. Перегрузка некоторых уроков учебным материалом,нередко фактологическим. Особенно это относится кинтегрированным урокам, учебным конференциям, иногда занимательным формам Уроков. Отсутствуют этапы обобщения, преобладает работа с фактическим материалом, не имеющим особого образовательного значения. Привлекаемые факты интересны учащимся, однако их образовательная и развивающая нагрузка незначительна. Непривычные формы используются немотивированно как уроки-одиночки, без заметной связи с ранее проведенными уроками. Преобладают итоговые формы (зачеты семинары, решение кроссвордов и др.). Целевые установки уроков не предусматривают прироста новых знаний и умений, развития учащихся в каком-либо отношении. Классификаций обычных методов и уроков - великое множество. Но это - известные, традиционные классифи кации. Что касается не совсем обычных - то попытки классификации имеются, но при этом используется традицион ная типология урока, дополненная их нестандартными формами. Типология- это распределение по типам, т.е по различным образцам чего-либо, а не по основаниям. В учебном пособии И.П. Подласого «Педагогика» выделены десятки типов нетрадиционных уроков (перечислен но 36), в том числе уроки деловые игры, уроки-игры, уроки ролевые игры, уроки-игры «Поле чудес» и т.д. Они отнесены к разным типам, хотя очевидно, что это уроки одного типа, во всяком случае, близки друг другу. В другой классификации, которую предлагает В.А. Щенев1, использована традиционная типология уроков, дополненная их нестандартными формами. Типы уроков
"Классическая" типология по основным дидактическим целямисходит не только из планируемых результатов обучения, но и стадий процесса учебного познания (усвоение нового материала - формирование новых знаний и умений, их закрепление и систематизация, контроль и оценка полученных результатов). Разработка теории проблемного обучения привела кделению уроков на проблемные и непроблемные.В такой классификации зафиксирован характер познавательной деятельности учащихся. В то же время эта классификация относится преимущественно к урокам изучения нового материала. В зависимости от планируемых целейотдельные формы уроков могут быть отнесены к различным типам, например, интегрированные уроки-исследования. Так, на интегрированных уроках учащиеся могут усваивать новые знания по разным учебным предметам, их нередко ведут два-три учителя. Однако если они проводятся на известном учащимся материале, то это скорее уроки систематизации знаний, их обобщения и повторения.То же можно сказать и об уроках-путешествиях, экспедициях. Если они заканчиваются описанием территории или компонентов ее природы, то это - уроки получения новых знаний,а если учитель распределяет роли учащихся по географическим "специальностям", выделяя геоморфологов, климатологов, гидрологов и др., учит описывать компоненты природы, то это скорее уроки формирования новых знаний и умений.Возможно включение подобных Уроков и в группу комбинированных.
______________________ 1 Щенев В.А. Классификация уроков географии нетрадицион ной формы // География в школе. 1999. № 2. с. 33-35.
Особенно сложно классифицировать уроки игровой, формы.Игровые технологии обучения отличаются исключительным разнообразием. Основной мотив игры - не результат, а процесс. Это усиливает их развивающее значение, но делает менее очевидным образовательный эффект. Несомненно, у игровых уроков есть и образовательные возможности, если их рассматривать не разрозненно, а в системе. Можно, например, передвигаться от усвоения и использования фактов к их связям (от решения кроссвордов к их составлению), от описаний (уроки-путешествия) к объяснению (уроки-экспедиции, исследования). Активно разрабатываются классификации нетрадиционных уроков по отдельным предметам:географии, истории, русскому языку и литературе и т.д. Н.В. Короткова 1 предлагает новую классификацию форм учебных занятий для уроков истории, в основе которой - различные виды учебной деятельности: • игры-реконструкции (наличие воображаемой ситуации, которая происходила в прошлом или настоящем распределение ролей); • игры-обсуждения (наличие ситуации, которая моделирует различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого экспертами с точки зрения современности); • игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений). На основе дискуссионной деятельности: - семинары (индивидуальная работа); - структурированные дискуссии (групповая работа); - проблемно-практические дискуссии (коллективная деятельность класса). На основе исследовательской деятельности: - практические занятия (коллективная деятельность класса); - проблемно-лабораторные занятия (групповая работа); - исследовательские уроки (индивидуальная работа). Приоритетным направлением развития современной методики преподавания истории являются «активные» формы работы учащихся с разноплановыми историческими источниками. Методике проведения нетрадиционных уроков по физике посвящена замечательная книга "Урок физики всовременной школе"2, в основе которой - общие идеи разработки систем уроков, описания уроков новых типов, отдельных творческих приемов обучения и организации работы учащихся на уроке. По мнению авторов, которое мы разделяем, возникновение этих уроков совпало с возникновением новых детских потребностей, создало необходимый дидактический фон для их проявления. Стремление к гласности выразилось в уроках типа "Общественный смотр знаний"и "Пресс-конференция".Тяга к размышлениям, дискуссиям испорам, в ходе которых только иможет быть доказана правота какой-либо точки зрения - в уроках-диспутах.Потребность винициативе, творчески мыслящих людях иусловиях для их проявления - в уроках, строящихся на детской инициативе, в уроках изобретательства и сочинительства, творческих выставках и отчетах. Четкое осознание важности делового партнерства, творческого содружества и умения их вести, к которому мы еще слабо приучены - представлены в уроках с использованием групповых форм работы.Потребность уважать дело, уметь его квалифицированно выполнить и _________________________ 1 Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков! к курсу отечественной и зарубежной истории XX века (11 класс): Пособие для учителей - М.: ЦГО "Гуманитарное образование в России", 1999.-127 с. 2 Урок физики в современной школе: Творческий поиск учителей: Книга для учителя. Составитель Э.М. Браверман; Под ред. в Г. Разумовского - М.: "Просвещение", 1993.С.268-269 . судить о человеке по его конкретным свершениям (а не только по словам) - в организации уроков ролевых игр. Поворот общества к человеку, его внутреннему миру, стремлениям, потребностям - в уроках-консультациях и уроках с дидактическими играми,столь хорошо согласующимися с особенностями натуры подростка, а также в использовании на уроках разнообразных приемов, учитывающих психологию ученика. Потребность людей в милосердии, расширении и укреплении человеческих контактов -в тех видах организации учебных работ на уроке, где широко используется взаимопомощь учащихся (уроки взаимообучения новому материалу в микрогруппах - «экипажах», деятельность на уроке «скорой помощи», учеников -консультантов и «референтов»). Один из эффективных способов подготовки необычного урока - «разборка» его на детали, чтобы стали видны и | понятны плюсы и минусы взаимодействия всех его частей. • Но прежде чем разбирать, имеет смысл определиться в том, что принимается за главное. В связи с этим требуется умение учителя «выделять основное». Это необходимо I для того, чтобы все второстепенное подчинить главному, чтобы не распыляться по мелочам, расходуя на них драгоценное время. Классификация,т.е. распределение по разрядам (классам), помогает выделить общие основания в том случае, когда приходиться выбирать наиболее необходимое, интересующее, подходящее из очень большого количества информации. Предложенные здесь основания и есть то главное, что поясняется через цели и реализуется в конкретных формах. Вполне естественно, что ни то, ни другое, ни третье не является исчерпывающим и окончательным. С другой стороны, предоставляемый «зазор» творчества тоже ограничен. Представим различия наглядно, сравнивая основные компоненты традиционного, не совсем обычного и совсем необычного уроков:
По нашему мнению, даже простое представление таких сложных понятий, как основания и цели, при сравнении с тем, где они проявляются - с формами, проясняет основное: зачем выделять это самое главное. Для этого надо обратить внимание на две особенности классификации. Первая - все цели направлены на учеников, но помогают учителю организовать непривычную учебную деятельность; вторая - некоторые формы как бы повторяют друг друга, но все они - разные, поэтому разным становится и смысл урока, и его оформление. В общей классификации необычные уроки занимают место между традиционными и личностно ориентированными,являясь как бы переходом от одной парадигмы к другой. В таком варианте они восполняют пробелы репродуктивного обучения: недостаточность дифференциации, мобильность структуры, формирования субъект, субъектных отношений за счет увеличения деятельности! учащихся не только на уроке, но и в период его подготовки, изменение эмоционального фона урока, оценивание знаний учащихся на всех этапах урока и активное комментирование ответов и т.д. Соответственно, меняется и подготовительная работа к данному уроку, его методика и анализ. Это уже другой урок. Как показывает практика, не совсем обычные уроки предполагают: • использование коллективных способов работы: • развитие умений и навыков самостоятельной работы, стремление к творческому поиску: материал, преподнесенный в новой форме, воспринимается как информация, заставляющая задуматься, понять, и запомнить; • заинтересованное отношение к учебному материалу: при подготовке к уроку учащиеся сами ищут интересный материал, находят удивительные факты, вопросы, сочиняют стихи, песни на определенную тематику; • активизация деятельности учащихся: это уже не простые ученики, а активные участники учебного воспитательного процесса; • овладение способами управления коллективной деятельностью: уроки учат слушать, анализировать, учиться спорить, убеждать, отстаивать свое мнение, прислушиваться к мнению товарищей, находить быстрый выход в сложившейся ситуации, решать проблемные вопросы; • становление новых отношений между учителем и учащимися: учащийся становится партнером педагога по творчеству в атмосфере сотрудничества, коллективного труда. По-иному воспринимают учащиеся своего педагога как интересного, грамотного, эрудированного человека, который стремится внести разнообразие всложный процесс обучения и воспитания. Этот момент повышает интерес учащихся к учебной деятельности, способствует совершенствованию профессионализма педагога, его энтузиазму и творческому подходу к работе; • оценка деятельности учащихся их друзьями, товарищами по учебе: эта оценка для них подчас более значима, чем оценка педагога.1 ___________________ 1 Твердомед Г.В. Нетрадиционные формы работы // Специалист. 1999. N 1. С. 19-21.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (795)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |