Условия организации урока в форме лекции
1. Если учебный материал является сложным для са-мостоятелыного изучения. 2. В случае использования укрупненной дидактической единицы. 3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса. 4. Введение в тему. 5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач. 6. Применение математических знаний для решения практических задач. При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя. Способы создания проблемной ситуации: • постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений вфактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения; • создание проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений; • возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач. а) учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику идоступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения; б) учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. В тетрадях у учащихся должны быть записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях. Варианты организации работы. Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются впроцессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, а заполняют ту часть, которая является темой данного занятия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний иклассификации понятий. При изучении материала, где активными методами познания становятся аналогия, сравнение, обобщение, учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписываются необходимые определения, правила, которые будут активно использоваться на уроке. Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя. Происходит перенос известных свойств на новые объекты. УРОК-ЛЕКЦИЯ «ПАРАДОКС» Данные уроки активизируют внимание, развивают аналитические навыки, изменяют мотивацию учения. Общеизвестны требования к лекции: научность, целостность раскрытия темы, связь с жизнью, четкость аргументации, доказательность выводов, эмоциональность изложения. Лекции-парадоксы практикуются встарших классах. Их продолжительность 25-30 минут, остальное время урока отводится на обсуждение и оценку проделанной учениками работы. Цель- повторение материала, развитие внимания и критического мышления. Организация урока:строится на основном материале истории дисциплины. 1. Учитель читает лекцию, в содержание которой включает ошибочные сведения, противоречивые утверждения, неточности. 2. Учащиеся обсуждают лекцию, выполняют задания -составляют план и находят в материале ответы на поставленные учителем вопросы. 3. Учащиеся фиксируют ошибки, "допущенные" учителем. 4. Делают записи в тетради в виде таблицы:
5. Записи проверяет учитель или ученик-лаборант. 6. Один из учеников называет допущенную ошибку, 7. Обсуждение ошибки и выяснение того, почему отмеченное утверждение неверно. 8. Обсуждение следующей неточности. Все работы оцениваются, в том числе и аргументированность «ошибки». ЛЕКЦИЯ-ОБЗОР Лекция-обзор практикуется перед изучением большой темы. Учащимся дается представление о дальнейшей работе и ее содержании. В конце некоторых вопросов излагается дополнительный материал - это перечень литературы, которую желательно прочитать. Опережая события, указываются названия лабораторных (практических) работ, которые предстоит сделать; говоря об их целях, возможных путях выполнения, предлагается подумать и дать свой вариант их осуществления. Сверх программных работ можно порекомендовать выполнение домашних экспериментов. Лекция-обзор - это первый шаг в реализации преподавания крупными блоками. Сделанная запись - это опора, многократно повторяемая на первом и последующих уроках. Начиная каждое занятие, учащихся необходимо попросить ответить, пользуясь записями, что из основных вопросов уже изучили и о чем пойдет речь на следующем уроке (отвечают кратко, без деталей). УРОК ВДВОЕМ Данный урок проводится с гостем - специалистом в какой-то области. Особенность данных уроков - тщательная подготовка. На занятии идет диалог учителя и специалиста. Иногда гость оценивает различные ситуации из жизни. Важна заключительная часть урока (примерно треть времени), когда ученикам предоставляется возможность задавать вопросы, свободное общение с гостем. Цель:Углубление знаний по определенной теме или разделу. Методика проведения: Диалог учителя и специалиста. Оценивание различных ситуаций из жизни. Заключительная часть урока: свободное общение, ответы на вопросы. УРОК-ВСТРЕЧА Цель- «оживить» современную историю. Приглашенные: те, кто побывал за рубежом или те, кто собирается. Варианты проведения. 1. Гость сам, предварительно приготовившись по специальному плану, разработанному совместно с учителем, рассказывает о своих впечатлениях, затем - ответы на вопросы учеников. 2. Учитель представляет гостя, рассказывает о стране, в которой он побывал, а затем ученики задают ему вопросы. УРОК ВЗАИМОКОНТРОЛЯ Цель: увлекательный взаимоконтроль изученных знаний. Методика проведения: Подготовительная работа: за несколько дней до урока все получают листы с вопросами по теме, выносимыми на контроль. Ход урока. Класс делится на команды по 5 человек (комплектование на добровольной основе). В команде должны быть ученики разных уровней познавательной активности. Избирается капитан из учеников 1 уровня. Проверяется готовность капитанов вести опрос. Опрос капитанами членов своей группы. Подведение итогов.
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1224)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |