УРОКИ С ИЗМЕНЕННЫМИ СПОСОБАМИ ОРГАНИЗАЦИИ
1. УРОК-ЛЕКЦИЯ Школьная лекция предполагает устное изложение учебного материала, отличающегося большей емкостью, чем рассказ, большей сложностью логических построений, образов, доказательств, обобщений, когда необходимо сформировать целостное представление о предмете. Основные условия организации урока в форме лекции. 1. Если учебный материал является сложным для самостоятельного изучения. 2. В случае использования укрупненной дидактической единицы. 3. Уроки обобщения и систематизации знаний как по одной теме, так и по нескольким, а также как заключительные для всего курса. 4. Введение в тему. 5. Уроки, на которых рассматриваются новые методы решения задач. 6. Применение знаний для решения практических задач. Методика проведения урока-лекции. При подготовке к лекции у учителя должен быть четкий план ее проведения. При лекционном ведении урока необходимы приемы и формы, позволяющие сделать учащихся активными участниками. Поэтому следует предпочитать проблемное изложение материала. Проблемная ситуация возникает в результате целенаправленной деятельности учителя. Способы создания проблемной ситуации: - постановка перед учащимися теоретической проблемы, объяснение внешних противоречий, наблюдений в фактах, доказательствах, полученных на основе наблюдений или в результате измерения; - создание проблемы путем изложения теории возникновения и развития какого-нибудь понятия; - постановка проблемы путем анализа и обобщения освоенных ранее знаний и умений; - возникновение проблемы в результате нахождения путей и способов решения задач. Учитель ставит проблемы, сам их решает, раскрывая все противоречия решения, всю его логику и доступную систему доказательств. Учащиеся следят за логикой изложения, контролируют ее, соучаствуют в процессе решения. Учитель сопровождает изложение вопросами, на которые отвечает сам или привлекает учащихся. Большое значение имеет речь учителя: яркая, эмоциональная, логически безупречная. Учащиеся ведут в тетрадях записи. Поэтому учитель должен продумать содержание, форму записи на доске и соответственно в тетрадях. Возможны различные варианты организации работы. Для каждого учащегося могут быть подготовлены таблицы с канвой изложения материала, с пропусками, которые заполняются в процессе слушания лекции. В таких таблицах уже имеется второстепенный текстовой материал, учащиеся не тратят время на его воспроизведение, азаполняют ту часть, которая является темой данного занятия. Такие таблицы готовят в случае систематизации знаний и классификации понятий. При изучении определенного материала активными методами познания становятся аналогии, сравнения, обобщения. Учащимся накануне урока в качестве одного из видов домашнего задания предлагается разделить страницу на две части. В левой его части выписать необходимые определения, теоремы и т. п., которые будут активно использоваться на уроке. Правая часть заполняется на уроке под руководством учителя. В проблемно-развивающем обучениипредлагается следующая типология лекций.
1. Проблемная лекция. Вней моделируются противоречия реальной жизни через их представленность втеоретических концепциях. Главная цель такой лекции - приобретение знаний учащимися как бы самостоятельно. 2. Лекция-визуализация. Основное содержание лекции представлено в образной форме (в рисунках, графиках, схемах и т. д.). Визуализация рассматривается здесь как способ информации с помощью разных знаковых систем. 3. Лекция вдвоем. Представляет собой работу двух учителей (учителя иученика), читающих лекцию по одной и той же теме и взаимодействующих на проблемно- 4. Лекция - пресс-конференция. Содержание оформляется по запросу (по вопросам) учащихся с привлечением нескольких учителей. 5. Лекция-консультация близка по типук лекции - 6. Лекция-провокация (или лекция с запланированными ошибками). Формирует умения учащихся оперативно анализировать, ориентироваться в информации иоценивать ее. Может использоваться как метод "живой ситуации". 7. Лекция-диалог. Содержание подается через серию вопросов, на которые ученик должен отвечать непосредственно в ходе лекции. К этому типу примыкает лекция сприменением техники обратной связи, а также программированная лекция-консультация. 8. Лекция с применением игровых методов (методы мозговой, атаки, методы конкретных ситуаций и т. д.). Школьники сами формулируют проблему и сами пытаются ее решить.
МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА-ЛЕКЦИИ.
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (942)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |