Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


УРОК - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ЗАНЯТИЕ




1. Тема. Эпиграф. Цель занятия.

2. Подготовка к уроку. Составление программы. Рас­пределение докладов. Инструктаж. Индивидуальные кон­сультации. Опережающее задание. Список литературы.

 

3. Вводная часть. Вступительное слово учителя. По­становка общей проблемы.

4. Ход урока. Заслушивание докладов. Обсуждение. Выступления содокладчиков. Расширенное обсуждение тем докладов с привлечением источников. Выбор подходов, к решению проблемы.

5. Подведение итогов. Резюме по проблемам. Сумми­рование подходов и точек .зрения. Оценка докладчиков и участников.

6. Домашнее задание.


Пример; урок на тему: "Талант - начало мятежа" (60-е годы).

Познавательная задача: выявить соотношение охра­нительной и обновленческой тенденций в советской лите­ратуре и искусстве, пределы "оттепели" в культурной жиз­ни СССР, проникновение западных веяний.

Доклады: "Поэт в России больше чем поэт" (И. Брод­ский, В. Высоцкий, А. Солженицын); власть стереотипов и стереотип власти (скандал на выставке в Манеже, худож­ники 60-х, Э. Неизвестный); архитектурный "волюнтаризм", музыка, кино и театр 60-х годов.



Памятка для работы с источниками (документом).

1. Прочитай документ и определи его характер (днев­ник, письмо, записки очевидца, газетная хроника, офици­альный документ).

2. Установи происхождение документа, время его соз­дания, язык (оригинал или перевод), его полноту (целиком или фрагменты).

3. Определи основное содержание документа, его идеи, ключевые слова, действующих лиц и главные события.

4. Вырази свое мнение о надежности источника. Выде­ли факты, которые подтверждаются другими тебе извест­ными источниками.

5. Найди в документе основные акценты автора. Выяви его симпатии, антипатии. Чьи взгляды и интересы он пред­ставляет. Компетентность автора в описываемых событиях (его профессия, образование, статус).

6. Попытайся выявить источники, ошибки или умыш­ленное искажение информации в данном документе. Оце­ни правду и вымысел в источнике. Дай общую оценку его достоверности.

7. Проанализируй язык автора.

8. Подчеркни те места, которые непонятны в докумен­те, уточни их смысл (в словаре, энциклопедии, у учителя)

9. Дай общую оценку источника с точки зрения извест­ных тебе знаний по изучаемой проблеме.

УРОК-ИНТЕРВЬЮ

Урок-интервью - это своеобразный диалог и вместе с тем ролевая игра. Она построена по типу интервью кор­респондента (корреспондентов) с представителем (пред­ставителями) какой-либо профессии или социальной груп­пы. На таком уроке можно изучать новый материал, закре­плять или повторять уже пройденное.

Если занятие посвящено изучению нового материала, то нужен некоторый период предварительной подготовки. Класс разбивается на группы, каждая из которых само­стоятельно работает над определенным заданием по ре­комендованной учителем литературе.

Каждая группа самостоятельно изучает "свой" матери­ал, готовясь к ответам; корреспонденты из пресс-группы придумывают для каждой группы вопросы, административ­ная группа вместе с корреспондентами под руководством учителя должна обобщить весь материал, выявившийся в ходе диалогов, и представить его в определенной логиче­ской структуре; группа техобслуживания делает чертежи, слайды. Учитель помогает журналистам: корректирует во­просы, делит их по степени сложности.

В зависимости от подготовленности класса, занятие может быть часовым и двухчасовым.

Если на занятии такой формы проводится повторение и обобщение материала, то урок ведут сами корреспонден­ты, обращаясь поочередно к разным, произвольно вы­бранным ученикам класса и предлагая им свои вопросы.

В диалогах участвует практически весь класс, а опрос (по сути - проверка знаний) проходит живо, нетрадиционно.

Урок-интервью может включать три части: 1) вступле­ние, 2) основная часть - собственно интервью; 3) итог - повторение материала.

Цэль:Изучение нового материала, закрепление или повторение уже пройденного.

Ход урока:

Изучение нового материала.


Класс разбивается на группы, каждая из которых само­стоятельно работает над определенным заданием по ре­комендованной учителем литературе.

Каждая группа самостоятельно изучает «свой» матери­ал, готовясь к ответам, корреспонденты из пресс-группы продумывают для каждой группы вопросы, административ­ная группа вместе с корреспондентами под руководством учителя обобщает весь материал и представляет его в оп­ределенной логической структуре. Группа техобслужива­ния делает чертежи, схемы и т.д. Учитель помогает журна­листам: корректирует вопросы, делит их по степени слож­ности.

Повторение и обобщение материала.

Урок ведут сами корреспонденты, обращаясь пооче­редно к разным, произвольно выбранным ученикам класса и предлагая им свои вопросы.

Итог - повторение материала.

УРОК-ДИСПУТ

Диспут - это публичный спор на общественно важную тему. В отличие от конференции его основой являются не доклады, а выступления с различными точками зрения по обсуждаемому вопросу. Поскольку подготовленность уча­щихся для научного спора недостаточна, диспут проводит­ся, как правило, по проблемам, в которых большое значе­ние имеет личное мнение. Такие проблемы учитель нахо­дит чаще всего при изучении межличностных отношений, нравственности, культуры. Урок-диспут - средство пре­вращения знаний в убеждения.

Проведение диспута в средних классах "ло-вузовски" тоже терпит неудачу. Причины - недостаточный запас зна­ний, неумение аргументированно отстаивать свое мнение. Диспут в игровой форме позволяет избежать этих "препятствий".

Организовать игру можно по следующим правилам:

• делят класс на команды: один ряд - одна команда;

• каждая выбирает себе подзащитного;

• команда должна найти все "достоинства" своего и все "недостатки" чужого (команды соперницы) под­защитного.

Члены каждой команды вначале говорят о "плюсах" своего подзащитного, потом выслушивают "соперников" о его "минусах".

Побеждает та команда, которая найдет максимальное число преимуществ у "своего" "подзащитного" и максимум недостатков у "подзащитных" соперников.

Подготовка диспута нередко осуществляется группой учащихся, которые проводят анкетирование, позволяющее выявить различные точки зрения по теме диспута.

Перед занятием учащимся даются вопросы, по кото­рым противостоят различные мнения, указывается литера­тура, позволяющая обдумать различные подходы к обсуж­даемой проблеме. На уроке-диспуте выступают представи­тели различных точек зрения. От них требуются аргументы в пользу своих взглядов.

От учителя во многом зависит успех диспута. Его зада­ча - подмечать расхождения в подходах и трактовках, улавливать нюансы в позициях выступающих. Это позво­ляет ему привлекать внимание к наиболее сложным и спорным вопросам, побуждать участников диспута к поиску убедительных аргументов. Не исключено и изложение учи­телем собственной точки зрения соответствующим обос­нованием.

Но итог диспута - не определение того, кто прав и кто не прав, а выявление позиций, которые сопровождались наиболее убедительными доводами. Его педагогический результат - выработка собственных взглядов по обсуж­давшимся вопросам, умения их отстаивать и одновремен­но умения прислушиваться к другим мнениям, к аргумен­тации оппонентов, соглашаться и с иной точкой зрения.

Диспут - непростая форма, и использовать ее можно лишь тогда, когда есть уверенность, что получится содер­жательный спор, что учащиеся смогут сформулировать


свои собственные позиции и построить необходимые дока­зательства. Специфика этой формы урока предполагает психологическую предрасположенность к такого рода со­держательному общению, что связано с возрастными осо­бенностями, а также с общеобразовательной подготовкой учащихся. Поэтому диспут возможен главным образом в старших классах.

Требования к диспуту.

1. Дать осмысленные и глубокие знания, уметь актуа­лизировать знания.

2. Формировать глубокую личную заинтересованность учеников в изучаемых вопросах и проблемах, тем самым активизировать их мысль и чувства.

3. Добиваться высокого эмоционального накала в поис­ках научной истины.

4. Привести учащихся к тому, чтобы они не только за­няли активную жизненную позицию, но и сумели бы актив­но и доказательно защитить ее.

5. Интенсифицировать учебно-воспитательный про­цесс.

2 вариант.

Цель: расширение знаний по теме урока.

Подготовительный этап.

1. Класс делится на группы физиков, практиков, экспер­тов, экологов, врачей, журналистов.

2. Каждая группа собирает материал по своему "про­филю" из различных источников и рассматривает пробле­му с точки зрения специальности, которую они представ­ляют. Материал классифицируется "за" и "против".

3. Журналисты готовят каждой группе вопросы.
Ход урока:

1.Теоретики рассказывают об основных принципах те­мы.

2. Инженеры рассказывают о ее практическом приме­нении.

3. Экономисты и энергетики показывают преимущества предлагаемых разработок.

4. Журналисты задают вопросы, раскрывающие раз­личные стороны проблемы.

5. Инженеры говорят о технике безопасности.

6. Журналисты подводят итоги, перечисляют "плюсы" и "минусы".

7. Учитель оценивает работу каждой группы.

Подобные уроки рекомендуется проводить при изуче­нии и повторении учебного материала. Они помогают раз­вивать самостоятельность, инициативу, творческий под­ход, активизируют познавательную деятельность.

УРОК-ДИСКУССИЯ

Требует большой подготовки не только со стороны учи­теля, но и со стороны учащихся.

Данные уроки способствуют развитию устной речи, ак­тивизируют мыслительную деятельность, прививают инте­рес к предмету. Уроки-дискуссии формируют культуру по­лемики, умение выслушивать оппонента, терпимость к иной точке зрения, и в этом проявляется их огромная роль в учебном процессе.

Чтобы дискуссия была результативной и педагогически эффективной, необходимо, чтобы избранная проблема:

- имела различные решения, которые заслуживают об­суждения, и относительно которых нет однозначных ответов;

- была актуальной, острой, важной (для данного регио­на или страны в целом);

- требовала для своего решения совместных действий, организации совместной деятельности;

- имела личностно значимый характер (ее решение предполагает обсуждение личных приоритетов и мотивов,
лежащих в основе выбора конкретных путей решения).

Цель:Рассмотрение и исследование спорных вопро­сов, проблем, различных подходов при аргументации суж­дений, решении заданий и т. д.


Ход урока:

Вводный этап.

Подготовка и включение класса в дискуссии. Здесь формулируется проблема (записывается на доске), опре­деляются основные точки зрения участников, атакже регламент, правила и условия обсуждения, проводился инст­руктаж, распределяются роли, раздается необходимый дидактический материал.

На этом этапе учитель переводит проблемный вопрос в проблемную ситуацию путем его углубления и расшире­ния, поиска новых граней его решения, сопоставления различных гипотез, выдвижением альтернатив.

Основной этап.

Этап подведения итогов.

Делается краткое резюме, суммируются высказанные мнения, обсуждаются пути дальнейшей работы, примене­ния полученных выводов. Учитель вместе с экспертами оценивает, правильно ли шло обсуждение, кто выдвигал идеи, чья критика повлияла на результаты, выявляются наиболее активные и пассивные участники, выставляются оценки и дается домашнее задание.

ПАМЯТКА:

«Как подготовить дискуссию в классе:

Простых правил»

1. Основная задача -движение навстречу выбору - учащиеся должны поставить себя в позицию политиков, при­нимающих ответственные решения. Мотивом их участия является готовность предложить собственные решения проблемы, познакомиться с альтернативными вариантами, задуматься над их ценой и последствиями.

2. Созданные заранее группы должны начать работу сопределения проблемы, с понимания ее сущности и зна­чения, с осмысления ее связи с их собственной жизнью.

3. Учитель во время дискуссии должен сохранять ней­тралитет. Он не может поддерживать ни одну точку зрения, высказанную в процессе обсуждения.

4. Дискуссия предполагает тщательную подготовку и осмысление определенного набора фактов. Очень важно понять, какие факты анализа наиболее существенны для анализа проблемы.

5. Чрезвычайно важно строить обсуждение таким об­разом, чтобы становилась ясной ценность рассматривае­мых альтернатив. Для этого необходимо осмыслить сущ­ность предложенного выбора, какие реальности стоят за этим.

6. Существенное значение имеет процедура обсужде­ния. Следует понимать, что участники, не согласные с той или иной позицией, имеют основания для собственного мнения. Важно, чтобы они начинали обсуждение с выра­жения своего отношения, своей точки зрения и приходили к осознанию смысла альтернативных решений.

7. Нужно помнить, что каждая реальная альтернатива имеет собственные основания, нуждается в признании и обсуждении.

8. Необходимо заранее продумать те варианты реше­ния, которые смогут стать основой согласия участников дискуссии.

9. Нужно быть готовым к тому, что выбор способов ре­шения проблемы - дело сложное, оно требует от участни­ков готовности уважать конкретные инициативы.

10. Дискуссия требует серьезной и длительной подго­товки.

При подготовке к уроку учитель является консультан­том. В ходе же самого урока главное - не мешать учащим­ся самостоятельно вести дискуссию, координировать дей­ствия учащихся, уточнять или корректировать излагаемый материал.




Читайте также:
Как построить свою речь (словесное оформление): При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...
Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (623)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.017 сек.)