Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Диагностика: сущность, цели, этапы



2015-12-06 748 Обсуждений (0)
Диагностика: сущность, цели, этапы 0.00 из 5.00 0 оценок




Диагностика — определение состояния объекта (предмета, явления, процесса) посредством реализации комплекса исследовательских процедур. Проведение диагностики организации требует разработки критериев и анализа определенных показателей.

В международной практике используются различные системы комплексной диагностики. В большинстве случаев комплексная диагностика организации включает следующие компоненты:

1. экономическая диагностика;

2. функциональная (диагностика маркетинговой деятельности);

3. техническая;

4. социальная;

5. диагностика финансового менеджмента;

6. диагностика менеджмента и организации;

7. диагностика внешней среды;

8. стратегическая диагностика (оценка стратегии организации).

Экономическая диагностика предполагает анализ финансово-экономического потенциала организации.

Функциональная диагностика предназначена для определения состояние коммерческой и маркетинговой политики организации.

Техническая диагностика — анализ технических результатов предприятия и его производственного потенциала.

Социальная диагностика — изучение возможностей кадрового потенциала организации и измерение его социальных достижений.

Диагностика финансового менеджмента нацелена на измерение качества финансовой политики и эффективности методов управления.

Диагностика менеджмента и организации — анализ и оценка результатов работы аппарата управления, изучение организационной структуры и общей политики, анализ стиля руководства и культуры организации.

Диагностика внешней среды — это изучение различных аспектов внешней среды: экономического, коммерческого, технологического, социально-культурного, административного, финансового и политического.

Диагностика стратегии — исследуется соответствие стратегии условиям внешней среды и возможностям организации.

Следует различать экспресс-анализ состояния организации (экспертная оценка) и диагностику кризисной организации.

Проведение экспресс-анализ состояния организации нацелено на быстрое выявление причин кризиса и принятие оперативных управленческих решений. Сроки проведения экспресс-анализа зависят от сложности и масштабов экономической деятельности. Важнейшим условием проведения экспертной оценки является обеспечение достоверности информации.

Экспресс-анализ включает изучение:

· сводной финансовой документации за последние три года;

· бизнес-плана организации;

· договоров, контрактов;

· данных о клиентах, поставщиках;

· последних отчетов руководства

· других материалов.

Основной задачей экспресс-анализа является получение информации о ликвидности (т.е. текущей ситуации с денежными средствами) и хозяйственной деятельности организации. На основе этого делаются выводы о жизнеспособности организации в краткосрочной и долгосрочной перспективе.

В результате экспертной оценки должны быть сделаны следующие выводы:

· есть ли в организации кризис;

· если да, то можно ли организацию вывести из кризиса.

После осуществления экспертной оценки, при условии успешного начала реализации краткосрочных мероприятий стабилизационного характера требуется проведение детальной диагностики кризисной организации с целью выявление ключевых проблем и вопросов, с которыми сталкивается организация.

Диагностика кризисной организации включает комплексный анализ основных направлений деятельности организации:

Как уже отмечалось выше, существует несколько подходов к диагностике организаций. Рассмотрим один из них, который предполагает последовательное проведение анализа сначала внешней, а затем к внутренней среды организации (рис.4.1).

Анализ внешней среды – это первый шаг в анализе состояния организации, результаты которого помогают понять, насколько привлекательны сегменты рынка, на которых действует данная организация (в текущий момент или в будущем). В ходе диагностики необходим факторный анализ окружающей среды для того, чтобы понять, как наилучшим образом выйти из кризиса. Факторный анализ окружающей среды делается на основе анализа «PEST»[8], предусматривающий оценку следующих факторов:

1. политических (правовых), в том числе государственное регулирование, правовая защищенность бизнеса, законы и практика, налоговая политика, отношения с национальными и региональными органами власти и т.д.;

2. экономических (анализ бизнес-цикла, темпов экономического роста, инфляции, процентных ставок и курсов обмена валют, рыночной ситуации и т.д.);

3. социальных (демографические характеристики населения, стиль жизни, мобильность, образование, культура поведения и т.д.);

4. технологических (новые технологии, темпы технического прогресса, уровень морального износа основных средств и т.д.).

Представление о конкурентоспособности в каждом рыночном сегменте позволяет определить внешние проблемы организации. Сегментация рынков - одна из наиболее сложных стадий в разработке и оценке стратегии деятельности организации. Как правило, бизнес делится на несколько областей, называемых стратегическими сегментами, которые являются стратегически зависимыми, но отличающиеся по своему потенциалу и/или конкурентной структуре.

Основой для понимания природы конкуренции в рыночных сегментах является Модель Пяти Факторов (Сил) Майкла Портера (рис. 4.2). Конкуренция в различных формах присутствует во всех видах бизнеса, и ее интенсивность определяет общий уровень рентабельности продаж в отрасли. Высокая интенсивность конкуренции показывает низкую долгосрочную рентабельность продаж.

 

Рис. 4.2. Модель Пяти Факторов М.Портера

В рамках диагностики внешней среды проводится анализ зрелости рынка. При этом следует иметь в виду, что для рынка, как и для продукции, характерен жизненный цикл, который может быть представлен в виде четырех стадий:

· зарождение;

· рост;

· зрелость;

· спад.

Знание стадии цикла необходимо для определения естественных стратегий. Каждая стадия цикла имеет свои «естественные требования», а также свои финансовые особенности. Стабильный, зрелый бизнес не управляется тем же способом, как и тот, который находится в процессе становления.

Интенсивность конкуренции используется для прогнозирования прибыльности рынка. Привлекательность рынка является комбинацией стадии жизненного цикла и интенсивности конкуренции

Конкурентные преимущества организации зависят от имеющихся в его распоряжении ключевых факторов успеха.

Анализ внутренней среды организации и ее основных видов деятельности представляет следующий этап при разработке программы антикризисного управления.

Результатом этого анализа является оценка результатов деятельности организации и определение ключевых факторов ее успеха. При этом особое внимание обращается на изучение семи внутренних взаимосвязанных переменных, показывающих, как работает организация (см. рис.4.3). Отметим, что в организациях, переживающих кризис, уровень такой взаимосвязи обычно низок.

 

Рис. 4.3.. Семь внутренних переменных организации

В ходе диагностики внутренней среды необходимо получить представление о негативных ключевых производственных факторах, влияющих на деятельность организации, и о потенциальных рисках.

Следующий шаг анализа внутренней среды состоит в выявлении видов товаров и услуг, которые убыточны или поглощают чрезмерный объем оборотного капитала и не представляют стратегической ценности для будущего организации.

Существенное место отводится анализу персонала, поскольку трудовые ресурсы являются важнейшим фактором при оценке стратегии и перспектив развития организации. Цель анализа состоит в рассмотрении сильных и слабых сторон персонала (высокий уровень сменяемости рабочей силы, недостаток образования у руководства, слишком низкий/высокий уровень заработной платы, недостаток/избыток рабочей силы, неэффективный менеджмент, плохие отношения с профсоюзами, возможная потеря ключевых работников).

Необходимо выявить и исследовать организационные связи, действующие внутри организации. Они устанавливают форму отчетности и мониторинга и часто отражаются в функциональных полномочиях высшего руководства компании.

Культура организации является одной из самых важных переменных. Исходя из этого, следует оценить, способна ли организация меняться. Также следует выяснить, как можно изменить культуру организации для того, чтобы она влияла на ее деятельность положительным, а не отрицательным образом.



2015-12-06 748 Обсуждений (0)
Диагностика: сущность, цели, этапы 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Диагностика: сущность, цели, этапы

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Почему люди поддаются рекламе?: Только не надо искать ответы в качестве или количестве рекламы...
Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ...
Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе...



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (748)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.006 сек.)