Храм Аполлона в Коринфе. VI в. до н. э
силы. Одна воплощена в крепости и мощи нижних — несущих — частей сооружения, прочно стоящих на земле: трехступенчатый цоколь, колонны; другая — в тяжести верхних элементов здания — несомых: лежащая на капители колонн балка (архитрав), фриз и карниз, которые покоятся на первых. Толщина и высота колонн, ширина балки архитрава и фриза играют не только конструктивную роль. От их размеров и характера взаимодействия несущих и несомых сил зависит и художественное впечатление, производимое архитектурным сооружением. Основные греческие ордера: дорический, ионический и коринфский— сформировались не сразу. В конце VII в. до н. э. возник дорический, вскоре ионический, и только позднее, в конце V — начале IV в. до н. э., появился ордер коринфский. Для дорического ордера характерна строгость форм и пропорций. Колонны его не имеют баз, вертикальные желобки на стволе колонны — каннелюры — сходятся острыми гранями; капитель, состоящая из квадратной плиты с прямыми краями — абаки и эхина (круглая в плане подушка с выпуклым криволинейным профилем), предельно проста и конструктивна. Над архитравом проходит фриз с триглифами — рудиментами торцов поперечных балок, лежавших в древнейших деревянных конструкциях на архитраве, и метопами, часто рельефными, закрывавшими промежутки между ними. Колонны другого — ионического — ордера стоят на изящно профи- лированных базах; капитель их имеет вид двух завитков с глазком в центре — волют; ребра между каннелюрами стесаны и образуют дорожки, увеличивая тем самым число вертикалей, определяющих стройность колонн. Архитрав в ионическом ордере разделен на три полосы — фасции, чтобы тяжесть балки не казалась особенно значительной и нагрузка на колонны зрительно облегчалась. Вместо фриза с триглифами у ионических построек непрерывный, часто рельефный фриз. Римский архитектор Витрувий не случайно охарактеризовал ионический ордер как женственный в отличие от дорического, названного им мужественным. Здания дорического ордера кажутся строгими, суровыми, ионического — изящными, более легкими по пропорциям. Архитектурные детали в греческих ордерах не подражали формам природы, как в египетских постройках с их папирусовидными или лото-совидными капителями. Подобно музыке, призванной не воспроизводить звуки природы, а определенной гармонией созвучий рождать те или иные ассоциации в душе слушающего, архитектура находит теперь свой язык, которым она будет пользоваться долгие тысячелетия. С помощью соотношений частей и пропорций греческая архитектура уже этого времени начала воплощать чувства не мелкие и бытовые, а значительные — общечеловеческого или государственного масштаба. Древнегреческие зодчие, обратившиеся в своем искусстве прежде всего к человеку и к элементам его тектоники и пропорций, смогли научиться выражать в архитектурных памятниках характер эпохи. В насыщении архитектурного образа и всех его деталей человеческими настроениями — величайшая заслуга эллинов. Им стала доступна удивительная возможность в постройках из камня, дерева, глины передавать физическое и духовное состояния людей. После открытия античными зодчими (в полном смысле слова «открытия») замечательных художественных свойств архитектуры мастера и в позднейшее время стали выражать в тектонических нюансах самые разнообразные эмоции, присущие не только отдельному человеку, но и многим поколениям и целым эпохам. В готической архитектуре, близкой по глобальности восприятия бытия древнеегипетской, получило воплощение новое отношение к божеству, красоте, вдохновению. Исполненная могучих эксцентрических эмоций барочная архитектура отразила новые чувства европейцев, постигавших не только просторы земли в эпоху великих географических открытий и кругосветных путешествий, но и безбрежность космических пространств благодаря достижениям ученых-астрономов. Изяществом и изысканностью форм в особняках рококо человек заявлял о своих претензиях на уют, чувственно-сентиментальную трактовку мира. И в наше время архитектура в своих либо удручающе однообразных, либо небывало оригинальных формах испытывает на себе влияние сложных процессов, происходящих в сознании современного человека. Древние греки одни из первых почувствовали возможности архитектуры как искусства. Да, впрочем, и в различные виды ремесленного производства элементы искусства стали проникать именно в те же далекие времена.
Каждая постройка воспринималась греками с точки зрения пропорций человеческого тела, соотносилась с эмоциями человека. В колонне стали видеть не просто опору, но чувствующий, воспринимающий нагрузку организм. Недаром именно у греков возникли такие заменявшие колонны образы, как могучие атланты или стройные кариатиды, как бы намекающие на то, что архитектура воздействует на человека, прежде всего обращаясь к нему самому. Суровый период становления грече населения Малой Азии и Балкан в Южную Италию, Сицилию, Северную Африку,— все это косвенно отражалось и в архитектуре — архитектонических соотношениях несущих и несомых частей ордерных конструкций, в формах колонн, тяжелых давящих треугольниках фронтонов. В искусстве архитектуры древних греков впервые художественные формы получили столь высокое развитие, что родился известный афо-; ризм «Архитектура — это застывшая музыка». Кроме величественных храмов богов, почитаемых каким-либо отдельным городом-полисом, в архаической Греции возникали большие святилища общегреческого характера (Олимпия, Дельфы, Эпидавр, До-дона), куда съезжались паломники со всех концов эллинского мира поклоняться Зевсу, Аполлону, Асклепию и иным божествам. На Балканском полуострове архаических зданий сохранилось немного, так как во время интенсивного строительства в годы классики и эллинизма они перестраивались или разрушались. Зато в Великой Греции на Апеннинском полуострове и Сицилии (Пестум, Селинунт, Сиракузы) они стоят до сих пор в пустынных, заброшенных человеком местах, или же, наоборот, среди шумных, полных суеты современных городских кварталов. В богатых и оживленных центрах Великой Греции были хорошо развиты не только торговля и экономика, но и культура. Процветали философия, ремесла, искусство, в то время жил и работал знаменитый Пифагор, положивший начало учению о первостепенном значении числа для всего существующего. Его деятельность, несомненно, повлияла на зодчих: глубоко продуманны и четки пропорции архаических сооружений в южно-италийских городах. Здесь нашли особенно полное выражение принципы дорического ордера. Даже неискушенный, далекий от архитектуры человек заметит особенность планировки архаических храмов, их связь не только с пейзажем, но и друг с другом. Интересны с этой точки зрения постройки Селинунта — города, основанного в VII в. до н. э. выходцами из Мегары. Здания ставились в то время рядом, последовательно, пристроенные несколько позднее располагались в таком же порядке. Композиция ансамбля кажется предельно простой. Основное художественное воздействие оказывали протяженность (длина) ряда сооружений: чем больше храмов, тем величественнее ансамбль (принципы, несколько напоминающие восточные). От воздвигнутого в конце первой четверти VI в. до н. э. в Сиракузах храма Аполлона сохранились основания фундаментов, части восточной стены, некоторые колонны. От другого сиракузекого храма уцелели лишь две массивные, но невысокие колонны, а значительная часть третьего, позднеархаического, очевидно, посвященного Афине храма вошла как составная часть в построенный на том же месте средневековый кафедральный собор. Одна из особенностей италийских храмов состоит в том, что молящиеся входили прямо из целлы в сокровищницу (и тогда она называлась адитон), а не так, как было принято в храмах метрополии, с тыль- ной стороны. Эта конструкция усиливала впечатление фасадности, так как создавался эффект сквозного прохода от восточного портика через всю постройку, и в плане подчеркивалась осевая линия, продольная направленность движения. Эта специфика архитектурной композиции, проявившаяся и в этрусско-римской архитектуре, заявила о себе потом в, средневековых сооружениях Западной Европы. Стоявшие в четкой последовательности дорические храмы Селинунта (складывались из блоков известняка, затем штукатурились и, возможно, покрывались краской) надо было делать разными, иначе ансамбль выглядел бы как ряд подобных друг другу построек. Чтобы сгладить однотипность дорических периптеров, зодчим приходилось использовать различные нюансы архитектурных форм и пропорций. Храмы, выглядевшие, как братья, в то же время казались и различными — один был выше, другой ниже, отличала их и ширина портиков, длина боковых колоннад. Сильное землетрясение разрушило многие храмы Селинунта, и сейчас они лежат в руинах, убеждающих в былом великолепии этого античного ансамбля архаики и ранней классики. Более цельное представление о храмах Великой Греции могут дать сооружения в Посейдонии — колонии греков, приехавших в VI в. до н. э. с южного побережья Апеннинского полуострова, из богатого Сибариса. Город обладал независимостью недолго: в IV в. до н. э. он был захвачен местными племенами-луканами и стал называться Пестумом, а в III в. до н. э. им овладели римляне. Сохранились крепостные стены акрополя Посейдонии, или Пестума, и три храма, из которых два архаических: храм Геры (прежде называвшийся Базиликой) и храм Афины (ранее — Деметры). Третий храм (Геры II), стоявший рядом с так называемой Базиликой, выстроен был позднее, в V в. до н. э., и считался храмом Посейдона. Расположенные на небольшом, поросшем выжженной солнцем растительностью плато между горами и морем постройки более чем двух-тысячелетней давности величавы до сих пор. Сложенный из квадров местного туфа храм Геры I очень монументален. Весьма своеобразен его план: на торце нечетное число колонн (девять), вызванное тем, что по центру целлы идет колоннада, образующая внутри два нефа. По-видимому, для укрепления перекрытия ввиду большой ширины храма строители ввели центральную колоннаду, хотя, конечно, понимали, что эта система нехороша, так как загромождает основную часть целлы опорами. В целях сохранения единства внешнего облика храма с его внутренним пространством зодчий поставил на фасаде центральную (нечетную) колонну. Хотя она и оказывалась как бы на пути паломника и мешала свободному доступу в храм, но, согласно архаическим принципам, надо было соблюсти цельность интерьера и экстерьера. Позднее почти повсеместно на торцах будет помещаться четное число колонн, и проход между средними опорами в целлу не будет загораживаться. Колонны так называемой Базилики особенно мощны, тяжелы и массивны. Эхин их расплюснут, а шейка под ним кажется тонкой и узкой, лишь потом следует расширение ствола книзу с ярко выраженным и не- Афины. Вид на Панафинейскую дорогу, ведущую к Акрополю
Рыбак. Фреска из дома острова Феры. XVIв. дон. э. Афины, Национальный музей
Популярное: Почему стероиды повышают давление?: Основных причин три... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... Почему человек чувствует себя несчастным?: Для начала определим, что такое несчастье. Несчастьем мы будем считать психологическое состояние... ©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (626)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |