ЛЕКЦИЯ 17. Определение погрешности изготовления деталей и узлов каркаса, выходящих на внутренний контур обшивки
Погрешность детали или узла каркаса – это отклонение их внешних размеров от контура, заданного первоисточником (чертежом, плазом, эталоном и т.п.). Погрешность деталей каркаса оказывает непосредственное влияние на точность изделия при сборке по сборочным отверстиям и в приспособлении с базой на каркас. Косвенное влияние (при других методах) возникает из-за внутренних напряжений в деталях каркаса, если при сборке к ним применялась упругая компенсация неточности изготовления. При сборке агрегата в приспособлении с базой на каркас узлы каркаса (лонжероны, нервюры, шпангоуты) могут формироваться непосредственно в стапеле сборки агрегата или поступать в стапель уже собранными. В первом случае следует рассматривать точность изготовления деталей, выходящих на внутренний контур агрегата, во втором – точность плоского узла, собранного вне стапеля агрегата. 1. Погрешность изготовления деталей будет зависеть от принятого метода увязки размеров, используемых технологических процессов и оборудования. На рис.17.1 показано построение цепей увязки для поясных деталей при различных методах обеспечения взаимозаменяемости в техпроцессах их изготовления: на рис. 17.1, а – при инструментально-шаблонном методе увязки (ИШМ) путем обтяжки детали по пуансону; на рис. 17.1, б – при ИШМ – гибкой-прокаткой между роликами; на рис. 17.1, в – цепь увязки при эталонно-шаблонном методе для цельноштампованной нервюры; на рис. 17.1, – при математическом задании поверхности путем механической обработки контура на оборудовании с ЧПУ. Очевидно, погрешность деталей δдк определится как сумма погрешностей отдельных этапов переноса размеров æi: δдк = .
Рис. 17.1. Цепи переноса размеров для поясных деталей при различных методах увязки и процессах изготовления. 2. Определение погрешности изготовления узлов каркаса: если каркас агрегата формируется из узлов, собранных заранее, то на окончательную сборку агрегата будет влиять точность изготовления готовых узлов, которая в общем случае может отличаться от точности составляющих их деталей, выходящих на контакт с обшивкой. Рассмотрим методику определения погрешности изготовления плоского узла каркаса. Наиболее распространенными методами сборки плоских узлов являются: сборка по сборочным отверстиям (СО), сборка по разметке (РМ), сборка в приспособлении (ПР). Сборка по сборочным отверстиям характеризуется уравнением погрешностей, вытекающим из рассмотрения размерной цепи: δсе = δсо.б + δсо.к + δбдк + δдк. Для нахождения составляющих погрешностей надо рассмотреть схемы переноса размеров от первоисточника до размера, погрешность которого (δ) определяется. Например, при инструментально-шаблонном методе, для определения погрешностей увязки сборочных отверстий в базовой детали (стенке) δсо.б и детали, выходящей на контур (поясе), можно составить следующие схемы переноса:
Погрешность базирования δб определяется смещением осей отверстий в стенке и поясе и равна половине зазора между штырем и отверстиями. Погрешность изготовления пояса δдк (без учета густоты расположения СО) определится по схеме переноса:
Таким образом, каждая из рассматриваемых погрешностей δ в отдельности определится по формуле: δ = ∑ æi , где æi – погрешности переноса, соответствующие каждой схеме увязки. В то же время следует отметить, что каждый характерный этап переноса размеров æi следует учитывать только один раз, т.е. так называемые связанные этапы оказывают влияние на точность однократно. Например, в нашем случае δсо.б = ; δдк = , так как при изготовлении пояса уже используется шаблон увязки, общий для пояса и стенки и являющийся единым носителем размеров для обеих деталей – его погрешность, естественно, должна быть учтена только один раз. При расчете погрешности δдк, вызванной неточностью изготовления пояса, следует пользоваться формулой: δдк = k , где k – коэффициент, учитывающий густоту расположения сборочных отверстий, его можно определить из табл.17.1. Таблица 17.1
В крайних (гипотетических) случаях, если бы отверстий было всего 2 и расположены они были по краям пояса, то k был бы близок к 1, и наоборот, при бесконечно большом количестве СО k→0. Для сборки по разметке уравнение погрешностей получено в разделе 2.3 и имеет вид: δсе = δр + δрл + δбр + δдк . При нахождении погрешности пояса δдк можно воспользоваться схемой увязки (рис.17.1). Погрешность нанесения линий разметки δрл определяется используемыми средствами и квалификаций исполнителей. Толщина линии δрл колеблется в пределах 0,1+0,3 мм. Погрешность базирования δбр определяется квалификацией исполнителей. При сборке узла в приспособлении (рис.17.2) его форма определяется фиксаторами приспособления 3, к которым прижимаются детали 1, выходящие на контур (пояса), а затем соединяются с внутренними деталями (стенка 1 на рис.17.1). Рассматривая размерную цепь, построенную в сечении узла, получим уравнение Lсе = Lп – Lбдк + Lдк , (17.1) где Lп – размер приспособления; Lбдк – величина зазора между поясом узла фиксатором приспособления, характеризующая погрешность базирования; Lдк – отклонение наружного контура узла от контура приспособления в промежутках между фиксаторами за счет неточности изготовления поясов.
Рис.17.2. Сборка плоского узла в приспособлении
Погрешность узла определится формулой: δсе = δп + δбдк + δдк , (17.2) в которой погрешность приспособления δп находится из рассмотрения его схемы увязки:
Погрешность базирования δбдк берется из статистики. Погрешность изготовления детали, выходящей на контур, с учетом количества фиксаторов δдк определяется, как и при сборке по СО (рис.17.1 и коэффициент k).
Вопросы для самоконтроля:
1. Дайте определение погрешности детали или узла каркаса. 2. От чего будет зависеть погрешность изготовления деталей? 3. В чем заключается определение погрешности изготовления плоского узла каркаса? 4. Чем определяется погрешность базирования при изготовлении плоского узла каркаса? 5. Как определяется погрешность нанесения линий разметки при сборке по разметке?
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Как распознать напряжение: Говоря о мышечном напряжении, мы в первую очередь имеем в виду мускулы, прикрепленные к костям ... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1362)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |