Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь  


Из истории зарубежных стран. 1964 г., 16 октября – Китай проводит испытание атомной бомбы




1964 г., 16 октября – Китай проводит испытание атомной бомбы.

1966 г., 21 февраля – Президент Франции де Голль призывает распустить
блок НАТО и требует вывода военных баз НАТО со своей территории.

1967 г., 14 февраля – В Мехико представители 21 государства подписывают договор, запрещающий ввоз ядерного оружия в Латинскую Америку.

17 июня – КНР объявляет об успешном испытании своей первой водородной бомбы.

1968 г., 1 июля – Договор о нераспространении ядерного оружия подписы­вают представители 61 государства, включая Великобританию, США и
СССР.

1969 г., 1 марта – Пограничный конфликт между СССР и Китаем на реке
Уссури.

25 ноября – президент Никсон отдает распоряжение об уничтожении
в США бактериологического оружия.

1970 г., 1 января – Мао Цзэдун обвиняет руководство СССР в «закоренелом неоколониализме» и в установлении «фашистского диктаторского режима».

1972 г., 10 апреля – Великобритания, США и СССР подписывают много-­
стороннюю конвенцию о запрещении накапливания биологического оружия.
3 октября – Представители СССР и США подписывают договор об

ОСВ–2.

1973 г., 18 сентября – Западная и Восточная Германия вступают в ООН.



1975 г., 29 июля – Организация американских государств отменяет запрет на отношения с Кубой.

1976 г., 6 октября – Президент США Форд заявляет о том, что Советский Союз теряет доминирующие позиции в Восточной Европе.

1979 г., 17 февраля – Китай проводит карательную экспедицию, введя свои войска во Вьетнам.

1980 г., 18 марта – В США вводится запрет на продажу СССР современных технологий.

19 июля – В Москве открываются Олимпийские игры, бойкотируемые 45 государствами.

1982 г., 12 августа – ЕЭС заявляет протест против решения президента США Рейгана ввести эмбарго на использование американской технологии при строительстве газопровода Сибирь – Западная Европа.

1984 г., 17 января – В Стокгольме открывается конференция по разоружению с участием 35 государств.

1985 Г., 26 апреля – Лидеры стран–участниц ОВД соглашаются продлить
военное сотрудничество на 30 лет.

 

СХЕМЫ, ТАБЛИЦЫ, СТАТИСТИЧЕСТКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рост бюрократического аппарата в период застоя

«За брежневское 20–летие число общесоюзных и союзно–республиканских министерств выросло с 29 в 1965 г. до 160 к середине 80–х гг. Тогда же общая численность управленцев составила 18 млн человек».

 

Н. Верт. Указ. соч. – С.321.

 

Потери на начальном этапе войны в Афганистане

 

«При вводе войск в Афганистан потери составили 239 человек. К апрелю 1985 г. они достигли почти 9 тыс. человек»

 

История отечества в документах 1917–1993 гг. Т.4.– М., 1995. –

С. 352.

 

 

Расходы СССР и США на оборону и образование

«США к середине 80–х гг. тратили на оборону до 300 млрд долларов, а на образование до 350 млрд в год, СССР соответственно 70 млрд руб. и 10 млрд руб. К тому же СССР содержал самую крупную армию в мире – 4,5 млн человек (в США – 2,5 млн, в Китае – 3,5 млн)».

 

А.В. Ушаков. Указ. соч. – С. 364.

«Застой» в экономике или снижение темпов прироста основных экономических показателей в 1966–1985 г.х

(в % к предыдущей пятилетке)

Основной показатель 8–я пятилетка 9–я пятилетка 10–я пятилетка 11–я пятилетка
Национальный доход 41% 28% 21% 16%
Продукция промышленности 50% 48% 24% 20%
Продукция сельского хозяйства 21% 13% 9% 6%
Производительность общественного труда 37% 25% 17% 1,6%
Реальный доход на душу населения 33% 24% 16% 9%

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ И ДОКУМЕНТЫ

 

Из Заключительного акта совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе. Декларация принципов взаимоот­ношений государств — участников совещания

Августа 1975 г.

I. Суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету

Государства–участники будут уважать суверенное равенство исвоеобразие друг друга, а также все права, присущие их суверенитету и охватываемые им, в число которых входит, в частности, право каждого государства на юридическое равенство, не территориальную целостность, на свободу и политическую независимость. Они будут также уважать право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социалистические, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила.

В рамках международного права все государства–участники имеют равные права и обязанности. Они будут уважать право друг друга определять и осуществлять по своему усмотрению их отношения с другими государствами согласно международному праву и в духе настоящей Декларации. Они считают, что их границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров они также имеют право на нейтралитет.

II. Неприменение силы или угрозы силой

Государства–участники будут воздерживаться в их взаимных, как и вообще в их международных отношениях, от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности или политичес­кой независимости любого государства, так и каким–либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией. Никакие соображения не могут использоваться для того, чтобы обосновывать обращение к угрозе силой или к ее применению в нарушение этого принципа.

Соответственно государства–участники будут воздерживаться от любых действий, представляющих собой угрозу силой или прямое или косвенное применение силы против другого государства–участника. Равным образом они будут также воздерживаться в их взаимных отношениях от любых актов репрессалий с помощью силы.

Никакое такое применение силы или угрозы силой не будет использоваться как средство урегулирования споров или вопросов, которые могут вызвать споры между ними.

III. Нерушимость границ

Государства–участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут соответственно воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства–участника.

IV. Территориальная целостность государств

Государства–участники будут уважать территориальную целостность каждого из государств–участников. <…>

V. Мирное урегулирование споров

Государства–участники будут разрешать споры между ними мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость.

Они будут добровольно и в духе сотрудничества прилагать усилия к тому, чтобы в короткий срок прийти к справедливому решению, основанному на международном праве.

В этих целях они будут использовать такие средства, как переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство или новые мирные средства по их собственному выбору, включая любую процедуру урегулирования, согласованную до возникновения споров, в которых они были бы сторонами.

В случае, если стороны в споре не достигнут разрешения спора путем одного из вышеупомянутых мирных средств, они будут продолжать искать взаимно согласованные пути мирного урегулирования спора.

Государства–участники, являющиеся сторонами в споре между ними, как и другие государства–участники, будут воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить положение в такой степени, что будет поставлено под угрозу поддержание международного мира и безопасности, и тем самым сделать мирное урегулирование спора более трудным.

VI. Невмешательство во внутренние дела

Государства–участники будут воздерживаться от любого вмеша­тельства, прямого или косвенного, индивидуального или коллективно­го во внутренние или внешние дела, входящие во внутреннюю компетенцию другого государства–участника, независимо от их взаи­моотношений.

Они будут, соответственно, воздерживаться от любой формы вооруженного вмешательства или угрозы такого вмешательства против другого государства–участника.

Они будут точно так же при всех обстоятельствах воздерживаться от любого другого акта военного или политического, экономического или другого принуждения, направленного на то, чтобы подчинить своим собственным интересам осуществление другим государством–участником прав, присущих его суверенитету, и таким образом обеспечить себе преимущества любого рода.

Соответственно они будут, в том числе, воздерживаться от оказания прямой или косвенной помощи террористической деятельности или подрывной или другой деятельности, направленной на насильственное свержение режима другого государства–участника.

VII. Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений

Государства–участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития. <...>

В области прав человека и основных свобод государства–участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека. Они будут также выполнять свои обязательства, как они установлены в международных декларациях и соглашениях в этой области, включая в том числе Международные пакты о правах человека, если они ими связаны.

VIII. Равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой

Государства–участники будут уважать равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой, действуя постоянно в соответствии с целями и принципами Устава ООН и соответствующими нормами международного права, включая те, которые относятся к тер­риториальной целостности государств.

Исходя из принципа равноправия и права народов распоряжаться своей судьбой, все народы всегда имеют право в условиях полной свободы определять, когда и как они желают, свой внутренний и внешний политический статус без вмешательства извне и осуществлять по своему усмотрению свое политическое, экономическое, социальное и культурное развитие. <…>».

 

Во имя мира, безопасности и сотрудничества: к итогам Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, состоявшегося в Хельсинки 30 июля – 1 августа 1975 г. – М., 1975. – С.15 –23.

Из Конституции СССР

Октября 1977 г.

 

«<...> В СССР построено развитое социалистическое общество. На этом этапе, когда социализм развивается на своей собственной основе, все полнее раскрываются созидательные силы нового строя, преимущества социалистического образа жизни, трудящиеся все шире пользуются плодами великих революционных завоеваний.

Это – общество, в котором созданы могучие производительные силы, передовая наука и культура, в котором постоянно растет благосостояние народа, складываются все более благоприятные усло­вия для всестороннего развития личности.

Это – общество зрелых социалистических общественных отноше­ний, в котором на основе сближения всех классов и социальных слоев, юридического и фактического равенства всех наций и народностей, их братского сотрудничества сложилась новая историческая общность людей — советский народ.

Это – общество высокой организованности, идейности и сознатель­ности трудящихся — патриотов и интернационалистов.

Это – общество, законом жизни которого является забота всех о благе каждого и забота каждого о благе всех.

Это – общество подлинной демократии, политическая система которого обеспечивает эффективное управление всеми общественны­ми делами, все более активное участие трудящихся в государственной жизни, сочетание реальных прав и свобод граждан с их обязанностями и ответственностью перед обществом.

Развитое социалистическое общество – закономерный этап на пути к коммунизму.

Высшая цель Советского государства – построение бесклассового коммунистического общества, в котором получит развитие общественное коммунистическое самоуправление. Главные задачи социалистического общенародного государства: создание материально–технической базы коммунизма, совершенствование социалистических общественных отношений и их преобразование в коммунистические, воспитание человека коммунистического общества, повышение материального и культурного уровня жизни трудящихся, обеспечение безопасности страны, содействие укреплению мира и развитию международного сотрудничества. <...>

I. ОСНОВЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ И ПОЛИТИКИ СССР

 

Глава 1. Политическая система

Статья 1. Союз Советских Социалистических Республик есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

Статья 2. Вся власть в СССР принадлежит народу.

Народ осуществляет государственную власть через Советы народ­ных депутатов, составляющие политическую основу СССР.

Все другие государственные органы подконтрольны и подотчетны Советам народных депутатов. <...>

Статья 6. Руководящей и направляющей силой советского общества, ядром его политической системы, государственных и общественных организаций является Коммунистическая партия Советского Союза. КПСС существует для народа и служит народу.

Вооруженная марксистско–ленинским учением, Коммунистическая партия определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа, придает планомерный, научно обоснованный характер его борьбе за победу коммунизма. <...>».

 

Внеочередная Седьмая Сессия Верховного Совета СССР (девятый созыв): стенограф. отчет. – М., 1977. – С. 472 – 475.

 

Из воспоминаний участников событий в Чехословакии в августе 1968 г. о вводе советских войск

 

К.Т. Мазуров(в 1968 году член Политбюро ЦК КПСС, первый заместитель Председателя Совета Министров СССР).

«В советском руководстве с тревогой следили, как растет в Чехословакии активность правых сил. <...>

Полной неожиданностью для нас явился явный намек министра иностранных дел ЧССР о выходе Чехословакии из Варшавского Договора. К тому времени открывается граница между ЧССР, с одной стороны, ФРГ и Австрией — с другой. Судетские немцы, их боевики стали проникать в страну. Наблюдая их разгул в Карловых Варах, находившийся там на отдыхе Косыгин прервал отпуск и вернулся в Москву. Он, как очевидец, подтвердил опасность происходящего.

После того как руководство ЧССР отказалось прибыть в Варшаву для бесед с руководителями братских стран, удалось договориться о встрече Политбюро ЦК КПСС и Президиума ЦК КПЧ в Чиерне–над–Тиссой. Встреча была тягостной. Мы несколько часов сидели друг против друга в помещении какой–то школы. На все наши доводы собеседники повторяли, что нам не о чем беспокоиться. Расстались холодно. В поезде никто не спал до Москвы: что делать?

По результатам встречи составили записку для руководителей братских партий. Они постоянно звонили, предлагали решения. На самых жестких шагах настаивали Ульбрихт и Гомулка. Несмотря на нюансы, общая позиция была единой: надо вмешиваться. Трудно было представить, что у наших границ появится буржуазная парламентская республика, наводненная немцами ФРГ, а вслед за ними американцами. Это никак не отвечало интересам Варшавского Договора. Последнюю неделю перед вводом войск члены Политбюро почти не спали, не уезжали домой: по сообщениям, в Чехословакии ожидался контр–революционный переворот. Прибалтийский и Белорусский военный округа были приведены в состояние готовности номер один. В ночь с 20 на 21 августа снова собрались на заседание. Брежнев сказал: «Будем вводить войска...».

Послышался общий вздох облегчения: наконец–то стало ясно, что делать. Брежнев добавил: «Надо послать в Прагу одного из нас. Военные могут там натворить такое... Пусть полетит Мазуров». <…>

За те семь дней, что я был в Праге, спать приходилось час–полтора в сутки. Ночью в городе стрельба, останавливались предприятия, закрывались магазины, люди оставались без продуктов. Мы назначили командира 20–й дивизии комендантом Праги. «Что хочешь делай, — сказал я ему, — вытаскивай завмагов из квартир, но чтобы магазины работали, шла торговля, люди не голодали».

27 августа я вернулся в Москву. Брежнев был в состоянии эйфории: «Слава богу, все кончилось...». Он имел в виду, что удалось предотвратить военные действия. Но я–то знал, что далеко не все кончилось. И когда добрался домой, сказал жене: «Главное не то, что я вернулся, а то, что вернулся, ни одного чеха не похоронив...».

И.Г. Павловский(в 1968 году командующий войсками союзников, вступивших в Чехословакию, заместитель министра обороны СССР, генерал армии).

«Назначение я получил 16 или 17 августа, за три–четыре дня до начала операции. Первоначально во главе союзных войск предполагали поставить маршала Якубовского. Он организовывал всю практическую подготовку. Вдруг меня вызывает министр обороны Гречко: «Ты назначаешься командующим соединениями, которые будут входить в Чехословакию».

Я вылетел в Легницу (на территории Польши), в штаб–квартиру Северной группы войск. Там застал Якубовского. Он показал на карте, какие дивизии и с какого направления выходят. Начало операции было назначено на 21 августа в ноль один час. Гречко предупредил: «Команда будет из Москвы, твое дело следить, чтобы ее выполняли».

В назначенный час войска пошли. И тут опять звонок Гречко: «Я сейчас говорил с Дзуром (министр национальной обороны ЧССР) и предупредил, что если чехи, не дай бог, откроют огонь по нашим войскам, это может кончиться плохо. Попросил дать команду чехос­ловацким частям, чтобы никуда не двигались, никакого открытия огня, чтобы сопротивления нам не оказывали».

После того как пошли войска, примерно через час, опять звонок Гречко: «Как дела?». Докладываю: такие–то дивизии там–то. Кое–где люди выходят на дороги, устраивают завалы. Наши войска обходят препятствия...

Мы расположились в здании Генерального штаба, спали на стульях и на полу. Дали комнату, где я сидел со своими телефонами и радистами. Указания мне давал Мазуров.

В советском посольстве порекомендовали встретиться с Президентом ЧССР Людвиком Свободой. Я взял с собой венгерского генерала, нашего, немецкого... Я сказал: «Товарищ президент, вы знаете, в Чехословакию вошли войска государств – участников Варшавского Договора. Я пришел доложиться по этому вопросу. И поскольку Вы генерал армии и я генерал армии, мы оба военные, Вы понимаете, нас к этому вынудила обстановка». Он ответил: «Я понимаю...».

Президент говорил по–русски. Он бывал в Советском Союзе, командовал чехословацким батальоном, развернул его в бригаду, потом в корпус, в мае 1945 г. ввел корпус в Прагу. Я спросил, есть ли претензии к нашим войскам. Он ответил, что особых претензий неТ. Вот только по ночам бывает стрельба трассирующими пулями, и это нехорошо. Сам я не наблюдал такой стрельбы. Но, может быть, кто–то это делал из хулиганских побуждений или чтобы кого–то напугать. Я собрал командиров и приказал прекратить какую бы то ни было ночную стрельбу.

В Прагу для подписания договора прилетел Косыгин. К нему обратился бывший член Президиума ЦК КПЧ Смрковский — мол, ваши войска перебили всю дичь: охотятся на фазанов, оленей... Косыгин посмотрел на меня. Я говорю: этого неТ. Не могу ручаться, что кто–нибудь не убил птицу. Войска располагались в лесах и около них. Но чтобы мы организовывали охоту, такого не было. Мы сразу начали заключать договоры с местными властями на поставку овощей и фруктов, остальное завозили.

И, честно говоря, я бы не сказал, что отношение населения к нам было дружелюбным. Несмотря на то, что наша армия освободила Прагу, что мы вместе с чехословацкими войсками участвовали в боевых действиях против гитлеровцев, каждый чех вправе был иметь на нас обиду. Чего мы пришли туда? Мы разбрасывали с самолета листовки, разъясняли, что вошли с мирными намерениями. Но вы сами понимаете, если я, непрошенный гость, приду к вам домой и начну распоряжаться, это не очень понравится».

Заявление руководителей Болгарии, Венгрии, ГДР, Поль­ши и Советского Союза

 

«Руководители Болгарии, Венгрии, ГДР, Польши и Советского Союза, собравшиеся на встрече в Москве 4 декабря с.г., заявили, что предпринятый в 1968 году ввод войск их государств в ЧССР явился вмешательством во внутренние дела суверенной Чехословакии и должен быть осужден.

Прервав процесс демократического обновления в ЧССР, эти неправомерные действия имели долговременные отрицательные последствия. История подтвердила, насколько важно даже в самой обстановке использовать политические средства любых проблем, строго соблюдать принципы суверенитета и невмешательства во внутренние дела в отношениях между государствами, что отвечает положениям Варшавского Договора».




Читайте также:



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (468)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.022 сек.)