Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования
Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Педагогический факультет Кафедра теории и истории педагогики Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины Факультатив (Основы исследовательской деятельности) Направление 050100 «Педагогическое образование» Профиль подготовки – Начальное образование. Начальное образование, дополнительный профиль – иностранный язык Квалификация (степень) выпускника: бакалавр Педагогический факультет 1 курс, 2 семестр Форма обучения - очная
Москва, 2011 Департамент образования города Москвы Государственное образовательное учреждение Высшего профессионального образования города Москвы «Московский городской педагогический университет» Институт педагогики и психологии образования Педагогический факультет Кафедра теории и истории педагогики Учебно-методический комплекс Учебной дисциплины Факультатив (основы исследовательской деятельности)
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины
Форма обучения очная Общая трудоемкость дисциплины 36 часов 1 зачетная единица Семинары / практические занятия 18 часов Самостоятельная работа 18 часов
Москва, 2011 Методические рекомендации и план освоения дисциплины обсуждены и утверждены на заседании кафедры теории и истории педагогики, протокол № 5, от 15 декабря 2011г.
Заведующий кафедрой: (подпись) А.Я. Данилюк
Составитель: (подпись) Н.П. Павлова
Часть II. Методические рекомендации и план освоения учебной дисциплины Описание учебно-методического комплекса Методические рекомендации и план изучения данного курса составлены в соответствии с учебной программой дисциплины. Содержат виды учебной работы и их трудоемкость, тематический план учебной дисциплины, вопросы для изучения по каждой теме с их конкретным содержанием, примерную тематику курсовых работ, список рекомендуемой литературы. Виды учебной работы и их трудоемкость Основы исследовательской деятельности изучаются во 2 семестре в объеме 36 часов, 1 зачетная единица; из них 18 часов аудиторных занятий, 18 часов отводится на внеаудиторную самостоятельную работу. План учебной дисциплины
Тематический план освоения учебной дисциплины
Тема 1: Учебно-исследовательская работа студентов как важный компонент их профессиональной подготовки в сфере образования. Методология научного исследования. Научно-исследовательская и учебная работа в вузе; их взаимосвязь. НИР преподавателей и НИР студентов. Студенческое научное общество и его основные задачи. Методы и формы работы СНО на факультете. Требования государственного образовательного стандарта к личности и профессиональной компетентности учителя начальных классов. Источники получения информации различного типа. Особенности составления конспектов. Аннотация. Конспект. Отзыв. Реферат. Рецензия. Понятие методологии. Отечественный и зарубежный подходы к определению методологии науки. Основные функции методологии. Понятие методологии как системы принципов и методов исследования. Практическое задание к теме: Составление аннотаций и рецензий на научные источники (научную статью, методическое пособие, практические рекомендации). Подготовка реферата, конспектов. Тема 2. Научный аппарат исследования. Организация и техника педагогического исследования. Определение проблемы исследования. Противоречие между знанием и незнанием – источник возникновения проблемы. Проблема – не просто незнание, а знание о незнании. Проблемная ситуация – противоречивая обстановка, где заключается проблема. Проблемы научные и практические. Решение научной проблемы как способ получения принципиально нового знания. Решение практической проблемы как способ разработки новых организационных форм педагогической работы. Новых методов, приемов и средств. Проблемы глобальные и локальные; воспитательные, дидактические, методические, психологические, психолого-педагогические. Актуальность проблемы. Способы обнаружения актуальных педагогических проблем: знание школьной практики, знание педагогической теории, интуиция учителя – исследователя. Роль творческих дискуссий в выявлении актуальных проблем психологии, педагогики, методики. Актуальная проблема как связующее звено между прошлым и будущим. Осознание проблемы как жизненного противоречия. Тема и проблема исследования. Формулирование темы исследования. Нейтральные и проблемные формулировки темы исследования. Определение объекта и предмета исследования. Гипотеза исследования. Выдвижение и проверка гипотезы в педагогическом исследовании. Цель и задачи исследования. Взаимосвязь цели и гипотезы в исследовании. Объект, предмет гипотеза и задачи исследования. Логика их определения. Методы исследования. Понятие научного метода. Методы психолого-педагогического исследования. Определение метода исследования. Задачи и методы исследования; их взаимосвязь. Практическое задание к теме: Выбор темы и отработка научного аппарата по выбранной проблеме.
Популярное: Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (496)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |