Этапы формирования представлений о материи
Первоначально в философской и естественнонаучной мысли материя рассматривалась как строительный материал или первоматерия. Первые представления о материи связаны с учением атомизма.«Наиболее достойны познания первоначала и причины и на их основе познается все остальное»,- писал Демокрит. Родоначальник научной мысли Фалес первоосновой считал воду. Уплотняясь, она образует твердые тела, испаряясь – воздух. Эмпедокл довел количество элементов до 4: при горении дерева сначала поднимается дым (воздух), затем возникает пламя (огонь), на холодной поверхности около горения образуется вода, после сгорания остается зола (земля). Не всех удовлетворяло сведение всего существующего к стихиям (существует ли пустота, не состоят ли стихии из первичных сущностей?). В V веке Левкиппом и Демокритом была выдвинута атомистическая гипотеза. По легенде идея о существовании атомов возникла у автора, когда он резал яблоко. До каких пор можно рассекать яблоко на части? Он назвал мельчайшие частицы атомами – с греч. «неразрезаемый», «нерассекаемый». Демокрит признавал два первоначала – атомы и пустоту. Атомы обладают выступами, углублениями и крючками, позволяющие им сцепляться. Все Средние века прошли под знаком Аристотеля, для которого материя - инертная и пассивная масса, потенциальная возможность предметного разнообразия мира. Только через связь с идеальной формой эта возможность становится действительностью. В Новое время знаком материи являлись первичные механические качества всех вещей: протяженность, плотность, постоянная масса и т. д. Вещи же по традиции считались состоящими из неделимых атомов. На рубеже XIX - XX веков в связи с открытием радиоактивности, электрона и других диковинных вещей разразился самый настоящий мировоззренческо-методологический кризис. Впрочем, его можно назвать и научной революцией. Некоторые ученые и философы стали говорить о дематериализации, или исчезновении, материи, о замене ее энергией, электричеством, даже математическими формулами. Логика их рассуждений была по-своему стройной. Ее можно реконструировать следующим образом (один из напрашивающихся вариантов). Материя - это вещество. Вещество состоит из атомов. Атомы, оказывается, состоят из электронов. Электроны, как тогда представлялось, суть "атомы электричества". Электричество, ясное дело, - не вещество. Следовательно, материя "состоит" из не-вещества, т. е. из не-материи. Вот такой получался силлогизм. На его убедительность работало еще одно обстоятельство: структура материи была твердо завязана на неделимости атома, а тут он раскололся на электроны. Более двух тысяч лет, что называется, молчал, а тут вдруг взял да и заговорил - это поражало и ошеломляло, казалось, почва уходит из-под ног. Начало ломки устоявшейся традиции (в данном случае - понимания атома) всегда воспринимается как трагедия. Со временем физики, конечно, разобрались. У электрона "появилась" масса (а это явный признак материи), он оформился и стал корпускулой (тельцем, очень маленькой частицей вещества). Все поставил на свои места эксперимент. Философы предложили-таки свой выход из возникшего кризиса - материя перестала падать в бездну дематериализации. Это был, разумеется, коллективный выход, вобравший в себя множество индивидуальных решений и подходов. Решение, предложенное В.И. Лениным, можно считать одним из самых приметных. Его действительная новизна состоит в установлении неразрывной связи философского определения материи с основным вопросом философии. Ленинское определение и есть определение через основной вопрос философии. "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них". Данные представления были развиты В.И. Лениным. В работе "Материализм и эмпириокритицизм". В этом определении выделяются два признака материи: 1) существование ее независимо от сознания; 2) ее способность отображаться нашими ощущениями, что свидетельствует о принципиальной познаваемости материального мира. От философского понятия материи следует отличать современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи (задание: написать конспект по вопросам – системная оганизация материи, с 39,40) Естественнонаучные представления о материальных формах бытия— это знания об их всеобщих видах, формах, состояниях, свойствах, основанные на философском осмыслении достижений частных, конкретных наук. Современному естественнонаучному познанию материальные формы бытия известны в виде вещества и поля. Основными свойствами вещества являются масса покоя, конкретная локализация в пространстве и корпускулярность. Характерными свойствами поля являются масса движения, полное распространение и заполнение окружающего пространства, волнообразность. Многообразные сочетания и проявления вещества и поля образуют три основные области окружающего нас мира: микромир, макромир и мегамир. Бесконечно-многообразное проявление материальных форм бытия в микромире представлено многообразием полей, элементарных частиц, их свойств и взаимопереходов. В макромире неисчерпаемость материальных форм бытия представлена многообразием химических элементов, молекул, макроскопических тел, геологических систем и т.д. В мегамире — многообразием планет, звезд, звездных систем, галактик, метагалактик, межзвездной материи и т.д. Специфические формы взаимосвязи материальных форм бытия составляют три основных известных уровня в развитии окружающего мира: неорганическая, органическая и социально-организованная материя. Неорганическая материя заполняет собой все области и уровни бытия и представлена механическими, физическими, химическими, атомными и ядерными взаимодействиями и процессами. Ее самодвижение и самоорганизация лежат в основе возникновения и развития живой и социально-организованной материи. Органическая материя представляет собой совокупность организмов, способных к самовоспроизводству с передачей и накоплением в промессе эволюции генетической информации. Социально-организованная материя проявляет себя как взаимосвязь мыслящих и сознательно преобразующих действительность индивидов и сообществ различных уровней. Таким образом, современные философские и естественнонаучные представления о материальных формах бытия свидетельствуют о многообразии их видов и способов взаимосвязи. Материя как объективная реальность характеризуется: 1) общими свойствами ‑ всеобщность, объективность, неисчерпаемость, неуничтожимость, структурность, системность, 2) способами существования (движение и самоорганизация), 3) формами существования (время и пространство).
Популярное: Как выбрать специалиста по управлению гостиницей: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация... Как построить свою речь (словесное оформление):
При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою... Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (1164)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |