Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Структура бессознательного



2015-12-04 768 Обсуждений (0)
Структура бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок




Неосознаваемые автоматизмы – действия и акты, которые совершаются без участия сознания (ходьба, поворот головы на звук, плавание, велосипед);

Неосознаваемые установки – готовность к совершению определенных действия и к определенным реакциям (менять ориентацию кисти рук в зависимости от предмета)

Неосознаваемые действия: мимика, жесты, вегетативная реакция(покраснение лица, дрожь в руках, слабость в ногах, потение).

Надсознательные процессы: внезапные озарения в виде интуиции, вдохновения, мудрости. Первым обратил внимание на эти процессы амер. психолог У. Джеймс в книге «Многообразие религиозного опыта».

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различ­на. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:

§ когда перед человеком возникают неожиданные, интеллек­туально сложные проблемы, не имеющие очевидного реше­ния;

§ когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротив­ление (физическое или психологическое);

§ когда человеку нужно осознать, что он находится в слож­ной конфликтной ситуации, и найти из этой ситуации оп­тимальный выход;

§ когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного ос­тается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Сознание и язык

Язык - материальная оболочка, непосредственная действительность мысли. "Язык, - писал в данной связи К.Маркс, - так же древен, как и сознание. Язык е с т ь практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее так же и для меня самого, действительное сознание и, подобно сознанию, язык возникает лишь из потребности, из настоятельной необходимости общения с другими людьми". Вообще же язык - это система знаков: естественных (звуковой язык, пластика человеческого тела, жесты, мимика) и искусственных, специально созданных людьми (язык математики, язык живописи, музыки, дорожные знаки и т. д.).

Различают язык и речь. Речь - это звучащий язык, эмпирически-индивидуальное выражение языка, язык, реализуемый в той или иной конкретной ситуации. Язык - явление общественное, он возник в процессе формирования человеческого общества, стал важным моментом его функционирования и развития. И потому правы те авторы, которые утверждают, что не человек говорит языком, а язык говорит через человека. Язык - важное средство социализации человека, он приобщает его к культуре. Язык выполняет в обществе множество функций: номинативную (называет вещи "своими именами"), познавательную (активно участвует в процессе познания), информативную (накапливает, хранит и передает информацию), коммуникативную (обеспечивает процесс межличностного общения), эстетическую, идеологическую и т.д.

Нельзя думать, что язык только оформляет, "одевает" уже состоявшуюся, сложившуюся мысль. Нет, мысль в языке не просто оформляется - она в нем впервые и фактически рождается, формируется. Или, как говорил Л.С. Выготский, "мысль не воплощается в слове, а совершается в слове". "Голых" мыслей не бывает. Даже мысля про себя, мы пользуемся так называемой внутренней речью. Иными словами, мысль облекается в словесную оболочку не только тогда, когда мы говорим или пишем, но и в том случае, когда мы думаем. Однако это не значит, что границы мышления совпадают с границами говорения ("Откуда я знаю, что думаю, пока не услышу, что скажу"). Интуитивное мышление - явно не вербализованная (иногда и принципиально не вербализуемая) реальность. Всем также хорошо известны "муки слова": мысль вроде бы и есть, ясна, а вот конкретного слова для ее выражения не найти, не подобрать. Но, даже подобрав, найдя верное слово, мы сталкиваемся с новой трудностью, которую прекрасно выразил поэт: "Мысль изреченная есть ложь". Мысль умирает в тот момент, когда она воплощается в слово. А происходит это потому, что слово всегда обобщает, сопрягая частное и общее, индивидуальное и социальное. Индивидуальное своеобразие мысли, ее эмоциональные обертоны и другие тонкости в нем, по сути, пропадают.

Есть все основания полагать, что логические формы мышления носят универсальный, общечеловеческий характер и не зависят от особенностей национальных языков. Их, кстати, очень много. В наши дни человечество говорит на 5651 языке и диалекте. Нельзя согласиться в этом плане с гипотезой лингвистической относительности Сепира-Уорфа, согласно которой язык, его нормы и правила, по сути, предопределяют смысловое, категориальное видение мира. Какой язык, такое и мышление. У китайцев оно одно, у нас, русских, - другое, у немцев - третье и т. д. "Мы видим, - пишет Э. Сепир, - слышим и воспринимаем так или иначе те или другие явления главным образом благодаря тому, что языковые нормы нашего общества предполагают данную форму выражения". Понятийная, научная, и языковая, лингвистическая, картины мира не могут быть совершенно разными, но они и не совпадают друг с другом. Если бы эти картины полностью совпадали, то, учитывая естественные различия национальных языков, общение народов, культур, цивилизаций было бы невозможно

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «сознание» и «отражение»?

2. Укажите основные виды отражения. Чем они отличаются друг от друга?

3. Назовите биологические предпосылки формирования сознания.

4. Перечислите основные социальные факторы формирования сознания.

5. Можно ли считать идеальное особой объективной реальностью?

6. Как соотносятся идеальное и материальное в деятельности человека?

7. Какие компоненты входят в структуру сознания?

8. В чем сущность фрейдистского и неофрейдистского решения проблемы бессознательного?

9. Как связаны мышление и язык? Может ли существовать мышление без языка?



2015-12-04 768 Обсуждений (0)
Структура бессознательного 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Структура бессознательного

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:
Как вы ведете себя при стрессе?: Вы можете самостоятельно управлять стрессом! Каждый из нас имеет право и возможность уменьшить его воздействие на нас...
Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы...



©2015-2020 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (768)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.01 сек.)