Законодательные акты Российской Федерации
Конституция Российской Федерации с изм. от 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации[1]. 2009. № 4. Ст. 445. Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 1. Ст. 1 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. № 11-ФЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997. № 9. Ст. 1011. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 2001. № 52 (часть 1). Ст. 4921 (с последующими изменениями и дополнениями). Уголовный кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954 (с последующими изменениями и дополнениями). Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; 1996. № 5. Ст. 410; 2001. № 49. Ст. 4552 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 30. Ст. 1792 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 15. Ст. 1269 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» // СЗ РФ. 1995. № 17. Ст. 1455. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2759 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности» // СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3349 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 10 января 1996 г. № 5-ФЗ «О внешней разведке» // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 143 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» // СЗ РФ. 1997. № 30. Ст. 3590 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 51. Ст. 6270 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 119-ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» // СЗ РФ. 2004. №34. Ст.3534 (с последующими изменениями и дополнениями). Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» // Российская газета. 2007. 06 октября. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Российская газета. 2008. 30 декабря. Федеральный закон от 30 апреля 2010 г. № 68-ФЗ «О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок» // Российская газета. 2010. 4 мая. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» // Российская газета. 2010. 30 декабря. Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» // Российская газета. 2011. 11 февраля. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» // Российская газета. 2011. 8 февраля. Учебная литература Гуценко К.Ф., Ковалев М.А. Правоохранительные органы. Учебное пособие. М.: «Зерцало», 2010; Качалов В.И., Качалова О.В. Правоохранительные органы. М: «Волтерс Клувер», 2010; Петухов И.А., Мамынин А.С. Правоохранительные и судебные органы России. М.: «Эксмо», 2010; Петухов И.А. Правоохранительные органы. М.: изд-во ИТК «Дашкова и К», 2010; Правоохранительные органы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Под ред. О.А. Галустьяна, И.И. Сыдорука, А.В. Ендольцевой, – 7-е изд., перераб.и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2010; Правоохранительные органы. Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Ю.К. Орлова. М.: «Проспект», 2010; Правоохранительные органы. Учебник / Под ред. А.В. Якушева. М.: «Приор», 2010; Угольникова Н.В. Правоохранительные органы. Учебное пособие. 4-е изд, перераб. и доп. М., ИЦ РИОР, 2010.
Периодические издания: Адвокат; Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации; Вестник Московского университета. Серия 11. Право; Государство и право; Гражданин и право; Журнал российского права; Закон и право; Законность; Законодательство; Право; Правоведение; Профессионал; Российская газета; Российский следователь; Российский судья; Российская юстиция; «Черные дыры» в российском законодательстве; Юридический консультант; Юрист. Справочные правовые системы:КонсультантПлюс и Гарант Учебно-Методические материалы По учебной дисциплине «правоохранительные органы» Тема 1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». Правовые основы организации и деятельности правоохранительных органов Семинар – 2 часа План:
1. Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы». 2. Правоохранительная деятельность как вид государственной деятельности; ее понятие, основные признаки, цели и задачи. 3. Понятие и признаки правоохранительного органа. Виды правоохранительных органов. 4. Общая характеристика нормативных правовых актов, регулирующих основы организации и деятельности правоохранительных органов.
Методические указания к теме:
Изучая первый вопрос, курсанты и слушатели должны иметь в виду, что предмет любой учебной дисциплины определяется, прежде всего, кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. Его содержание составляют сведения о государственных органах и некоторых негосударственных образованиях, осуществляющих правоохранительную деятельность, основах их организации, задачах и наиболее существенных направлениях деятельности, характере взаимодействия друг с другом и иными органами государства. Необходимо также уяснить систему курса «Правоохранительные органы», получить представление о которой можно, в частности, путем уяснения перечня тем, предусмотренных для изучения тематическим планом, представленным в данных учебно-методических материалах. Целесообразно обратить внимание на соотношение и взаимосвязь курса «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами. В рамках второго вопроса необходимо определить понятие правоохранительной деятельности, а также признаки, ее характеризующие и в своей совокупности позволяющие отличить этот специфический вид государственной деятельности от других, смежных. Важно понять теоретическое и практическое значение этого понятия, уяснение которого позволяет уточнить виды и систему правоохранительных органов Российской Федерации, что особо актуально в связи с отсутствием в России законодательного акта, который бы исчерпывающим образом закреплял перечень этих органов. Требуется также сформировать четкое представление о целях и задачах правоохранительной деятельности, предопределяющей особенности организации и функционирования конкретных правоохранительных органов. При изучении третьего вопроса курсантам и слушателям надо сформулировать понятие правоохранительного органа, определить систему присущих им признаков. Для определения видов правоохранительных органов целесообразно взять за основу основные направления правоохранительной деятельности и уяснить, какие органы реализуют каждое из них. Это позволит получить представление не только о видах, но и системе правоохранительных органов, действующих в Российской Федерации, понять их взаимосвязь в достижении общей цели правоохраны. Желательно обратить внимание на то, что правоохранительная деятельность – это вид государственной деятельности, но она может осуществляться не только государственными органами, но и некоторыми негосударственными организациями, виды которых также необходимо определить в рамках рассматриваемого вопроса. Четвертый вопрос нацеливает на уяснение системы нормативных правовых актов, регулирующих основы организации и деятельности правоохранительных органов, предполагает знание общей характеристики законодательства в данной сфере. Учитывая, что деятельность правоохранительных органов регулируется десятками нормативных правовых актов, возникает необходимость в их классификации по определенным основаниям, в том числе, по содержанию и по юридической силе. Надо иметь представление и об основных международных документах, касающихся организации и деятельности правоохранительных органов и их юридическом значении. Также важно определить место и роль и значение постановлений Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений по вопросам судебной практики Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ в деятельности правоохранительных органов. Контрольные вопросы:
1. Соотношение курса «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами. 2. Роль Конституции РФ в регулировании организации и деятельности правоохранительных органов; прямое действие конституционных норм. 3. Какое значение в деятельности правоохранительных органов имеют решения Конституционного Суда Российской Федерации. 4. Значение международных договоров Российской Федерации в регулировании вопросов организации и деятельности правоохранительных органов.
Дополнительная литература:
Постановление Конституционного Суда РФ от 27 июня 2005 года № 7 – П «По делу о проверке конституционности положений ч.2 и 4 ст. 20, ч. 6 ст. 144, п. 3 ч. 1 ст. 145, ч. 3 ст. 318, ч. 1 и 2 ст. 319 УПК РФ в связи с запросами Законодательного собрания Республики Карелия и Октябрьского районного суда г. Мурманска»; Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти: Указ Президента Российской Федерации от 24 сентября 2007 г.; Артемьев А.М. К вопросу о принципах деятельности правоохранительной службы // Российский следователь. 2008. №1. С. 33-36; Артемьев А.М. К вопросу об определении сущности правоохранительной службы и ее структуры // Российский следователь. 2008. №2. С. 29-31; Артемьев А.М. Правоохранительная служба в Российской Федерации // Закон и право. 2007. №4. С. 28-29; Артемьев А.М. Контрольные функции Правоохранительных органов // Вестник Московского университета МВД РФ. 2007. №7. С. 30-32; Байтин М. О юридической природе решений Конституционного Суда Российской Федерации // Государство и право. 2006. №1. С. 5-11; Богдановский А. Может ли ошибаться Конституционный Суд? // Законность. 2006. №8; Егорышев С.В. Общественная правоохранительная деятельность и ее роль в обеспечении правопорядка // Российский следователь. 2009. N 5; Егорышев С.В., Егорышева Н.В. Из истории взаимодействия правоохранительных органов с институтами гражданского общества и населением в Российской Федерации // Российский следователь. 2010. № 4. С. 38-39; Мамина О.И. Перспективы и проблемы формирования в Российской Федерации системы органов ювенальной юстиции // Рос. юстиция. 2007. №4; Руденко Ю.И. К вопросу о теории правоохранительной деятельности // Российская юстиция. 2010. №7. С. 8-12.
Тема 2. Судебная власть и судебная система Российской Федерации. Принципы правосудия Семинар – 2 часа План:
1. Судебная власть: понятие и основные признаки. 2. Понятие и структура судебной системы Российской Федерации. 3. Судебные звенья и судебные инстанции: понятие и виды. 4. Судейский корпус и статус судей: понятие и общая характеристика. Статус присяжных и арбитражных заседателей. 5. Судейское сообщество: понятие, органы судейского сообщества и их полномочия. 6. Демократические основы (принципы) правосудия, их система. Методические указания к теме:
Раскрывая первый вопрос, необходимо иметь в виду, что понятие судебной власти производно от понятия государственной власти, которая делится на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Поэтому, проанализировав различные точки зрения на проблему разделения властей, дайте определение судебной власти. Укажите, какие полномочия, кроме правосудия, присущи судебной власти. Затем назовите формы взаимодействия с двумя другими ветвями власти, о которых говорилось выше. Необходимо также определить, какие государственные органы реализуют судебную власть, в чем состоит их специфика, в рамках каких видов судопроизводства осуществляется судебная власть. По второму вопросу, прежде всего, следует дать определение судебной системы. Далее необходимо обозначить основные подсистемы (блоки) российской судебной системы (федеральные суды и суды субъектов Российской Федерации), а также назвать, какие суды входят в подсистему судов общей юрисдикции, арбитражных судов. Кроме того, важно определить место Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации в судебной системе России. В рамках третьего вопроса на основе усвоения материала об устройстве судебной системы требуется получение четкого представления об общих понятиях: «звено судебной системы», «судебная инстанция». Для этого необходимо дать понятие судебной инстанции, назвать основные ее разновидности, отличия компетенции судов первой, второй (апелляционной и кассационной) и надзорной инстанций. По четвертому вопросу необходимо дать определение судейского корпуса, назвать совокупность прав и обязанностей, носителями которых являются судьи в силу своего должностного положения. Далее - остановиться на требованиях, предъявляемых к кандидату в судьи, порядке отбора кандидатов в судьи, наделения их полномочиями судьи и сроках полномочий. Нужно рассмотреть также такие вопросы, как присяга судьи и символы судебной власти. Необходимо выяснить, что означает независимость судей и подчинение их только закону; назвать ее гарантии (предусмотренная законом процедура осуществления судопроизводства; правила приостановления или прекращения полномочий судьи, неприкосновенность судьи и др.). Отдельно следует осветить правовую регламентацию привлечения судей к дисциплинарной и административной ответственности, порядка их задержания и привода в связи с производством по делам об административных правонарушениях, а также вопроса о привлечении судьи к уголовной ответственности, задержании по подозрению в совершении преступления и заключении под стражу. Также необходимо раскрыть статус присяжных и арбитражных заседателей, их права и обязанности, порядок наделения их полномочиями; перечислить гарантии их независимости. Ответ на пятый вопрос следует начать с определения понятия судейского сообщества, с пояснения, с какой целью оно создано в Российской Федерации. Затем необходимо охарактеризовать положения Федерального закона «Об органах судейского сообщества», где говорится о порядке образования и полномочиях органов судейского сообщества, таких как Всероссийский съезд судей, Совет судей Российской Федерации, собрание судей Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и др. Следует ответить на вопрос, с какой целью были созданы Высшая квалификационная коллегия судей и такие же нижестоящие коллегии. Затем необходимо раскрыть полномочия этих органов судейского сообщества. По шестому вопросу следует дать определение правосудия и указать черты (признаки), отличающие его от других видов правоохранительной деятельности, назвать основные законодательные акты, регламентирующие процедуру осуществления правосудия. После этого надлежит уяснить, что входит в понятие «принципы правосудия», перечислить и охарактеризовать основные из них. Контрольные вопросы:
1. В чем заключается единство статуса судей. 2. Понятие и отличительные признаки правосудия. 3. Правовые способы обеспечения законности, компетентности и беспристрастности суда. 4. Каково содержание принципа презумпции невиновности и его практическое значение при осуществлении правосудия. 5. Требования, предъявляемые к присяжным заседателям. 6. Требования, предъявляемые к арбитражным заседателям. 7. Статус судьи, пребывающего в отставке, его права и обязанности. 8. Значение Кодекса чести судьи Российской Федерации в деятельности судей. 9. Особенности наделения полномочиями судей высших судов. 10. Судейское сообщество и его органы.
Дополнительная литература:
Федеральный закон от 14 марта 2002 г. N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»; Выступление Председателя Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькина (Редакционный материал) // Российская юстиция. 2009. N 1; Асеева Е.А. Законный состав суда как конституционная гарантия осуществления правосудия // Российская юстиция. 2009. № 9. С. 4-8; Брежнев О.В. Правовые позиции судов общей юрисдикции и их роль в осуществлении правосудия в России // Российский судья. 2009. № 6. С. 7-10; Гук П.А. Судебная политика и практика в правовой системе России // Российская юстиция. 2009. № 8. С. 9-12; Зажицкий В.И. Проблемы повышения эффективности правосудия по уголовным делам // Государство и право. 2009. № 7. С. 38-47; Киминчижи Е.Н. Судебная власть: новые подходы // Российский судья. 2008. № 8. С. 13; Клеандров М.И. О законодательном обеспечении механизма формирования судебного корпуса в Российской Федерации // Государство и право. 2009. № 5. С. 31-41; Кожевников О.А. Осуществление правосудия судом возможно только на основе конституционно-правового толкования норм российского права // Российская юстиция. 2009. N 5; Колоколов Н.А. Судебная власть как общеправовой феномен.- М.: Издательская группа «Юрист». 2007; Колоколов Н.А. История российского правосудия: проблемы познания // История государства и права. 2009. N 10; Конин В. Суд с участием присяжных заседателей: дискуссия продолжается // Российский следователь. 2009. № 2. С. 42; Лафитский В.И. Принцип независимости судебной власти: общие проблемы реализации // Журнал российского права. 2008. №4; Макарова О.В. Обеспечение независимости судей в Российской Федерации // Журнал российского права. 2010. № 7. С. 95-105; Маранц Ю.В. Комментарий к Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ.- М.: ЗАО Юстицинформ, 2006; Постановление VII Всероссийского съезда судей от 4 декабря 2008 г. о состоянии судебной системы Российской Федерации и приоритетных направлениях ее развития и совершенствования (Редакционный материал) // Российская юстиция. 2009. N 1; Терехин В.А. Обеспечение независимости суда – приоритетное направление судебно-правовой политики // Российскя юстиция. 2009. № 10. С. 6-11; Цалиев А.М. Судебная власть в системе разделения властей субъекта Российской Федерации // Российская юстиция. 2009. N 2; Фоков А.П. Развитие судебной системы России (2012-2016 г.г.) // Российский судья. 2009. № 4. С. 2-5; Ярков В.В. Конституция Российской Федерации и правосудие // Журнал российского права. 2009. N 4.
Тема 3. Конституционный Суд Российской Федерации, конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Личность ребенка как объект и субъект в образовательной технологии: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (307)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |