Мегаобучалка Главная | О нас | Обратная связь


Искусство Японии в средние века. 7 страница



2015-12-04 456 Обсуждений (0)
Искусство Японии в средние века. 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок




к созданию еврейской легенды о построении

Вавилонской башни.

Жрецы б.и в то же время учеными. Они

монополизировали знания, которые б.и

необходимы для ведения организованного

ирригационно-земледельческого хозяйства.

Чтобы следить за сезонными разливами рек,

необходимо б.о систематически наблюдать за

движением небесных светил. Поэтому в

Вавилонии очень рано развилась

астрономическая наука, не уступавшая

Ег.ской. Наблюдения велись жрецами с

высоты их башен-храмов.

Ориентировка знаний на небо,

необходимость непрерывных наблюдений за

светилами, а также сосредоточение этих

наблюдений в руках жрецов — все это

отразилось существенным образом на рел. и

мифологии народов Мес.. Довольно рано

начался процесс астрализации божеств. Боги и

богини, местные покровители, стали

ассоциироваться с небесными светилами.

Возможно, конечно, что астральные черты,

элементы олицетворения небесных явлений,

входили в образы богов как составная часть и

в самую начальную эпоху, еще до развития

астрономических знаний. Ведь недаром и само

понятие «бог» изображалось в вавилонском

клинописном письме идеограммой, означающей

звезду, и этот знак в качестве детерминатива

сопровождал каждое имя бога или богини.

Когда же стали накапливаться

астрономические знания, а из разрозненных

образов богов составился целый пантеон,

жрецы распределили между богами в

систематическом порядке отдельные небесные

светила и другие явления: произошла

астрализация богов. Бог Ларсы Уту, видимо

искони связывавшийся с солнцем, стал под

именем Шамаш (солнце) почитаться по всей

стране: бог Ура — Син б. отождествлен с

луной; другие великие боги — с планетами:

Набу — Меркурий, Иштар — Венера, Нергал —

Марс, Мардук — Юпитер, Нинурта — Сатурн.

Кстати, именно из Вавилонии этот обычай

называть небесные светила, особенно планеты,

именами богов перешел к грекам, от них к

римлянам, и римские (латинские) имена богов

сохранились в названиях этих планет вплоть

до наших дней. Месяцы года тоже посвящались

богам.

Эта астральная ориентировка рел.

Вавилона повлияла и на создание календаря,

12-ричной системы времяисчисления,

унаследованной впоследствии европейцами.

Вавилонские жрецы приписывали числовым

отношениям отрезков времени и делениям

пространства священное значение. С этим

связано появление священных чисел — 3, 7,

12, 60 (5 Х 12) и др. Эти священные числа

тоже б.и унаследованы европейскими и

другими народами.

Миф..

Миф. Двуречья богата и весьма

разнообразна. В ней можно встретить и

космогонические сюжеты, истории о создании

земли и ее обитателей, в том числе

вылепленных из глины людей и легенды о

подвигах великих героев, прежде всего

Гильгамеша и, наконец, рассказ о великом

потопе. Знаменитая легенда о великом потопе,

впоследствии столь широко распространившаяся

среди разных народов, вошедшая в Библию и

принятая христианским учением, не праздная

выдумка. Жители Двуречья, особо выделявшие

среди прочих богов бога южного ветра,

гнавшего воды Тигра и Евфрата против течения

и грозившего катастрофически ми

наводнениями, не могли воспринимать такого

рода наводнении (особенно наиболее

разрушительные из них) иначе как велики

потоп. В том же, что такого рода

катастрофическое наводнении действительно

б.о реальным фактом, убеждают раскопки

английского археолога Л. Вулли в Уре (в 20-

30-е годы), во время которых б. обнаружен

многометровый слой ила, отделявший наиболее

древние культурные слои городища от более

поздних Интересно, что сохранившийся в

фрагментах шумерский рассказ о потопе

некоторыми деталями (сообщение богов

добродетельному царю о намерении устроить

потоп и спасение его) напоминает библейскую

легенду о Ное.

Особенно интересен один мифологический

текст, изложенный в сохранившейся серии семи

глиняных табличек; он носит условное

название по начальным словам — «Энума элиш»

(буквально — когда вверху). В мифе

рассказывается о начале мира, о богах и их

борьбе за мироустройство.

Когда вверху небеса еще не б.и названы, а внизу суша (?)

имени не имела, б.и только Апсу изначальный, отец их, Мумму

и Тиамат, что родила всех богов, воды их сливались

воедино... Полей еще не б.о, болот не встречалось, богов

еще не б.о ни одного, тогда б.и созданы боги посреди неба,

Ламму и Лахаму получили бытие...

Здесь говорится о первобытном хаосе —

Апсу. Это, быть может, мужское олицетворение

подземной бездны и подземных вод. Тиамат —

женское олицетворение той же бездны или

первобытного океана, соленой воды,

изображавшееся в виде четвероногого чудовища

с крыльями.

Мумму — подчиненный им дух. Ламму и

Лахаму — видимо, мифологически старейшая

пара богов. Далее в мифе рассказывается о

борьбе народившихся богов с силами хаоса.

Самый интересный эпизод в этой борьбе —

момент, когда Тиамат поднимает свои страшные

полчища против богов, против зарождающегося

мирового порядка. Боги в страхе не решаются

выступить против чудовища. Один только

Мардук отваживается на бой и берется

защитить богов, но с условием, что боги

признают его первенство перед всеми другими.

Он действительно, после жестокой борьбы,

побеждает и убивает чудовищную Тиамат,

рассекает ее тело, создает из его частей

небо и землю. Отныне Мардук — первый между

богами. Миф этот, созданный несомненно

вавилонскими жрецами, призван б. оправдать

первенство их бога Мардука над богами других

подчиненных городов.

В других мифологических текстах

говорится о создании первого человека по

имени Адапа (его создал бог Эа), о потере

этим первым человеком бессмертия, то есть о

происхождении смерти (Эа хотел наделить

Адапу бессмертием, но тот вследствие своей

ошибки не получает его).

Некоторые интересные мифологические

мотивы содержатся в знаменитом эпосе о

Гильгамеше — Др.шем из дошедших до нас

эпосов. Не касаясь содержания этого эпоса в

целом, обратим внимание только на один

эпизод: встречу героя Гильгамеша на краю

света, за «водами смерти», со своим предком

Утнапиштимом. Последний рассказывает

Гильгамешу о страшном потопе, посланном

богами и затопившем всю землю; от потопа

спасся только он, Утнапиштим, с семьей и с

животными, построив корабль по совету Эа.

Этот мифологический мотив и отдельные его

детали очень напоминают известное библейское

сказание о потопе, которое, вероятнее всего,

и б.о заимствовано евреями от вавилонян.

Демонология и заклинания.

Наряду с представлениями о небесных

богах и культурных героях в рел. народов

Двуречья крупную роль играли чрезвычайно

древние верования о многочисленных низших

духах, по большей части злых, губительных.

Это духи земли, воздуха, воды — Анунаки и

Игиги, олицетворения болезней и всяких

несчастий, поражающих человека. Для борьбы с

ними жрецы составили множество заклинаний.

Наиболее опасными считались «семь духов

бездны», виновники всяких болезней. В

заклинаниях перечисляются их имена и их

специальности: Ашакку поражал голову

человека, Намтару — горло, злой Утукку —

шею, Алу — грудь и т. д. Вот одно типичное

заклинание против «семи духов бездны»:

Семеро их, семеро их,

в подземной бездне семеро их...

В недрах подземных бездны взращены они,

ни мужского они пола, ни женского...

Они — разрушительные вихри,

жен они не берут, детей не рождают,

жалости и сострадания они не знают,

молитв и просьб они не слышат...

Они — вскормленные на горах кони,

враждуют они с Эа,

могучи среди богов они,

становятся на дороге, приносят горе в пути.

Злые они, злые они...

Семеро их, семеро их и еще раз семеро их... '

Для защиты от злых духов помимо

многочисленных за-клинательных формул широко

употреблялись амулеты-апотропеи .(обереги).

В качестве апотропея против злого духа

применялось, например, его собственное

изображение, настолько отвратительного вида,

что, увидев его, дух должен в страхе

убежать.

Магия и мантика.

Практиковались и весьма разнообразные

чисто магические обряды. Описания их вместе

с текстами заклинаний-заговоров дошли до нас

в большом количестве. Среди них известны

обряды лечебной и предохранительной,

вредоносной, военной магии. Лечебная магия

б. перемешана, как это обычно и бывает, с

народной медициной, и в сохранившихся

рецептах нелегко отделить одно от другого,

но в некоторых из них магия выступает вполне

отчетливо.

Вот пример магического рецепта против

глазной болезни: «Из черной шерсти, из белой

шерсти с этой стороны ты спрядешь; 7 и 7

узлов ты завяжешь; заговор ты прочтешь; узел

из черной шерсти ты привяжешь на больой

глаз, узел из белой шерсти ты привяжешь на

здоровый глаз и...»

А вот фрагмент текста, описывающего

обряд военной магии: «Когда враг против царя

и его страны... царь должен идти справа от

войска». (Принеся жертву) «ты сделаешь из

сала изображение врага и повернешь при

помощи улинну (?) его лицо на спину (чтобы

обратить его в бегство)». Вероятно, после

этого фигура врага сжигалась или

уничтожалась как-нибудь иначе; обычно

колдуны сжигали, топили, зарывали в землю,

замуровывали изображение своей жертвы, но

это уже не военная, а вредоносная магия.

Чрезвычайно развита б. в Вавилонии

система мантики — различных гаданий. Среди

жрецов б.и особые специалисты-гадатели

(бару); к ним обращались за предсказаниями

не только частные лица, но и цари. Бару

толковали сны, гадали по животным, по полету

птиц, по форме масляных пятен на воде и т.

п. Но самым характерным приемом мантики в

Вавилонии б.о гадание по внутренностям

жертвенных животных, особенно по печени.

Техника этого последнего способа (так

называемая гепатоскопия) б. разработана до

виртуозности, каждая часть печени имела свое

название, существовали графические схемы,

глиняные модели человеческой печени с

гадальными знаками. Впоследствии эта техника

б. заимствована — вероятно через хеттов и

этрусков — римлянами.

Представления о загробной жизни.

Представления о загробной жизни б.и в

вавилонской рел. весьма смутны. По

господствовавшим поверьям, души умерших идут

в подземный мир, где ведут унылую жизнь без

всякой надежды. Идеи загробного воздаяния

вавилонская рел. не знала. Даже

представления о неодинаковости судьбы душ за

гробом б.и, в отличие от Ег.ской рел.,

не разработаны. Вся рел. народов

Мес. б. ориентирована на земную

жизнь, она не обещала человеку награды или

утешения в потустороннем мире. Это очень

характерно. Ведь и Ег.ская рел. лишь в

слабой степени и лишь в позднейшее время

давала человеку какое-то утешение, какую-то

надежду на лучшую жизнь за гробом в награду

за заслуги в этой жизни. На раннем этапе

истории классовых обществ, как и в

доклассовом обществе, этот момент утешения

загробной наградой вообще обычно отсутствует;

он появляется лишь позже, в связи с гораздо

более обострившимися классовыми

противоречиями.

Ассирийская эпоха.

В эпоху Ассирийской империи (VIII—VII

вв. до н. э.) религиозная система

Мес. изменилась мало. Ассирийцы не

внесли почти ничего нового ни в

экономический уклад, ни в культуру. Они лишь

заимствовали у покоренного вавилонского

населения его высокую культуру,

письменность, а также и религию. В эпоху

ассирийского владычества господствовали те

же шумеро-вавилонские боги. Могущественное

вавилонское жречество сохранило свои

позиции. Завоеватели-ассирийцы учились у

него мудрости и накопленным знаниям,

переписывали религиозные тексты, мифы,

заклинания. Значительная часть шумеро-

вавилонских религиозно-мифологических

текстов дошла до нас как раз в ассирийской

редакции, они хранились в знаменитой

«библиотеке Ашшурбанипала». Но пантеон богов

б. пополнен племенными и национальными

божествами самих ассирийцев. Их племенной

бог Ашур (Ассур) — типичный бог-воитель —

превратился в официального покровителя

государства, что нисколько, правда, не

помешало сохранению культа всех прежних

богов. Широкому распространению культа Ашура

мешало то, что ассирийские жрецы никогда не

пользовались таким могуществом, как

вавилонские. Главным служителем Ашура

считался сам царь, якобы находившийся под

особым покровительством этого бога. Культ

Ашура б. чисто государственный. Среди

ассирийцев б. популярен и культ бога грозы

Раммана (он же Адад).

Интересно, что ассирийцы пытались

придать некоторым вавилонским божествам

черты, более соответствующие воинственному

характеру ассирийского народа. Богиня

плодородия и любви мягкая Иштар превратилась

у них в грозную воительницу.

С крушением ассирийского владычества

быстро сошли на нет боги — покровители

Ассирии, и прежде всего Ашур. От ассирийского

наслоения в рел. Мес. не осталось и

следа.

Наследие вавилонской рел..

Сама же вавилонская рел. держалась

долго и прочно, может быть, потому, что она

б. связана с действительно обширными

знаниями вавилонских жрецов, особенно в

области астрономии, времяисчисления,

метрологии. Вместе с этими знаниями

вавилонская религиозно-мифологическая система

распространилась и за пределы страны. Она

повлияла на религиозные представления евреев,

неоплатоников, ранних христиан. В античную

и раннесредневековую эпоху вавилонские жрецы

считались хранителями какой-то небывалой,

глубокой мудрости. Особенно много ядовитых

семян оставила вавилонская демонология: вся

средневековая европейская фантасмагория о

злых духах, вдохновлявшая инквизиторов на их

дикие преследования «ведьм», восходит

преимущественно к этому источнику.

Заключение.

Справедливости ради надо заметить, что

отнюдь не все стороны жизни, не вся система

идей и институтов Др. Двуречья

обусловливались религиозными представлениями.

Например, тексты законов Хаммурапи убеждают в

том, что нормы права б.и практически

свободны от них. Этот весьма существенный

момент свидетельствует о том, что религиозная

система Двуречья, по образу и подобию которой

впоследствии формировались аналогичные

системы других ближневосточных государств, не

б. тотальной, т. е. не монополизировала всю

сферу духовной жизни. Она оставляла место для

взглядов, поступков и порядков, не связанных

непосредственно с рел., и именно эта

практика могла повлиять на характер

религиозных представлений народов восточного

Средиземноморья, начиная от семитских племен

Сирии и Финикии и кончая крито-микенскими

предшественниками античных греков. Не

исключено, что она сыграла определенную роль

в появлении свободомыслия в античности. На

это стоит обратить внимание потому, что

второй вариант Др.шей религиозной системы

мира, древнеЕг.ский, практически

одновременный с месопотамским, привел в этом

смысле к другим результатам.

Искусство Кит. 8 - 15 вв.

Искусство средневекового Кит. занимает особое и очень важное место в мировой истории культуры. Феодальный общественный строй сложился в Кит. в 4—5 вв. н. э-) а его художественная культура достигла высокого расцвета еще тогда, когда в Западной Европе лишь зарождалась и делала свои первые шаги средневековая цивилизация. Кит.ские художники в эпоху феодализма создали глубоко поэтичное, неповторимое по образному строю и художественному языку искусство, отмеченное высоким мастерством и почти безграничной творческой фантазией народа. Уже в эпоху раннего средневековья Кит. обладал стройно разработанной системой философско-эстетических взглядов. Несмотря на идеалистический характер, свойственный средневековой ФС, они несли в себе элементы материализма и диалектики. В Кит., как и всюду в средние века, господствовала религиозная идеология, наложившая печать на все области искусства.

Однако многие виды Кит.ского искусства, в частности живопись, гораздо меньше, чем, например, в Византии или в раннефеодальной Европе, испытывали давление религиозной догматики. Существенное значение для развития светских тенденций в культуре и искусстве имел интенсивный рост городов Кит., которые уже в пору раннего средневековья б.и крупными экономическими и культурными центрами. В городах средневекового Кит. с большой силой проявлялся дух свободы и вольномыслия, и это особенно способствовало проникновению светского начала в литературу и искусство. С редкой для эпохи феодализма глубиной живописцы, скульпторы и архитекторы Кит. выразили в своих произведениях представления о человеке и о мире, выходящие далеко за пределы узких религиозных догм. Светское начало проявилось во всех жанрах Кит.ского искусства, но особое место в этом отношении занимает пейзажная живопись. Она оказалась той областью искусства, в которой, оставаясь в рамках средневековой художественной концепции, Кит.ские живописцы создали произведения, полные глубокой реалистической правды. Искусство средневекового Кит. поражает своим многообразием и чрезвычайно тонким, возвышенным, богатым и сложным пониманием природы. Зоркость видения, поэтичность и широта мировосприятия сделали средневековую Кит.скую культуру близкой и понятной нашим современникам, поставили ее в ряд высших достижений мирового искусства прошлого.

Средневековое искусство Кит. имело большие и давние традиции, сложившиеся в условиях рабовладельческой формации. Кит.ский народ развивал свою культуру беспрерывно в течение нескольких тысячелетий. Кит.ское искусство феодальной эпохи качественно отличается от искусства предшествующего времени, но вместе с тем оно связано с ним тысячью нитей глубокой преемственности. Средневековые Кит.ские художники исходили в своем творчестве из огромного, веками накопленного опыта, использовали уже проверенные и отобранные временем приемы и формы. Это внесло известную каноничность в искусство, но сами каноны, особенно в пору расцвета средневекового искусства, перерабатывались и расширялись в соответствии с изменением эстетических идеалов.

Кит.ское искусство в эпоху средневековья взаимодействовало с искусством многих стран и народов. Особенно тесно б.о оно связано с искусством Индии, Кореи, Японии. Сходство конкретно-исторических форм феодализма и выросших на его базе явлений ФС, рел., этики и эстетики определяло типологическую близость средневековых художественных культур ряда народов Дальнего Востока. Естественно, что в этих условиях искусство Кит., обладавшее уже на ранних ступенях феодального общества развитой и сильной художественной традицией, служило образцом, особенно для тех стран, где культура рабовладельческой эпохи либо совсем отсутствовала, либо б. развита слабо. Если же охватить взглядом всю эпоху феодализма на Дальнем Востоке, то мы увидим картину взаимодействия искусства разных стран, дававшего плодотворные результаты.

История средневекового искусства в Кит. охватывает полтора с лишним тысячелетия. Подобно России, Кит. пережил и сверг монгольское владычество и в 14—15 вв. вновь стал на путь укрепления национального государства. Однако исторические условия сложились неблагоприятно для великой Кит.ской культуры. Застойный характер феодализма, а затем колониальная политика западноевропейских стран затормозили поступательное развитие искусства. Кит., как и другие страны Востока, не знал культуры, аналогичной европейскому Возрождению, не создал в условиях кризиса феодальной и зарождения капиталистической формации реалистического искусства нового типа. Тем не менее вклад Кит.ского народа в мировую культуру огромен. Искусство Кит.. ИСКУССТВО 7—13 ВЕКОВ Н.Э.

После периода междоусобной борьбы и разобщенности в 589 г. н. э- произошло новое объединение юга и севера страны в единое феодальное государство, которое носило название Суйской империи. Просуществовав всего тридцать лет, Суйская империя сыграла большую роль в истории Кит., создав предпосылки для образования одного из самых больших и могущественных средневековых государств — Танской империи. Восстановление единства страны в конце 6 в. н. э. способствовало ее экономическому процветанию. Усилились и завязались связи между различными областями Кит., вызвавшие сооружение новых путей, а также строительство великого канала протяжением свыше 1000 км, соединившего долины рек Хуанхэ и Янцзы с заливом Ханчжоувань. В период Суй завязались широкие международные связи с различными странами Востока, в частности с Таиландом и Яп.. К середине 8 в. в Кит. завершился переход от раннего к развитому феодализму. Черты нового экономического развития получили свое полное выражение в танский период, когда присоединение новых земель и широкий торговый и культурный обмен с народами других стран обеспечили небывалую в истории Кит. мощь государства. Танская империя раскинулась с севера на юг от Великой стены до ИндоКит. и с запада на восток от Синьцзяна до Тихого океана. Караванный путь, связывавший страну со Ср. Азией, б. также подвластен Кит.. Со странами Ср. Аз., ИндоКит., Индией, Индонезией, Яп., Ир.ом и Византией поддерживались торговые, культурные и дипломатические отношения.

В административном отношении Танская империя представляла собой централизованное феодальное государство со сложной иерархической системой управления, все нити которого сходились в руках центрального правительственного аппарата. С большой быстротой в это время росли и развивались города, ставшие центрами торговли, ремесла и культуры. Они возникли по берегам рек и морей, у границ государства и на стыке сухопутных торговых путей. Крупнейшими городами того времени б.и Чанъань (нынешняя Сиань, провинция Шэньси), являвшаяся столицей государства, и Др. Лоян, заново построенный во время династии Тан.

Важные в социально-экономическом отношении перемены, обусловившие переход общественной жизни Кит. к этапу развитого феодализма, произошли в сельском хозяйстве. Суть этих процессов заключалась в том, что на смену государственной надельной системе пришло поместное владение феодалов. Это, однако, подорвало экономическую и политическую основу, на которой выросла сама Танская империя. Захват основной части земли крупными и мелкими феодалами, постепенно разрушая мощь централизованного государства, привел к ослаблению Танской империи. Уже к концу 8 в. она начинает клониться к упадку. В связи с массовой экспроприацией крестьянских земель, ростом повинностей и налогов положение крестьян резко ухудшилось. Всю вторую половину 9 в. заполнили крестьянские восстания. Танская империя, утратив б.ое могущество, пала в 907 году.

Период, последовавший за падением Танской династии, получил в истории название «пяти династий». Это смутное время продолжалось пятьдесят три года; для него характерно существование многочисленных государств.

Лишь в 960 г. Кит. б. вновь объединен под властью династии Сун (960—1279), но уже на меньшей территории: Сунам не принадлежал север страны, где господствовали захватившие его кочевники — кидане. Большая часть земли в сунском Кит. уже принадлежала отдельным феодалам. В связи с ростом феодальных поместий увеличилась посевная площадь, что создало условия для временного подъема в хозяйстве страны. Основная торговля и все экономические связи велись через южные и юго-восточные сухопутные и морские пути. Внутренняя и внешняя торговля через южные порты достигла широкого размаха. Из Кит. вывозились: золото, серебро, шелк, фарфор, предметы искусства и художественного ремесла. В связи с торговлей особенно богатели южные города: Кантон, Ханчжоу, а также города, стоящие на судоходных реках, как, например, столица Сунской империи Бяньцзин (современный Кайфын), расположенная на реке Бяньхэ. Большие богатства сосредоточивались в руках купцов и ростовщиков, число которых невероятно возросло в городах и деревнях. Крестьяне, прикрепленные к землям феодалов и задавленные непосильными поборами, вынуждены б.и постоянно обращаться к ростовщикам. Разорение крестьян вызвало в сунское время массовые крестьянские восстания, приобретавшие подчас характер крестьянских войн. Классовые противоречия обострялись и внутри господствующего класса. На протяжении всего правления Сунской династии Кит. беспрерывно подвергался набегам кочевников: уйгуров и киданей в 11 в., а позднее — тангутов и чжурчжэней. Расшатанное внутренними противоречиями государство не смогло противостоять вторжениям завоевателей, и в 1127 г. вся северная часть страны б. захвачена чжурчжэнями. Императорский двор и часть населения севера бежали на юг за реку Янцзы, где 'б. основана Южно-Сунская империя со столицей Ханчжоу, которая в свою очередь пала в 1279 г. под ударом еще более грозного противника — монголов. Так окончился один из наиболее ярких и значительных периодов истории феодального Кит..

Танский и сунский периоды, ознаменовавшиеся рядом важных изобретений мирового значения — компаса, пороха, передвижного шрифта,— оставили и очень большое количество памятников литературы и искусства. Это б. этап наивысшего расцвета культуры феодального Кит., а также один из наиболее значительных этапов в развитии средневекового искусства вообще.

Значение Кит.ского искусства 7—12 вв. заключается не только в том, что сформировались и развились многочисленные новые виды, жанры и формы искусства. Самым важным б.о то, что в искусстве Кит. этого времени нашли яркое выражение исторически прогрессивные тенденции средневекового искусства, его обращение к духовному миру человека, его гуманистическая основа. Кит.ская архитектура, скульптура и живопись, тесно связанные с общим высоким подъемом культуры, достигают большого расцвета. Широта и утонченность этой культуры обусловили значительно большую светскость всего искусства. Именно это время характеризуется небывалым для средневековой эпохи расцветом светской станковой живописи, занявшей среди других видов искусства уже в 7—10 вв., а особенно в 11—13 столетиях основное, ведущее положение. Вместе с тем все большая перестановка акцентов от культовых к светским формам искусства знаменовала собой в Кит. завершение в 7—8 вв. перехода от ранней к развитой средневековой культуре.

Архитектура 7—13 вв. известна полнее, чем зодчество 4—б столетий. Сохранились не только храмы и пагоды, но и планы городов, а также ряд деревянных сооружений. Основные конструктивные и эстетические принципы Др. Кит.ского зодчества в силу своей глубокой рациональности, простоты и гибкости легли в основу средневековой архитектуры, в которой они б.и по-своему использованы и обогащены в связи с новыми социальными и эстетическими потребностями. Особенности социально-экономических условий 7—10 и 11 —13 вв. обусловили некоторое различие тенденций в понимании архитектурных форм. Так, в могучей, богатой и единой Танской империи создавались полные ясной гармонии, спокойные и величественные и вместе с тем торжественные и праздничные архитектурные формы. Тенденции также весьма высокой архитектуры сунского времени связаны со сложностью и противоречивостью самого исторического периода. Бурное развитие городов, концентрация в них наиболее сложных ремесел, известная демократизация городской культуры вызывали все больший интерес к светской архитектуре, к разнообразию ее оформления. Духовная жизнь становилась многообразнее, интенсивнее и проявлялась то в лирических, то в полных яркой красочности декоративных формах. С другой стороны, беспрерывные войны, обнищание населения и ослабление государственного могущества уже не могли способствовать развитию тех монументальных форм, которые характеризовали танское зодчество. Гедонистические вкусы правящих кругов, особенно в южносунский период, сказались в стремлении к большой утонченности, порой интимности, легкости и живописному изяществу в архитектуре.

В Танской империи рост городов с огромным, иногда миллионным населением обусловил расширение и большую четкость планировки, чем это б.о в предшествующее время. Классическим образцом средневекового города 7—10 вв. б. столица этого времени Чанъань, представлявшая в плане почти квадрат, окруженный монументальной стеной. С запада на восток город насчитывал около 18 км, с юга на север около девяти. «Запретный город», то есть весь ансамбль построек императорского дворца, б. также обнесен стенами с башнями и воротами. Вне его стен простирался обширный город, пересеченный с севера на юг и с запада на восток девятью прямыми и широкими магистралями, делившими его на правильные части. Между магистралями располагались обнесенные стенами кварталы, носившие наименование фаны. На ночь ворота всех фанов запирались, и каждый квартал превращался в изолированный маленький город.



2015-12-04 456 Обсуждений (0)
Искусство Японии в средние века. 7 страница 0.00 из 5.00 0 оценок









Обсуждение в статье: Искусство Японии в средние века. 7 страница

Обсуждений еще не было, будьте первым... ↓↓↓

Отправить сообщение

Популярное:



©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (456)

Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку...

Система поиска информации

Мобильная версия сайта

Удобная навигация

Нет шокирующей рекламы



(0.011 сек.)