Страстная седмица Великий понедельник
Полунощница. Утреня [23,24]. На престоле полагается икона Страстей Христовых («Жених Церковный», греч. «Νυμφίος»), и перед ней возжигается свеча. На двупсалмии священник кадит, по обычаю, священнической кацией [25]. Икону Страстей Христовых износит священник, хотя в предшествующие века ее полагал в проскинитарии пономарь без особого чина изнесения. После шестопсалмия и великой ектений поется «Аллилуйя» — дважды медленного распева и дважды обиходного [26]. Затем тропарь «Се Жених грядет в полуно-щи...» — дважды медленно и единожды обиходно. С началом пения тропаря в первый раз (в алтаре), священник с иконой Страстей Христовых исходит через Царские врата и полагает ее в проскинитарии. От Царских врат до проскинитария перед священником идет пономарь с возжженной выносной свечой. Священник (седмичный) прикладывается к иконе, за ним подходят игумен и прочие отцы по чину. Пономарь возжигает свечу проскинитария. На кафизмах полагается чтение. На седальне по третьей кафизме пономарь ставит перед Царскими вратами складной аналой для Евангелия и перед ним — горящую выносную свечу. Возжигается также свеча Царских врат и масленки, которые горят до окончания стихир на стиховне. На словах синаксария «В сей месяц...» — звон в железное било. На 9-й песни священник, в мантии и епитрахили, кадит священнической кацией. Поются обычно хвалитны из «Άθωνιάς» Π. Филанфидиса. После отпуста — перерыв. Часы 1, 3, 6-й.Чинопоследование часов обычное, без чтений.
9-й час и вечерня с литургией Преждеосвященных Даров. На литургии читается одно Евангелие, без Апостола. Великое повечерие. Поется трипеснец из Триоди. Великая среда Последняя литургия Преждеосвященных Даров и последнее чтение Четвероевангелия на часах. Вечером — малое повечерие без акафиста. Великий четверток Полунощница. Утреня. 1-й час. Утреня совершается по такому же чину, как и в Великий понедельник. При медленном пении в первый раз тропаря «Егда славнии ученицы...» икона Тайной вечери износится из алтаря и полагается в проскинитарии. Перед чтением Евангелия пономарь устанавливает в положенном месте складной аналой для уставного чтения, которое бывает сразу после Евангелия, так как кафизмы отстутствуют. К утрене присоединяется 1-й час, на котором чтец читает под большим паникадилом паримию. После отпуста следует перерыв. Великопостные пелены в соборе и прочее меняются на праздничные (не воскресные, но и не темные), которые остаются до вечерни Великой субботы, совершаемой в субботу утром. Таинство елеосвящения. 3-й и 6-й часы. Правило ко святому причащению. Перед елеосвящением знаменают в будильный колокол и в ручное било, трижды обходя вокруг собора (о таинстве елеосвящения см. ч. 1, гл. 3). Перед правилом ко святому причащению — звон в железное било. 9-й час. Вечерня с литургией святителя Василия Великого. На изобразительных — праздничное деревянное било, железное било и три статии великих колоколов.
Литургия — с соборным служением (см. ч. 1, гл. 6), в светлых облачениях. С началом предначинательного псалма два пономаря возжигают свечи (масленки) всех подвесных крестов, остальные свечи и масленки, гентекии и весь хорос. На «Господи, воззвах...» кадят два диакона с сионами и праздничными воздухами. Вход с Евангелием. На «Трисвятом» два пономаря кадят праздничными кациями. После Евангелия возжигается полностью большое паникадило. После «О Тебе радуется...» свечи, паникадило, масленки, гентекии и хорос гасятся. Вместо Херувимской и причастна поется «Вечери Твоея тайныя...». «Вечери Твоея...» также многократно повторяется во время причащения верных и читком произносится вместо «Да исполнятся уста наша...». Трапеза совершается просто, по-будничному. Хотя в Триоди и говорится о разрешении на вино и елей, обычно разрешается только вино. Вечером — малое повечерие без акафиста. Великий пяток Полунощница. Утреня. Наполунощнице — праздничное деревянное и железное била и 12 ударов в большой колокол, по-погребальному (πενθίμως, то есть «скорбно»). Седмичный священник кадит на двупсалмии, по обычаю. После шестопсалмия пономарь возжигает масленки и свечи и ставит перед Царскими вратами складной аналой, а перед ним — две выносные свечи. «Аллилуйя» и «Егда славнии ученицы...»— дважды медленно и единожды обиходно. Сразу же после пения в третий раз «Егда славнии ученицы...» начинается чтение первого Евангелия. Пономарь возжигает выносные свечи (свечу Царских врат он не возжигает, так как освещение достаточное). Первое Евангелие страстям Господним читает игумен, а остальные — в порядке старшинства священники монастыря, облаченные в мантию и епитрахиль [27]. После первого Евангелия полагается уставное чтение. Время совершения других двух или трех чтений устанавливает уставщик [28]. Если совершается только одно чтение, то оно обычно следует после седьмого Евангелия. Первые три антифона поются музыкально певчими [29], а остальные антифоны - отцами, назначаемыми уставщиком. Три первые антифона начинаются на правом клиросе, следующие три — на левом и т. д. Каждый тропарь антифонов поется дважды (если не всех, то, по крайней мере, первых трех1). После пятого Евангелия пономарь убирает икону Тайной вечери из проскинитария и складной аналой, стоящий перед Царскими вратами. Возжженные выносные свечи пономарь ставит у северной двери алтаря. Чтец с певчим правого клироса входит в алтарь. Совершается изнесение иконы Распятия Христова. Впереди идет чтец, который канонаршит «Днесь висит на древе...» [30], за ним — поющие певчий и его помощники (иногда певчий поет, стоя на своем месте, то есть на правом клиросе), затем два пономаря с выносными свечами, один или два диакона с напрестольными свечами и кадилами [31] и седмичный священник с иконой. Все находящиеся в храме выходят из стасидий и стоят с непокрытыми головами. Священник полагает икону Распятия в проскинитарии, кадит ее, прикладывается к ней и уходит в алтарь. Затем к иконе, полагая земные поклоны, прикладываются игумен и прочие братия по чину [32]. Пономари ставят складной аналой и выносные свечи перед Царскими вратами, как они стояли до изнесения иконы. -------- 1 В старейших киновиях повторяются тропари всех антифонов. После того как правый певчий закончит медленное «Днесь висит на древе...» — левый певчий повторяет его по-обиходному. Затем следуют прочие тропари антифонов. После седьмого Евангелия и уставного чтения игумен читает 50-й псалом, и затем сразу следует восьмое Евангелие. 5-ю и 8-ю песни трипеснца поют отцы, назначаемые уставщиком. 9-я песнь и эксапостиларии — «старческие». На 9-й песни священник кадит священнической кацией. Стихиры на «Хвалитех» и на стиховне — из «Άθωνιάς». Стихиры на «Слава» и «И ныне» поются медленно, музыкально [33]. По завершении одиннадцатого Евангелия пономарь переносит складной аналой от Царских врат на обычное место под большим паникадилом, так как двенадцатое страстное Евангелие читает первый диакон. Евангелие износится диаконом из Царских врат как обычно. После каждого из одиннадцати первых Евангелий поется «Слава долготерпению Твоему, Господи, слава Тебе», после двенадцатого — «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». В конце — отпуст и перерыв. Великие часы. Великие часы совершаются по тому же чину, что и в навечерие Рождества Христова, со следующими особенностями. Пономарь кадит не с воздухом, а с ручным платом [34]. На блаженнах нет колокольного звона. После изобразительных — отпуст и перерыв. Трапезы не бывает. Великая суббота Вечерня [35]. Перед началом службы — будильный колокол, ручное деревянное било (натри статии), праздничное деревянное било, железное било и большой колокол (по-погребальному, 12 раз). Служба начинается с вечерни, потому что 9-й час читается утром. Пономари возжигают свечи (масленки)
всех подвесных крестов, остальные свечи и масленки, гентекии и хорос полностью. На «Господи, воззвах...» хорос раскачивается. Кадят два диакона. На «Слава» уставщик, облаченный в мантию, творит «схиму» под большим паникадилом, уведомляя священников о совершении входа. Священники творят поклон, повернувшись к архиерейскому месту, входят в алтарь и облачаются в епитрахили и фелони (золотого или красного цвета). Вход с Евангелием. Затем чтец читает паримии и Апостол. Евангелие читает первый диакон на обычном месте. Во время чтения Евангелия пономарь забирает из проскинитария икону Распятия и полагает вместо нее икону Положения во Гроб(τού ‘Επιταφίου Θρήνου) или Снятия со креста [36]. На «Рцем вси...» пономари устанавливают под большим паникадилом подставку для плащаницы [37], а на «Исполним...» ставят возле северной алтарной двери выносные свечи. Чтец входит с непокрытой головой в алтарь и канонаршит стихиры на стиховне, поемые священниками. Игумен со священниками, при медленном пении «Егда от древа...» [38], берут плащаницу и, возложив ее на главы, трижды обносят вокруг святого престола, а затем исходят из алтаря через северную дверь. Перед священниками идут чтец-канонарх, два пономаря с выносными свечами и два кадящих диакона с напрестольными свечами. Плащаница трижды обносится вокруг подставки и полагается на нее. Стихиры на стиховне поют только священники1. Затем на «Слава» левый хор поет медленное «Тебе, одеющагося...» [39], а священники и остальные отцы по чину, полагая земные поклоны, прикладываются к плащанице.
-------- 1 Во время изнесения плащаницы из алтаря и ее троекратного обнесения вокруг подставки канонарх идет рядом с несущими плащаницу священниками и канонаршит стихиры на стиховне, которые поют священники по очереди (по старшинству, начиная с игумена).
Совершается отпуст и гасятся все масленки, лампады и свечи. Плащаница украшается цветами. Вечером — малое повечерие без акафиста. Утреня. Благовест к утрене такой же, как и к вечерне. Священник возглашает «Благословен Бог наш...» перед плащаницей [40]. На двупсалмии — каждение, как обычно. После шестопсалмия пономарь возжигает масленки и свечи. После «Бог Господь...» и тропарей медленно поются седальны и канон (1-я и 3-я песни канона медленно поются певчими [41], а прочие песни — по-обиходному отцами, назначаемыми уставщиком). 9-я песнь — «старческая». Кадит священник. Пономарь в мантии раздает священникам и всем находящимся в храме свечи. После третьего «Свят Господь Бог наш» следует уставное чтение (чтец при этом стоит возле проскинитария). Игумен, священники и диаконы входят в алтарь и облачаются в епитрахили и фелони золотого цвета [42]. Когда священники облачатся, уставщик прерывает чтеца и все возжигают свечи. Священники с пением похвал исходят из Царских врат. Чтец стоит возле проскинитария и возглашает на каждый тропарь похвал один стих из 17-й кафизмы1. Игумен кадит храм и всю братию, говоря каждому: «Доброго Воскресения». Игумена сопровождают два диакона, спереди и сзади. Духовенство встает вокруг плащаницы лицом к востоку, и каждый, начиная от игумена и до самого младшего диакона, поет по одному тропарю похвал, затем снова игумен и остальные отцы по старшинству, заканчивая младшим диаконом, так же и в третий раз. Затем несколько тропарей антифонно поют клиросы и снова духовенство в указанном порядке. Последний тропарь первой статии духовенство поет медленнее. Далее следует ектения. ------- 1 Стихи Непорочных могут канонаршить и два чтеца по очереди. Второй чтец может стоять рядом с первым напротив местной иконы Пресвятой Богородицы, лицом к западу.
Тот же порядок сохраняется и на двух следующих статиях. На второй статии кадит второй по старшинству священник, а на третьей статии — третий. В конце священники поют тропари по Непорочнах [43] и после этого уходят в алтарь. Затем следуют хвалитны из «Άθωνιάς» и великое славословие (медленного распева). Пономарь дает отцам крест, рипиды и т. д. Совершается обнесение плащаницы вокруг собора. Первым идет монах в мантии, ударяющий в ручное било. За ним — один монах с крестом, двое с фонарями и двое с рипидами [44]. Затем — соединившиеся хоры, поющие медленный славник «Солнце, скрывшее...» («Τόν ‘ήλιον κρύψαντα») Германа Патрского1 [45]. За певчими следуют два монаха в мантиях, несущие выносные свечи, и священники, несущие на главах плащаницу. Звонарь по-погребальному (πενθίμως) звонит в большой колокол монастыря, а чтец, идя перед певчими, канонаршит славник. Вокруг собора обходят трижды с остановками и диаконскими прошениями. Два пономаря остаются в храме, поправляют лампады и убирают подставку для плащаницы. Обойдя собор в последний раз, священники встают в дверях нартекса [46] и, подняв плащаницу, держат ее в таком положении до тех пор, пока все входящие в храм не пройдут под ней. Певчие стоят рядом, продолжая петь славник. Один пономарь с ручным платом кадит входящих в храм кацией, а второй пономарь, стоя напротив первого, окропляет их благовонной водой из особого сосуда. Когда все пройдут под плащаницей, пение славника прекращается. Священники входят в алтарь Царскими вратами с пением «Благообразный Иосиф...»2. Монахи с 1 См. Приложение 2, с. 206 . 2 По Типикону монастыря преподобного Дионисия, после того как все пройдут под плащаницей, предстоятель возглашает: «Премудрость. Прости». См. Τυπικόν Διονυσίου, σ. 487.
выносными свечами встают перед местными иконами Спасителя и Божией Матери. Певчие занимают свои стасидии. Священники трижды обносят плащаницу вокруг святого престола и на словах «... покрыв положи» полагают ее на престол. Далее следуют паримия, Апостол и Евангелие, которое, по обычаю, читает первый по старшинству диакон, затем отпуст и перерыв. Часы 1, 3, 6, 9-й. Часы читаются поскору, без перерыва между ними. На 9-м часе в проскинитарии полагается икона Воскресения Христова («Сошествие во ад»), которая не убирается до отдания Пасхи. На изобразительных — праздничное деревянное било, железное било и великие колокола на три статии [47]. Возжигаются масленки, все подвесные кресты и свечи. Вечерня с литургией святителя Василия Великого. Совершается соборное служение. С началом предначина-тельного псалма пономари возжигают гентекии и весь хорос. На «Господи, воззвах...» на «И ныне»— вход с Евангелием. Прокимен не произносится. Чтец ставит под большим паникадилом складной аналой, лицом к востоку, и читает паримии. Пономари тушат гентекии и хорос. Во время чтения паримии из книги пророка Даниила один пономарь возжигает гентекии, хорос и малое паникадило, а второй разжигает праздничные кации. Чтец возглашает стихи, а игумен и за ним клиросы антифонно поют: «Господа пойте...» На «Елицы во Христа крестистеся...» чтец убирает складной аналой, а пономари кадят праздничными кациями. Затем под большим паникадилом читается Апостол. По окончании чтения чтец сразу возвращается в свою стасидию, не целуя руку игумена1. Игумен и за ним кли- 1 По греческой традиции, литургисающий священник (при соборном служении — предстоятель) в конце чтения Апостола встает в Царских вратах и произносит: «Мир ти, чтущему». Чтец Апостола подходит к священнику и целует его благословляющую десницу. Эта особенность соблюдается и в праздники и в будни. росы поют «Воскресни, Боже...», а чтец возглашает положенные стихи, стоя в своей стасидии. Игумен, с пением «Воскресни, Боже...», разбрасывает по всему храму лавровые листья из корзины. Пономарь единожды ударяет в железное било для извещения звонаря. Следует одна статия великих колоколов. Далее литургия святого Василия Великого, как обычно. Трапезы не бывает. Лавровые листья остаются на полу до крестного хода на Светлой седмице.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Модели организации как закрытой, открытой, частично открытой системы: Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы... Почему двоичная система счисления так распространена?: Каждая цифра должна быть как-то представлена на физическом носителе... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (788)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |