Светлое Христово Воскресение Пасха
дение. Вечером в Великую субботу храм торжественно украшается. На подсвечниках, паникадилах и хоросе устанавливаются новые свечи. Перед началом пасхального богослужения читаются Деяния святых апостолов [1]. Пономарь ставит складной аналой для чтения на обычном месте, возжигает над ним светильник и, сотворив поклон игумену, ударяет в будничное железное било. Священник возглашает «Благословен Бог наш...», и игумен начинает чтение первых глав Деяний святых апостолов1. Уставщик в определенное время останавливает игумена, и чтение продолжают братия, назначаемые уставщиком, по очереди. После того как Деяния святых апостолов будут прочитаны полностью, священник не совершает отпуст, а сразу возглашает «Молитвами святых отец наших...». Затем пономарь 12 раз ударяет в самый большой колокол монастыря и начинается полунощница (πρό τής Άναστά- ------ 1 В обители святого Павла в 1 час дня начинается малое повечерие, после которого следует чтение Деяний и в конце возглас «Молитвами святых отец наших...».
σεως ‘Ακολουθία). Пономарь возжигает свечи и масленки на подсвечниках и раздает свечи братии. Канон «Волною морскою...» поется так же, как на утрене Великой субботы: 1-я и 3-я песни медленно поются певчими, прочие же песни обиходно — отцами, назначаемыми уставщиком (кроме «старческой» 9-й песни). После канона возле проскинитария начинается чтение слова на Великую субботу святителя Епифания Кипрского («Что сие? Молчание многое на земли»)1. Игумен и священники с диаконами входят в алтарь и облачаются в праздничные облачения (полностью)2. Пономари гасят все масленки, свечи и лампады в храме и затем ставят вне храма — на том месте, где будут торжественно петь «Христос воскресе...» со стихами (ή τελετή τής Αναστάσεως) [2] — складной аналой С праздничным покровом. Когда священники облачатся, уставщик прерывает чтение. Игумен, поя «Приидите, приимите свет...», исходит из Царских врат3. Клиросы по одному разу поют «Приидите, приимите...». Впереди крестного хода идут два монаха с выносными свечами, за ними — священники, держащие свечи в руках, с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе...». Один из священников несет ико- 1 См.: РG 43, 440—464. Русский перевод см. в сборнике «Святоотечес-кие поучения на дни Страстной седмицы» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2001). 2 Или же священники облачаются только в фелони и епитрахили, а облачение на божественную литургию совершается после 3-й песни канона на утрене. Сам игумен облачается полностью и на пасхальную утреню. 3 Во многих обителях во время чтения слова св. Епифания гасятся все свечи и лампады в храме и алтаре, кроме лампады за святым престолом. Игумен, поя «Приидите, приимите свет...», возжигает от этой лампады свою свечу, от свечи игумена возжигает свои свечи духовенство в алтаре, затем игумен отверзает завесу Царских врат и встает в них (створки Царских врат обычно снимаются до конца Светлой седмицы). Все братия, собравшиеся к этому моменту возле Царских врат, возжигают свои свечи от свечи игумена. Пономари возжигают в храме лампады, свечи и прочее. Далее по тексту. Чин раздачи пасхального огня зафиксирован в Типиконе монастыря Преподобного Дионисия (см.: Τυπικον Διονυσίου, σ. 492). ну Воскресения Христова. Все останавливаются перед входом в храм, где стоит складной аналой. С началом пения игуменом первого «Христос воскресе...» — звон в великие колокола1. «Христос воскресе...» поется 13 раз медленным, так называемым «древним» напевом. (Если не все 13 раз медленно, то хотя бы первый раз — игуменом и четвертый и пятый раз — хорами). Игумен и после него певчие поют «Христос воскресе...» по три раза, затем отцы, назначаемые уставщиком, — шесть раз и в завершение снова игумен — до половины, и за ним правый хор — оставшуюся половину. Далее следует великая ектения, и все возвращаются в храм при пении Пасхального канона, который канонаршит чтец2. Храм в этот момент бывает уже залит ярким светом всех лампад, паникадил, хороса, свечей, возжженных заблаговременно пономарями [3]. Все паникадила и хорос раскачиваются. Каждая песнь канона поется двумя назначаемыми уставщиком священниками, которые занимают место певчих на клиросах3. На 1-й песни канона игумен, сопровождаемый двумя диаконами, один из которых идет впереди, а другой сзади него, кадит храм. В левой руке игумен и диаконы держат кресты со свечами. Игумен кадит всех находящихся в храме (по очереди), приветствуя каждого словами «Христос воскресе», на что каждый отвечает игумену «Воистину воскресе». ------- 1 Обычно во время пения «Христос Воскресе...» после «Слава Святей...» знаменают во все имеющиеся в обители колокола и деревянные и железные била. 2 Пасхальный канон поется на 14. В некоторых обителях Богородичные тропари Пасхального канона не поются до пятка Светлой седмицы (см.: Указание особенностей церковного богослужения на Афоне. М., 1994. С. 131). 3 То есть священники и диаконы, в облачениях, занимают места в стасидиях на клиросах и поют по очереди тропари Пасхального канона (с 1-й по 3-ю или с 1-й по 6-ю песни).
В конце 1-й песни первый диакон произносит малую ектению, возглас — игуменский. Два следующих священника начинают петь 3-ю песнь, а второй после игумена по старшинству священник в сопровождении двух диаконов кадит храм. Такой же порядок на остальных песнях. Но на 6-й песни [4] священник идет по храму не с кадилом, а с особым сосудом (μνροδοχείον), наполненным благовонной жидкостью, и кропит ею всех находящихся в храме. По 6-й песни, как обычно, звон в железное било. Затем читается правило ко святому причащению по особому чину: вместо канона и псалмов читается последование пасхальных часов (1 раз), а после него — молитвы ко святому причащению. Разрешительную молитву читает игумен непосредственно перед святым причащением. 9-я песнь с эксапостилариями поется игуменом и вторым по старшинству священником монастыря. Хвалитные псалмы не поются, так как Псалтирь не стихословится во всю Светлую седмицу. Сразу после «Хвалите Его, вси ангел и Его...» — стихиры с соответствующими стихами. Священники исходят из алтаря и поют стихиры Пасхи. Первым исходит игумен, держа в руках малое Евангелие [5], и встает на архиерейском месте. Второй священник, идущий с иконой Воскресения Христова за игуменом, целует Евангелие, а игумен — икону. После этого они христосуются друг с другом. Второй священник занимает стасидию возле игумена. Третий священник, с иконой в руках, также христосуется с игуменом и вторым священником и встает в следующую стасидию. И далее христосуются с игуменом и стоящими за ним отцами, соблюдая очередность по старшинству, остальные священники с иконами, диаконы с крестами и рипидами и прочие отцы (без икон) и паломники. Каждый занимает свободную стасидию возле идущего перед ним на
правом или левом клиросе и дальше, до тех пор пока все не похристосуются друг с другом. На «Слава, и ныне» пасхальных стихир на левом клиросе поется медленное «Воскресения день...» Мануила Хрисафиса [6] с кратимой (териремом), чтобы все успели похристосоваться. Затем поется «Христос Воскресе...» (трижды), и игумен с архиерейского места читает «Огласительное слово на Святую Пасху» святителя Иоанна Златоустого. После чтения поется тропарь святителю, произносятся ектений и совершается отпуст. Пасхальные часы читаются в средней части храма. Во время чтения пасхальных часов пономарь обходит вокруг храма, ударяя в ручное било на три статии. Несколько человек из братии одновременно с ним знаменают в колокола и в железные и деревянные праздничные, будничные и ручные била. Так же совершается звон во все дни Светлой седмицы (перед полунощницей, литургией, вечерней и повечерием). Паникадила гасят не на часах, а в конце литургии после «Ангел вопияше...». Царские врата не закрываются до бдения в неделю Антипасхи (в некоторых монастырях есть обычай снимать створки Царских врат и уносить их в нартекс). На литургии, по изволению уставщика, поются праздничные антифоны с блаженнами. На «Елицы во Христа крестистеся...» два пономаря с воздухами кадят праздичными кациями. Ектения об оглашенных не произносится. Сразу после Евангелия начинается Херувимская [7]1. Перед великим входом раскачиваются хорос и паникадила.
-------- 1 Если и имеется какое-то обоснование для отсутствия ектений об оглашенных (см. прим. 7 к настоящей главе), то оснований для сокращения прочих ектений между Евангелием и Херувимской нет. Обычно они и произносятся неопустительно. Следует отметить, что отдельной заупокойной ектений в греческом чинопоследовании литургии нет вообще. По древней афонской традиции, «Ангел вопияше...» поется перед чудотворной иконой Пресвятой Богородицы (ее обычное место — на левой передней колонне соборного храма) или если такой иконы нет, то перед местной Богородичной иконой. После «Ангел вопияше...» остаются возжженными только лампады и свеча проскинитария, все остальные светильники гасятся. Перед святым причащением игумен читает разрешительную молитву. Причащаются все. Во время причащения многократно поется «Тело Христово приимите. Источника безсмертнаго вкусите. Аллилуйя» на 3-й глас. Братия держат в руках горящие свечи до конца литургии. После отпуста игумен произносит: «Христос воскресе», все отвечают: «Воистину воскресе». Это взаимное приветствие повторяется трижды. Затем игумен говорит: «Слава святому тридневному Его воскресению», на что братия отвечает: «Покланяемся Его тридневному воскресению»1. На трапезу исходят с двумя выносными свечами. Игумен — в праздничной мантии и с жезлом. Звон в великие колокола. На последовании трапезы — две кации. Перед трапезой вместо «Отче наш...» поется «Светися, светися...», «Христос Воскресе...» (трижды), «Господи, помилуй» (трижды), «Благослови». Вместо «Благодарим Тя...» — то же самое. Вместо «Молитвами святых отец наших...» игумен и чтец произносят тропарь Пасхи «Христос воскресе...»2. Совершается возношение целой Богородичной просфоры. Обычный чин о Панагии («Велико имя...» и далее) заменяется пасхальным («Христос воскресе...», «Слава святому тридневному Его воскресению...» и далее). Артос не раздробляется. Все только прикладываются к нему после утренней трапезы ежедневно до пятка 1 То же после всех отпустов на Светлой седмице. 2 Тропарь «Христос воскресе...» (полностью) произносится священником после всех отпустов до отдания Пасхи вместо «Молитвами святых отец наших...». Светлой седмицы включительно. Артос раздробляется в субботу (на утренней трапезе), так как вся Светлая седмица считается одним днем. После трапезы все возвращаются в соборный храм, где поется многолетие игумену и совершается конечный отпуст. Паникадило и хорос предварительно раскачиваются. Вечерня в первый день Пасхи. В большой соборной зале (μέγα συνοδικόν) или в игуменской священники, диаконы и игумен облачаются во все священные одежды1 [8] и читают 9-й час пасхальным чином. Пономари возжигают все масленки, свечи и лампады в храме и раскачивают паникадила и хорос. Игумен возглашает «Благословен Бог наш...» в соборной зале, и затем все, держа свечи в руках, с пением медленного «Христос воскресе...» исходят в храм. Благовест «во вся» — как утром перед литургией. После пения тринадцати «Христос воскресе...» — великая ектения и «Господи, воззвах..» (без стихословия псалмов). На «Да исправится...» игумен с двумя диаконами начинает кадить храм, приветствуя каждого пасхальным приветствием «Христос воскресе» [9]. Две первые стихиры певчие поют из «Άναστασιματάριον άργόν» преподобного Иоанна Дамаскина [10]. Перед входом с Евангелием пономарь ставит в притворе складной аналой для Евангелия, лицом к востоку. Совершается вход с Евангелием и поется великий прокимен. Затем диакон с Евангелием в руках исходит из алтаря и в предшествии двух пономарей с выносными свечами идет в притвор. Священники с текстом Евангелия на разных языках распределяются по стасидиям по всему храму [11]. Игумен встает в Царских вратах. Рядом с ним — певчие обоих клиросов. Перед игуменом устанавливается складной аналой. ------- 1 Обычно во все священные одежды облачается только игумен.
Игумен с певчими начинают петь «гомеровское» Евангелие, начинающееся словами «Чтобы в наши уши всецело вложить...» ("Οφρα κε νωιτέροισιν...)1, на 8-й глас до конца первой статии2. После игумена священники на разных языках по очереди читают первую статию из 65-го зачала Евангелия от Иоанна, а последним ее читает диакон в притворе, по-гречески: «Позде бывшу...». Когда диакон заканчивает первую статию, уставшик один раз ударяет в железное било для извещения звонаря. Следует звон в великие колокола (на одну статию). Такой же звон — в конце второй и третьей статии. Пение четвертой статии «гомеровского» Евангелия игумен завершает торжественным окончанием3, аналой убирается, и певчие возвращаются в свои стасидии. Каждый из священников, сделав в конце четвертой статии музыкальное окончание, уходит в алтарь. Последним читает Евангелие диакон в притворе. На клиросах поется «Слава Тебе, Господи, слава Тебе». Последняя статия великих колоколов немного дольше, чем три предыдущие. Затем «Рцем вси...», «Сподоби, Господи...», «Исполним...». На стихирах на стиховне — христосование по тому же чину, что и на пасхальной утрене. На «Слава, и ныне» — «Воскресения день...» Мануила Хрисафиса, как указано выше. После христосования все поднимаются в большую соборную залу, где совершается отпуст. Духовенство разоблачается и следует угощение [12]. ---------- 1 «Гомеровское» Евангелие — это переложение Евангелия героическим гекзаметром, сделанное преп. Никодимом Святогорцем. Текст «гомеровского» Евангелия можно найти в различных богослужебных и музыкальных сборниках. (Например: Καλλίφωνος ‘Αηδών, ‘΄Αγιον ‘΄Ορος 1933. σ. 49. В этом сборнике «гомеровское» Евангелие распето на 3-й глас.) 2 Нужно иметь в виду, что «гомеровское» Евангелие, которое поет игумен, разделяется на 4 статии, так же как и 65-е зачало Евангелия от Иоанна. По окончании пения каждой статии «гомеровского» Евангелия остальные отцы читают на разных языках соответствующую статию из 65-го зачала. Игумен (в храме Протата архиерей) с певчими поют «гомеровское» Евангелие медленным распевом. 3 Игумен особенно музыкально произносит последние слова, как обычно в конце всех евангельских и апостольских чтений. На трапезу игумен идет в праздничной мантии, перед ним идут два монаха с выносными свечами. Звонят в великие колокола. Повечерие1. Повечерие (пасхальным чином) читается в притворе. Благовест «во вся» (см. выше, с. 175). В притворе возжигаются все масленки, лампады и свечи. Остается невозжженным только паникадило. Завеса Царских дверей притвора задернута. В конце повечерия игумен читает молитву святого Василия Великого [13]. Богородичные каноны и молебны не поются во всю Светлую седмицу.
Популярное: Организация как механизм и форма жизни коллектива: Организация не сможет достичь поставленных целей без соответствующей внутренней... Генезис конфликтологии как науки в древней Греции: Для уяснения предыстории конфликтологии существенное значение имеет обращение к античной... ©2015-2024 megaobuchalka.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. (928)
|
Почему 1285321 студент выбрали МегаОбучалку... Система поиска информации Мобильная версия сайта Удобная навигация Нет шокирующей рекламы |